Дукен Масимханулы: «Один пояс - один путь» - возможность для Казахстана
2022 ж. 30 қазан
53323
1
Страны постсоветского пространства поддерживают проект «Один пояс – один путь», отмечая, что при помощи китайских инвестиций решаются экономические вопросы, в первую очередь – инфраструктурные сети. Инициатива «Один пояс – один путь» соприкасается с национальной программой «Нурлы жол», принятой в 2014 году. Программа «Нурлы жол» направлена на инфраструктурное развитие Казахстана и, прежде всего, превращение Казахстана в Евразийский транспортно-логистический хаб, соединяющий Север и Юг, Запад и Восток Евразии, страны Европейского союза, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
ДУКЕН МАСИМХАНУЛЫ, директор Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова:
Программа КНР «Один пояс - один путь» представляет собой прекрасную возможность для Казахстана и многих развивающихся стран Центральной Азии, поскольку в рамках «Одного пояса – одного пути» Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан получают возможность развивать свою экономику, например, многие сервисные центры, гостиницы, центры технического ремонта, рестораны и небольшие рынки открываются вдоль автотранзитные и железные дороги. В будущем в этих местностях могут появиться небольшие города и поселки, что даст хороший толчок нашей экономике.
Китай является одним из крупных внешнеторговых и экономических партнеров Казахстана. Объем торговли между странами свыше одиннадцати миллиардов долларов. Китайские компании добывают сегодня более 25% нефти в Казахстане, на сегодня ведутся работы по увеличению пропускной способности трубопроводов из Казахстана в Китай. Реализуются 55 казахстанско-китайских проектов в таких сферах как машиностроение, строительная индустрия, сельское хозяйство, химическо-фармацевтическая промышленность, нефтегазовый сектор, энергетика и другие.
АДИЛЬ КАУКЕНОВ: главный эксперт КИСИ при Президенте РК:
«За счёт «Одного пояса – одного пути» Казахстан взглянул на свое место, на свое сотрудничество с Китаем. Скажу интересный момент, в Казахстане выросло на 70% рост международных услуг. За счёт чего? За счёт оказания логистических услуг, представляете на 70 %. Это огромный рост. Больше того появилась новая профессия «логист», и она стала популярной. Молодые люди идут и учатся. Почему? Потому что видят в ней перспективы. Огромные компании, которые научились работать благодаря «Одному поясу – одному пути» не внутри Казахстана, а на высоком международном уровне. Потому что надо обслуживать поезда, которые заходят в Европейский Союз. «Один пояс – один путь» он в целом внёс очень серьезные изменения в том, как Казахстан участвует в мировой глобальной цепочке производства».
АМАН МАМБЕТАЛИЕВ – советник Председателя Правления КИОР:
“В плане безопасности для региона, для Казахстана в частности, эта программа “Один пояс – один путь” есть ни что иное, как восстановление Шелкового пути и гармоничного воссоздания коммуникации между Западом и Востоком, что был нарушен определенный баланс сил на протяжении очень длительного периода времени. Поэтому сейчас данные коммуникации не стоит рассматривать лиш в экономическом плане, а в плане политической безопасности. В виду того, что с распространением безопасных путей транспортировки товаров и услуг идёт распростаранение сферы безопасности и мирого взаимодействия межгосударственными компаниями. Так скажем данная программа интеграции – есть отличный залог успехов именно в плане развития мира”.
До 2025 года Казахстан планирует инвестировать дополнительно 20 миллиардов долларов в транспортно-логистические проекты и подключиться к межконтинентальным магистралям «Западный Китай – Западная Европа», «Китай – Иран», что позволит превратить Казахстан в важнейший Евразийский транспортно-логистический хаб.
Светлана Кожирова – профессор, доктор политических наук:
«В целом рост торговли, рост инвестиций показывают такой положительный момент. И, конечно же, очень важно учитывать то, что через Казахстан проходит все транспортно-логистические пути, которые играют важную роль в рамках инициативы «Одного пояса – одного пути». Китай открыл Казахстану путь к морю, порт в Ляньюньган. И поэтому это тоже очень важное значение. И через Казахстан идут все дороги. Этот транспортно-логистический потенциал имеет очень важное значение для развития экономики обоих стран».