Новые пути развития машиностроения РК

Новые пути развития машиностроения РК

В любой отрасли экономики существенную роль играет грамотное определение новых путей и точек ее развития, особенно в современных экстремальных геополитических условиях, когда заметно меняются политические и экономические международные отношения.

                              Геополитика меняет машиностроение

В частности, война в Украине и международные санкции против России существенно изменили экономические отношения в Евразии, в Евразийском экономическом союзе и др., и они вызвали поиск новых путей и точек развития экономик многих стран.

Поэтому и в нашей стране появилась необходимость перестраивания промышленности, сельского хозяйства, науки, медицины и т.д., поиск новых путей для транспортировки сырья и товаров, открытие различных производств, мобилизация всех сил для производства самых востребованных товаров от сахара, сеялок, тканей до тракторов.

1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании отметил: «С учетом текущей геополитической ситуации Казахстан становится важнейшим сухопутным коридором между Азией и Европой. Нам нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения. Казахстан уже начал реализацию таких крупных проектов, как создание контейнерного хаба в Актау, развитие Транскаспийского коридора. К данной работе будут привлечены передовые логистические компании мира. Национальная компания «Қазақстан теміржолы» будет преобразована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию».

Действительно, в последнее время заметно выросли показатели компании «Қазақстан теміржолы», а по итогам 2021 года железнодорожное машиностроение показало рост на 300%!

Изменение геополитической ситуации вызовет в ближайшее время значительное увеличение грузооборота через территорию нашей страны – многие компании станут активнее использовать казахстанское направление, которое станет торгово-экономическим мостом между Азией и Западом.

Постоянный рост железнодорожного грузооборота вызывает также увеличение поставок продукции из Китая в страны Европейского союза. Согласно ежегодным отчетам АО «НК «Қазақстан темір жолы», рост грузооборота существенно увеличивает нагрузку на инфраструктуру АО «НК «Қазақстан темір жолы», а значит и на долю амортизационных расходов и интенсификации проектов по развитию сетей внутри страны. Это приведет к росту объемов внутренних закупок рельс, шпал, стрелочных переводов, рельсовых скреплений и т.д.

Особое внимание в Послании народу Казахстана уделено развитию сельского хозяйства, большие перспективы для развития аграрной сферы открывает сельская кооперация. Был реализован соответствующий пилотный проект. По его итогам урожайность в сельхозкооперативах, участвовавших в нем, увеличилась в два раза, а прирост поголовья – почти на четверть. Данный успешный опыт нужно поэтапно масштабировать по всей стране с учетом специфики регионов.

С учетом развития сельского хозяйства сельхозмашиностроение могло бы заниматься не только сваркой, окраской и сборкой тракторов и комбайнов, но и производством прицепных и навесных сельхозмашин – сеялок, плугов, борон, культиваторов и т.п. У нас они производятся, но не в достаточном количестве.

Также есть потребность производства передвижных жилых трейлеров-вагончиков для чабанов, оборудованные кухнями, ванными, душевыми, интернетом.

Всем известна проблема старения сельскохозяйственной техники, поэтому ее обновление является первоочередной задачей правительства. В результате уровень обновления парка сельхозтехники за последние 5 лет показывает положительную динамику. Если в 2017-м он составлял 1,9%, то в 2021 году – уже 4,3%., однако этого мало.

Отрадно, что идет рост сельхозтехники отечественного производства. По данным лизинговой компании «КазАгроФинанс», в 2021-м доля сельхозтехники отечественного производства возросла по комбайнам (79%) и тракторам (62%) от общего объема приобретенной техники.

                    Новый закон – за уход от сырьевого развития

Общее представление о развитии машиностроения на данном этапе можно получить по встрече премьер-министра Алихана Смаилова с председателем правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрамом Пшембаевым 20 апреля 2022 года. Глава Союза машиностроителей доложил о состоянии отрасли, стоящих задачах и перспективах развития в условиях влияния внешних факторов.

По итогам 2021 года значительный рост показали железнодорожное машиностроение на 300%, сельхозмашиностроение на 50,4%, горно-металлургическое машиностроение на 29,3%, автомобилестроение на 24%, электротехническое машиностроение на 16,7% и нефтегазовое машиностроение на 14,2%.

На встрече были обсуждены вопросы реализации Дорожной карты по развитию машиностроения до 2024 года, обеспечения отечественным сырьем предприятий отрасли, выделения доступного финансирования для создания новых и модернизации действующих производств, заключения оффтэйк-контрактов с отечественными товаропроизводителями, а также увеличения объемов производства в сфере машиностроения.

По словам Мейрама Пшембаева, в 2021 году общий объем импорта составил 41 млрд долларов, из них 17 млрд долларов или 41% приходится на продукцию отечественного машиностроения. В этой связи вопрос замещения импорта собственным производством является очень актуальной задачей для развития данного рынка и выхода на экспорт.

По итогам встречи Алихан Смаилов отметил, что правительство страны продолжит работу по стимулированию отрасли и созданию благоприятных условий для развития машиностроения в Казахстане.

В этом плане большую роль сыграло принятие закона о промышленной политике в конце прошлого года, который является комплексным и всесторонним и охватывает многие стороны полноценного развития промышленности.

По мнению Мейрама Пшембаева, новый закон определяет цели и задачи промышленной политики, что является весьма важным условием государственного стимулирования: «Закреплены принципы законности, равенства, транспарентности и взаимной ответственности государства и бизнеса. Четко определена компетенция правительства, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, местных исполнительных органов, а также субъектов промышленно-инновационной системы».

При этом глава СМК отметил, что вышеописанные субъекты должны будут обеспечить доступное кредитование, экспортную поддержку, привлечение инвестиций, консультационные услуги и т.д.

Он также напомнил, что наряду с уже указанными мерами вводятся новые: единая система мониторинга промышленности с учетом мер стимулирования, ежегодный национальный доклад о состоянии промышленности в стране, принципы работы Фонда развития промышленности, который будет обеспечивать льготным финансированием и т.д.

«Также особо отмечу норму закона, которая обязывает производителей металлов обеспечивать отечественных машиностроителей металлами по доступной цене», – заявил Пшембаев.

Иными словами, этот закон будет стимулировать местное производство, развитие обрабатывающей промышленности, открытие новых заводов, в том числе строительство сталелитейного завода, который решит сразу несколько задач: снизит цену материалов, увеличит казахстанское содержание и повысит конкурентоспособность отечественных предприятий на внутреннем и экспортном рынке. В целом новый закон предусматривает уход от сырьевой модели развития.

                       В РК стали больше производить автомобилей

Такие данные озвучила Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса. Согласно этим данным, в августе было произведено 9 016 единиц техники, что на 14,7% больше, чем в последний месяц лета 2021 года. Всего же за восемь месяцев 2022 года на территории Казахстана было выпущено 68 644 единиц техники общей стоимостью свыше 693 млрд тенге. Объемы выпуска превзошли результаты января-августа 2021 года на 24,7%.

В 2022 году было выпущено 62 543 легковых автомобиля, 4 811 единиц грузового транспорта, 712 автобусов, 396 прицепов и полуприцепов и 182 единицы прочей специализированной техники. В пятерке самых популярных брендов, продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане, Chevrolet (24 462 ед.), Hyundai (22 100 ед.), Kia (8 506 ед.) Lada (4 692 ед.), JAC (4 069 ед.).

Завод «АгромашХолдинг KZ» – первый масштабный проект по увеличению локализации производства в Казахстане. Локализационный центр был создан для того, чтобы производить компоненты для сельскохозяйственной отрасли, для автомобильной отрасли. 80% компонентов, например, сеялки в Казахстане производятся здесь.

Отличные результаты показывает завод «СарыаркаАвтопром», который выпускает легковые машины пяти брендов и где идет сборка мелкоузловая, собираются кузова и делается покраска. Это уже реальное производство. С конвейеров ежедневно сходит около 200 легковых машин. На рынке Казахстана доля костанайского завода достигла 61%. В прошлом году здесь произвели 60 тысяч единиц техники. Каждый десятый автомобиль отправлен на экспорт в страны СНГ.

С тех пор, как в начале 2000-х у нас появились первые автозаводы, в обществе шла дискуссия вокруг нашего автопрома – стоит ли за госсчет поддерживать своих производителей, если дешевле импортировать? Кстати, такие споры и дискуссии были и в других странах, где открывали свои автозаводы. Ныне все понимают, что если откроют рынок – автопром упадет даже без активного участия иностранцев, потому что большая часть населения купит подержанные иномарки.

В свое время корейцы защищали свой автопром чуть ли не 200% пошлинами. Ныне «корейцы» пользуются большим спросом во всем мире. Свое производство защищают и в Узбекистане, и в Иране и т.д. У каждого свой особый путь.

В свое время немало стран с развитым автопромом начинали собирать автомобили из импортных комплектующих, насытили продукцией свой рынок и стали работать на экспорт. Этим самым заложили основу для становления собственной автомобильной промышленности.

Учитывая огромные казахстанские расстояния и специфику, можно быть уверенным в том, что автомобили в стране будут востребованы всегда. В то же время для развития автопрома РК очень важен экспорт, потому что у нас все-таки небольшой рынок. Кажется, наш автопром наработал экспортный потенциал. Например, после наложенных санкций и ограничений, которые затронули автопредприятия РФ, спрос на казахстанские автомобили у соседей вырос в 9 раз.

                                                Дастан ЕЛДЕС