PISA: учащиеся НИШ опережают сверстников на 124 балла
2022 ж. 29 наурыз
5865
0

После онлайн-обучения система образования Казахстана приходит в себя. Общеизвестно, что дистанционное обучение негативно повлияло на качество знания школьников и студентов. И таки слабая функциональная неграмотность наших школьников за время дистанционного обучения снизилась на несколько пунктов.
Дистанционка: рост функциональной неграмотности
Об этом написал в своем исследовании «Пандемия и образование в Казахстане: Серьезные потери и увеличение неравенства» Жан-Франсуа Марто, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане: «Система образования в Казахстане сталкивалась с вызовами еще до начала пандемии. До вспышки COVID-19 6 из 10 учащихся в Казахстане были функционально неграмотными – и это в стране с уровнем дохода выше среднего, где среднестатистический ребенок завершает 13,7 лет обучения в школе. Пандемия грозит привести к функциональной неграмотности еще более 100 000 учащихся».
Это и неудивительно – в некоторых аулах не было интернета, школьники и студенты ловили интернет на крыше или выходили в поля, забирались на близлежащую возвышенность, гору, где ловил интернет, чтобы отправить выполненные работы преподавателям.
Особенно трудно было в «вирусное» время сельским школам, тяжело пришлось школьникам из отдаленных аулов, где были перебои с интернетом, нехватка компьютеров, неготовность системы образования, учителей и школьников к онлайн-обучению и т.д. Большие трудности испытали и учащиеся младших классов. Если старшеклассники выполняли только домашние занятия, то малышам приходилось писать и классную работу, и домашнюю.
Конечно, в вузах ситуация с дистанционным обучением (ДО) была лучше, чем в школах, студенты и преподаватели более подготовлены.
Вообще-то как дополнительное обучение ДО давно используется за рубежом, особенно в вузах при определенных условиях. Это вроде советского заочного образования без посещения учебного заведения. ДО позволяет многим получить образование, находясь далеко от вуза.
У нас ДО использовалось в некоторых вузах, используется в Назарбаев интеллектуальных школах (НИШ), если школьники находятся за рубежом или по каким-то причинам не могут посещать занятия, находясь в Казахстане.
С этой точки зрения есть большой положительный результат от ДО как для школьников, студентов, так и для преподавателей, которые заметно повысили свой уровень владения информационными технологиями, стали активнее пользоваться различными образовательными платформами, программами для подготовки презентаций и обычными месседжерами.
Но как постоянная всеобщая основа обучения дистанционка привела к значительному снижению уровня образования.
PISA: учащиеся НИШ опережают сверстников на 124 балла
Низкое качество обучения в сельских школах особенно остро проявилось в последние годы, что вызвало справедливую озабоченность в обществе. Эта социальная проблема была и в советское время, однако она сильно усугубилась в годы независимости с упадком сельского хозяйства, незавидным положением села. Ведь это проблема не только образования, но в целом развития экономики, сельского хозяйства и сельских населенных пунктов.
В то же время в РК есть специализированные школы, где школьники показывают хорошие результаты: РФМШ, НИШ, БИЛ и др.
Жан-Франсуа Марто в вышеупомянутой статье отмечает разрыв между лучшими и слабоуспевающими учениками: «Взять, к примеру, Назарбаев интеллектуальные школы – сеть из 22 высоко конкурентных школ для наиболее способных учеников. Учащиеся НИШ опережают своих сверстников на 124 балла PISA, что соответствует почти трем годам обучения. Что касается функциональной грамотности, то успеваемость учащихся из НИШ также разительно отличается от среднего показателя по стране: согласно результатам PISA за 2018 год, всего 6,2% учащихся НИШ были признаны функционально неграмотными в сравнении с 64% по стране».
Высокая успеваемость небольшого числа учащихся – 1-2 % школьников РК – это хорошее достижение системы НИШ, и к таким результатам следует стремиться и в других школах, чтобы повышать средний уровень успеваемости по стране, для обеспечения большего равенства школьников.
В то же время опыт НИШ необходим для преодоления недостатков среднего образования, в первую очередь пересмотра, переоценки Единого национального тестирования, к которому целенаправленно готовят на протяжении многих лет, хотя ЕНТ показало свою неэффективность, не говоря о списывании на его сдаче. А также повысить качество школьных учебников.
Разрыв между лучшими и слабоуспевающими учениками стал темой в СМИ и социальных сетях с критикой системы НИШ за большое финансирование, «социальную несправедливость», неравенство школьников и т.д.
Например, депутат мажилиса Ирина Смирнова считает, что у одаренных детей из села нет шансов обучаться в НИШ без специальной подготовки. Да, формат и вопросы тестов по 4 предметам для поступления в НИШ отличаются от тестирования и ЕНТ в обычных школах, не говоря о невозможности списывания, как при сдаче ЕНТ. Если в обычной школе готовят к тестированию и ЕНТ, то так же необходима подготовка к сдаче экзаменов в НИШ – это немного разные системы образования.
К тому же в НИШ учатся немало школьников из сельских школ, которые подготовились самостоятельно. Есть также возможность онлайн подготовки без репетиторов или специальных курсов. Надо отметить, что в эти школы часто поступают дети из простых семей, не имеющих средств на платное обучение, мало детей из обеспеченных семей, такие, как правило, учатся в частных платных школах или за границей.
Ведь именно для детей из сельской местности предназначены общежития НИШ, а также детям-инвалидам, детям из многодетных, малообеспеченных семей и др.
Раз есть бесплатный интернат, есть и бесплатное питание, школьная форма, по этой причине и финансирование на НИШ в несколько раз больше, чем на обычную школу.
В РК нужны разные школы: государственные, частные, специализированные и др.
НИШ, как и РФМШ, БИЛ и другие специализированные школы, построены по образцу московской школы А.Н.Колмогорова, выдающегося советского математика. В НИШ переняли суть этой модели: бесплатное обучение и интернат для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение математики, химии, биологии, английского языка и др., прием в спецшколу на основе честного и большого конкурса.
Система НИШ заметно отличается от обычных школ – в них нет коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого.
Здесь реально учатся одаренные дети из всей республики. Огромный конкурс в НИШ и Назарбаев университет отбирает самых сильных и достойных детей. Поэтому не надо их закрывать – наоборот увеличивать количество таких школ и вузов. Именно ученику НИШ принадлежал уникальный рекорд в 2018 г. на международных экзаменах ACT и SAT Subject Tests: он набрал возможный максимум – 36 из 36 и 2 400 из 2 400.
Не пора ли пересмотреть или отказаться от ЕНТ?
В 2019 г. президент Владимир Путин предложил открыть в Казахстане российско-казахстанские школы и университет. От нашего президента было ответное предложение – открыть филиалы НИШ в России. «Можно было бы рассмотреть возможность создания в одном из приграничных регионов России филиала Назарбаев интеллектуальных школ, где уровень преподавания удивительно высок и отвечает передовым международным стандартам», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Знаковым событием для НИШ является успешное прохождение международной аккредитации CIS (Совета международных школ), самой известной в мире организации, созданной для продвижения высших стандартов и последних достижений в области образования. 18 Интеллектуальных школ получили международную аккредитацию CIS.
Выпускники НИШ с легкостью поступают в зарубежные и наши вузы. Каждый пятый выпускник этих школ в 2017 г. поступил в зарубежный вуз. Примерно 90% выпускников НИШ обучаются за счет государственных или университетских грантов. Некоторые выпускники проходят обучение в Гарварде.
Такая же ситуация с НУ – поступают на основе большого и честного конкурса без блата, взятки, списывания, как в наши вузы с ЕНТ, обучение на английском языке. НУ также показывает высокий уровень знаний и компетенций.
Основную особенность НИШ отметила Ирина Смирнова, правда в негативном ключе: «И самая главная привилегия – НИШ не участвуют в Едином национальном тестировании, которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников. То есть НИШ, получается, живет как государство в государстве».
Да, выпускники НИШ не сдают ЕНТ – сдают вместо него свои внутренние и внешние экзамены, которые приравнены к ЕНТ, что позволяло поступать в отечественные вузы. Это было определено Законом от 19 января 2011 г. «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», на основании которого осуществляется деятельность этих учебных заведений.
Например, итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена в НИШ проводят совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ принимают участие международные эксперты. Ученики НИШ сдавали экзамены внешнего оценивания, разработанные МЭСК и сопоставимые с международным уровнем А-level.
По окончании НИШ выпускники получают аттестат об общем среднем образовании, сертификат по английскому языку IELTS, международный сертификат CIE с результатами экзаменов внешнего суммативного оценивания.
На мой взгляд, высокий уровень успеваемости в НИШ не только в отсутствии коррупционных составляющих при поступлении, ориентации на западную систему образования, ведении отдельных предметов на английском языке, но и в освобождении этих школ от ЕНТ.
В самом деле, зачем НИШ ЕНТ, «которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников»? Не пора ли пересмотреть или отказаться от ЕНТ? И за основу принять экзамены в НИШ без коррупции и списывания.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz