Как салафизм зашел в СНГ
2022 ж. 12 шілде
5169
2
В этом году Казахстан столкнулся с гибридной атакой с целью переворота. Январская трагедия показала, что КНБ РК использовал многие силы, в том числе радикальные группы в политических целях. Заговорщики планировали сделать Казахстан очередной горячей точкой, как это было сделано с Сирией, была угроза гражданской войны.
Как салафизм зашел в СНГ
За годы независимости из-за очень либерального законодательства о религии в Казахстан хлынула масса религиозных организаций и всевозможных сект, в том числе и экстремистского направления.
Например, официально признано участие салафитов в кровавых событиях в Актобе в 2016 года: теракты организовали «представители псевдорелигиозных течений» со спонсорами из-за рубежа, в нападении виноваты салафиты (ваххабиты) – последователи фундаменталистского ислама.
На некоторых видео, снятых в Алматы в январе 2022 года, можно расслышать, как выступающие на митинге кричат «Аллаху акбар», среди демонстрантов встречаются «бородачи», перед штурмом здания некоторые совершали намаз.
Мир наслышан о жестоких «подвигах» ваххабизма, прикрытых флагом «чистого» ислама. И сегодняшние ваххабиты стали хитро называть себя салафитами – последователями праведных мусульман так называемого «Золотого века», то есть теми, кто жил первые три века после пророка Мухаммеда. Это подмена понятий. Современный «салафизм» – это результат неправильного толкования хадисов Корана, помноженного на радикально-экстремистский подход к нормам шариата.
Как салафизм зашел в СНГ? В конце 80-х – начале 90-х с объявлением свободы вероисповедания в республики уходящего Союза потянулись спонсоры из Саудовской Аравии и др. стран для строительства мечетей, медресе, работы мусульманской общины, подготовки имамов и т.д.
Например, как свидетельствует писатель Торегали Казиев, в те годы поступило предложение Саудовской Аравии финансировать работу мусульманской общины Акбулакского района Оренбургской области, где в то время жил и работал писатель, но местные активисты отказались.
И впоследствии там, в том числе и в Казахстане, где приняли щедрую иностранную помощь, появились сторонники «чистого» ислама.
Правда, в начале 90-х годах первоначально салафизм начал проникать в Казахстан из севера – из Уфы и Челябинска, где были крупные центры салафитов. Не случайно в первой чеченской войне принимали участие салафиты из Западного Казахстана, которые попали под влияние первыми. Только потом во второй половине 90-х распространение салафизма пошло из Саудовской Аравии. Вот такие местные особенности.
Конечно, крайне безответственно вели себя руководители государств и религиозных организаций, которые допустили приход иностранных религиозных спонсоров и миссионеров. Ведь с давних времен религия тесно связана и с идеологией, и с политикой. Недаром издавна вслед за армией шли миссионеры.
По этой причине и забили тревогу в соседних странах. Например, в Таджикистане один из отцов-основателей политического ислама в стране, бывший кази Тураджонзода объявил салафизм орудием саудитов-ваххабитов и стоящих за ними американцев, которые хотят таким образом атаковать Иран на таджикской земле.
По этой причине салафизм под запретом в Узбекистане, Таджикистане и т.д. В январе 2009 года, по запросу генерального прокурора, Верховный Суд страны объявил салафитское движение вне закона.
Как появился ваххабизм?
Наличие Османской империи, единого мусульманского государства, не устраивало ведущие европейские колониальные державы XVIII века. Основным методом они избрали провоцирование внутреннего раскола внутри ислама. По мнению многих историков, целенаправленно в этом направлении работала Британская империя.
В течение XVII века множество молодых европейцев-христиан, принявших ислам, проникают в Турцию, Египет, Сирию, обучаются там в лучших мусульманских учебных заведениях, становятся «мусульманскими богословами», первыми штатными исламоведами британских спецслужб, опыт и знания которых могли помочь найти «слабое звено» в прочной цепи религиозного единства, которая обеспечивала мощь исламских государств.
Эти знания помогли понять, что ислам можно победить только изнутри. Исламская религия в те дни была основополагающей религией на Востоке. Мусульмане стояли у власти своих государств.
В 1710 году Министерство по делам колоний направило шпиона с заданием собрать необходимую информацию для раскола и уничтожения ислама. В Басре (Ирак) шпион Хамфер (Хемпер, Хамфри, Хантер) познакомился с молодым человеком по имени Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, человеком честолюбивым и темпераментным. Хамфер увидел в лице Ваххаба «желанного своего приятеля».
Его свободомыслие, честолюбие, чувство высокого мнения о себе, его способность трактовать Коран по-своему делали его уязвимым. Он очень пренебрежительно относился к Аби Ханифа (основатель исламистского учения). Он говорил о себе: «Я намного лучше понимаю ислам, чем этот Аби Ханифа». Перед англичанином ставилась задача развить в Абд аль-Ваххабе чувство собственной значимости и непокорности.
Хамфер придумал ему такую легенду, что видел его во сне в кругу пророка Мухаммеда, который произнес: «Эй! Мухаммед – ты имя мое, наследник мой, продолжатель моих идей в религии и в мире». Ты ответил пророку: «Посланник Аллаха, я боюсь показать людям свои знания?» Он сказал: «Не бойся, ты выше всех!» Когда Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб услышал сон о нем, он летал в небесах от радости, несколько раз переспрашивал Хамфера: «Ты веришь в то, что видел во сне?» Каждый раз Хамфер уверял самонадеянного Ваххаба в истинности этого сна.
С того момента аль-Ваххаб решил проявить себя и создать новое течение в исламе. И это течение было названо ваххабизмом. Таким образом ваххабизм был основан по проекту Великобритании Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом в 1730 году в Неджде. В последствие он был поддержан Мухаммедом ибн Саудом (годы правления 1726/27–1765), вождем племени анайза, населявшим район Эд-Дирийя в центральном Неджде.
Англичане втянули в свою политическую игру и Дирийского эмира ибн Сауда, который имел давние претензии к правителям соседних областей. Имея военное покровительство, ваххабиты от проповеди перешли к военным действиям, при этом отличались невиданной жестокостью, не щадили не стариков, ни женщин, ни детей, варварски разрушая на своем пути все мусульманские святыни.
После первой мировой войны Англия укрепила военно-политические и экономические отношения с саудитами, и к 1927 году ваххабиты овладели значительной частью Аравийского полуострова. Впоследствии всю захваченную территорию назвали Королевством Саудовская Аравия.
Пришло время запрета салафитской идеологии
Изначально в миссии ваххабитов проявилась их оппозиционная позиция к историческому исламу, пересмотру его положений. Эта позиция осталась и в наше время. По этой причине это течение ислама во многих мусульманских странах находится в «религиозной оппозиции».
Саудовская Аравия является лидером суннитского мира и финансирует огромное количество проектов по распространению салафизма – фундаменталистского течения ислама, предполагающего «возвращение к Корану и сунне».
Согласно материалам WikiLeaks, Саудовская Аравия через правительственные и негосударственные структуры осуществляла финансирование международных террористических структур, включая «Аль-Каиду» и ИГ. Достаточно сказать, что «террорист номер 1» Усама бен Ладен – из Саудовской Аравии.
Одним из основных факторов восстания из пепла радикальных исламистских организаций является стабильное и не прекращающееся их финансирование извне. По сообщениям в СМИ, основным спонсором терроризма по всему миру является Саудовская Аравия. В этом отношении известна роль и США.
В нынешних реалиях, когда салафизм становится опасным дестабилизирующим фактором в самых разных уголках планеты, власти Саудовской Аравии, откуда направились в «халифат» ИГИЛ более 3000 боевиков, все чаще задумываются о пересмотре статус-кво.
Ведь отдельные события свидетельствуют о том, что Эр-Рияд своей поддержкой радикальных группировок создал благоприятную среду для террористов и внутри страны. К тому же в этой стране существует салафитская оппозиция, и именно из нее идет поток добровольцев, отправляющихся воевать на стороне террористов по всему миру.
Между тем влияние Саудовской Аравии в религиозной сфере в Казахстане сильно. Это помощь в строительстве мечетей, подготовка имамов, финансирование отдельных проектов и т.д.
Задержание членов деструктивных религиозных течений в январских событиях может раскрыть карты «спящих ячеек» «салафизма» в Казахстане, о которых много говорили в свое время, например, после терактов в Актобе и Алматы в 2016 года, но всё осталось лишь разговорами.
В том числе и возможный запрет салафитской идеологии – во властных структурах РК было сильно лоббирование интересов «салафитов». Ведь даже после событий в Актобе не последовал запрет салафитской идеологии. Хотя за запрет выступили многие ведомства, депутаты, представители ДУМК, общественные деятели, журналисты и т.д. Но КНБ выступил против запрета.
Убивший полицейских в Алматы в 2016 г. Кулекбаев вроде тоже имел связи с салафитами. Террорист Кариев, который убил в Таразе в 2011 г. семерых человек, подозревался в связях с религиозными экстремистами.
В 2017 году было заявлено, что главная террористическая угроза для Казахстана исходит, как и ранее, от последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм. Именно они, по словам заместителя председателя Комитета национальной безопасности Нургали Билисбекова, представляют собой основу для формирования новых радикальных группировок в Казахстане. Билисбеков также уточнил: «В отчетный период на территории страны не допущено совершения 12 террористических и иных насильственных экстремистских акций, всего за террористический и религиозный экстремизм осуждены 123 радикала. Наряду с этим, следует признать, что не удалось предотвратить два акта терроризма, совершенные радикальными лицами в Алматы и в Актобе».
И ныне пришло время готовить имамов внутри страны, которые учитывали бы особенности традиционного «степного» ислама и законы светского государства. И пришло время запрета салафитской идеологии в Казахстане.
Погружение в историю возникновения ваххабизма открывает нам глаза на правду о псевдоидеологии, разработанной английской разведкой, которая имеет мало общего с исламом.
P.S. Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе журналистов, организованный Управлением по делам религии города Алматы.
Дастан ЕЛДЕС