Портрет лидера в интерьере двух эпох

Портрет лидера в интерьере двух эпох

Как горновой мастер стал главой государства и при этом оставался таким же, каким знали его друзья в молодые годы: человеком широкой души, открытого и доброго нрава. Об этом рассказал kzaif.kz.

На ХVI съезде Компартии Казахстана в Алма-Ате. 1986 год

Как хочется избежать привычных уже журналистских штампов – вроде «человек эпохи» или «этапы большого пути», – когда речь идет о выдающемся политическом лидере современности. А именно таковым является Нурсултан Назарбаев, герой нашего повествования. Человек даже не одной эпохи, а как минимум двух: эпохи советской и эпохи независимости Казахстана.

Но как тут избежать, когда и в самом деле жизнь Назарбаева состоит из ярких, крутых и во многих смыслах показательных этапов не только в процессе восхождения на высший государственный пост, но и формирования его как политика мирового масштаба, признанного лидера нации, прозорливого стратега?

Однако мы попытались рассказать об эпизодах жизни Нурсултана Абишевича, чей 80-летний юбилей все мы готовимся отметить, что называется, вне сложившихся стереотипов и выделить из всего многообразия его богатого на события жизненного пути то, что нам ближе всего, – нам хотелось, чтобы читатели больше узнали о Назарбаеве как о личности, как о человеке.

Как Назарбаев приглашал девушек в Темиртау

27 февраля 1962 года можно официально считать днем, когда Нурсултан Назарбаев стартовал в большой политике. Яркого рабочего парня из Темиртау выдвинули делегатом X съезда комсомола республики, который проходил в академическом театре оперы и балета в Алма-Ате. Молодой металлург вышел на трибуну и без бумажки на-гора выдал 10-минутный экспромт.

Впечатляющее, неординарное выступление не оставило равнодушными делегатов съезда ЛКСМ КазССР. Он эмоционально рассказывал о культурно-бытовых проблемах на казахстанской Магнитке, об отсутствии в городе кинотеатра, нехватке товаров первой необходимости, об элементарных и всем понятных бытовых проблемах. И потребовал ускорить строительство завода-ВТУЗа.

В конце своей пылкой речи Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что на крупнейшем в Средней Азии металлургическом предприятии трудятся тысячи молодых, физически крепких, а самое главное – холостых парней. Прямо обозначив большой недостаток представительниц прекрасного пола. Он обратился с призывом к девушкам смелее ехать в Темиртау. Сейчас это назвали бы призывом «гармонизировать гендерную политику в регионе»… «Под бурные аплодисменты Назарбаев передает президиуму съезда подарок – первый казахстанский чугун, первый казахстанский кокс, первый казахстанский каучук», – прозвучало в отчете Казахского телеграфного агентства (КазТАГ) о работе X съезда комсомола в Алма-Ате.

Самое главное, что пламенную речь 22-летнего сталевара услышал секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурымбек Жандильдин. Он приказал профильным министрам дать объяснения и принять соответствующие меры. Что касается Нурсултана Назарбаева, то в тот же день его избрали в состав ЦКЛКСМ КазССР и делегировали на очередной съезд ВЛКСМ в Москву.

Вскоре в главной партийной газете республики «Казахстанская правда» на первой полосе опубликовали фотоочерк о смелом комсомольце из Темиртау под заголовком: «Нурсултан – рабочий человек».

Выход на космическую орбиту

16 апреля 1962 года XIV съезд Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи впервые прошел в стенах Кремлевского дворца съездов. В историческом форуме приняли участие почти четыре тысячи делегатов со всего СССР. Главными героями съезда ВЛКСМ стали два космонавта. Во время открытия эпохального мероприятия Знамя комсомола в зал внес Герой Советского Союза Юрий Гагарин. В качестве его ассистентов выступали украинский шахтер Кузьма Северинов и узбекский хлопкороб Турсуна Ахунова. Затем с приветственным словом к комсомольцам обратился самый молодой в мировой истории космонавт Герман Титов.

«По широкому дворцовому проходу, чеканя по-военному шаг, крепко, по-богатырски охватив древко знамени, шел наш сверстник и современник, первый летчик-космонавт, Герой Советского Союза Юрий Гагарин. Он шел, а мы стояли и горячо, до боли в ладонях, хлопали ему», – рассказывал в интервью журналисту газеты «Актюбинский вестник» делегат съезда Укетай Байжомартов.

После официального окончания съезда знаменитых уже легендарных космонавтов обступили делегаты. Каждый норовил с ними сфотографироваться или взять автограф. Казахстанцам также удалось сделать снимок с Юрием Гагариным, который потом опубликовали почти все республиканские СМИ.

«Мы с Нурсултаном Назарбаевым сидели в первых рядах, – вспоминал Укетай Байжомартов. – Он оборачивается ко мне и то ли в шутку, то ли всерьез говорит: «Укетай, можешь предложить Юрию Гагарину сфотографироваться с нами?». Космонавт в это время позировал перед объективами с делегатами из Белоруссии. Они окружили его плотным кольцом, не подступишься. Я немного выждал, и когда народ отхлынул, подошел к Гагарину поближе и громко сказал: «Юра, ты поднялся в космос с казахстанской земли, с Байконура, и, думаю, наша земля так же дорога тебе, как и нам. Казахстанцы приглашают тебя сфотографироваться с нами». «Конечно, где вы находитесь?» – спросил он и последовал за мной к нашей делегации».

Спустя несколько месяцев пути первого космонавта Земли и успешного металлурга Казахстана вновь пересеклись. Они вошли в состав советской делегации, которая участвовала в VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Финляндии. В биографическом фильме «Путь лидера», посвященного жизненному пути первого президента РК, есть интересный эпизод: Гагарин и Назарбаев встретились на трансатлантическом лайнере «Грузия», в котором в Хельсинки проживала делегация СССР. И даже выпили немного итальянского вина. Правда это или художественный вымысел, официальная история умалчивает.

Аргументы – на ладонях

В Хельсинки для участия в VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов отправилась советская делегация в составе 700 человек. Помимо Юрия Гагарина СССР на масштабном мероприятии представляло немало известных личностей.

Например, от РСФСР в Финляндию отправился поэт Евгений Евтушенко, от Азербайджана – великий певец советской эпохи Муслим Магомаев… От Казахской ССР в столицу Финляндии этой чести удостоились десять делегатов. Среди них – первый в истории Казахстана чемпион СССР по вольной борьбе Амангельды Габсаттаров и темиртауский металлург Нурсултан Назарбаев. До Хельсинки через всю огромную страну они добирались на поезде. Уже в Финляндии поселились на лайнере «Грузия» вместе с остальными посланцами СССР.

Молодые, полные сил и энергии ребята ежедневно участвовали во множестве встреч со сверстниками. Одна из них особенно запомнилась горновому из Казахстана. Представители СССР провели диспут со студентами Бруклинского университета.

«Одна из девушек, звали ее Кариной Лагодо, допытывалась у меня: «Ты, наверное, сын какого-нибудь крупного коммуниста, если попал на этот фестиваль?» – писал в автобиографической книге «Без правых и левых» Нурсултан Назарбаев. – Пришлось прибегнуть к испытанному средству и показать свои ладони, покрытые толстым мозолистым слоем. И она своими изящными, ухоженными пальчиками с удивлением трогала жесткие желтые бугры».

Затем у молодого казахстанского металлурга случилась настоящая словесная дуэль. На сей раз – с корреспондентом из капиталистической страны. Назойливый журналист доставал Назарбаева провокационными вопросами: «Сколько стоит костюм, который на вас? Хватает ли вам зарплаты на жизнь? Вы бедный или богатый?».

По воспоминаниям свидетелей, в тот момент в зале застыла тишина. «Мой костюм стоит впятеро дороже вашего, – ответил Назарбаев. – В нашей стране людей не делят на бедных и богатых, белых и черных. А что касается моей зарплаты, ее хватает на жизнь, учебу и заботу о родителях». Присутствующие зааплодировали его ответу.

Едва не стал «Графом Орловым»

Нурсултан Назарбаев произвел на столичных кураторов очень благоприятное впечатление.

15 ноября 1962 года передовики производства выдвинули кандидатуру Нурсултана Назарбаева в члены КПСС.

«Мне объяснили, что в течение года за мной будут наблюдать, – рассказывал будущий президент. – Если за это время я покажу себя хорошим рабочим, не попаду в милицию, не буду слишком много пить, не будет у меня неприятностей с девушками, то по окончании срока меня изберут в члены партии».

Нурсултан Назарбаев мог считаться идеальным кандидатом в члены КПСС: передовик производства, молодежный лидер, активный комсомолец… Но, по воспоминаниям друзей, в его образцовой трудовой биографии все-таки был один пробел. Молодого, статного горнового… очень любили девушки.

«В те годы он был большим романтиком, – вспоминал в разговоре с британским биографом Джонатаном Айткеном сосед Назарбаева по комнате в общежитии Кабидолла Сарекенов. – У него была большая любовь с красавицей-гимнасткой из Украины Людмилой Керениш и еще более красивой, высокой русской официанткой по фамилии Орлова, работавшей в столовой. Мы даже шутили, будто Нурсултан собирается стать графом Орловым. Женщины просто бросались на него».

Но будущий президент оказался человеком морально устойчивым и во всех отношениях достойным. Испытательный срок продлился всего три месяца. 14 февраля 1963 года Нурсултану Назарбаеву вручили партийный билет №11054052 (впоследствии №02637097). Его он сохранит вплоть до распада СССР.

Пошел ва-банк и снова выиграл

По дороге в Хельсинки.

Осень 1973 года стала ключевой в карьере Нурсултана Назарбаева. Его избрали секретарем парткома сталелитейного завода. В те годы Карметкомбинат входил в число индустриальных гигантов союзного значения. На производстве трудились 40 тысяч специалистов, из них около трех тысяч – члены КПСС.

К тому времени на крупнейшем в Центральной Азии сталелитейном заводе накопился ворох производственных, а также социально-бытовых проблем, которые могли решить только в высоких кабинетах в Москве. В столице Союза не спешили обращать внимание на казахстанскую окраину. Тогда Нурсултан Назарбаев отважился на рискованный шаг.

29 декабря 1976 года в главном партийном органе КПСС, центральной газете «Правда», вышла резко критическая статья «Причислен к отстающим», написанная специальным корреспондентом Михаилом Полтораниным в соавторстве с Нурсултаном Назарбаевым. В газетной передовице детально раскрывались недостатки гигантского проекта и ошибки в строительстве, которые послужили причиной падения темпов производства. Статья произвела эффект разорвавшейся бомбы. В Темиртау приехала представительная комиссия из Москвы. В нее вошли около 50 партийных чиновников. Возглавлял делегацию секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих.

«Ну, думаю, наверняка будут снимать с работы, – вспоминал спустя годы Нурсултан Назарбаев. – Впрочем, особенно не волновался: вернусь в цех, не пропаду».

Однако несколько месяцев спустя по итогам работы специальной комиссии был опубликован подробный отчет «Об усилиях комитета партии Карагандинского сталелитейного завода по укреплению и созданию сплоченного коллектива». Работу Назарбаева признали удовлетворительной, а все негативные моменты списали на «недочеты центра по планированию и недостаток капитальных вложений».

Как «правда» до Кремля довела

На этом история с газетной публикацией не закончилась. Когда специальная комиссия завершила свою работу, казахстанскую делегацию вызвали «на ковер» в Кремль. В состав республиканской делегации вошел и Нурсултан Назарбаев. Сразу же по прибытии в Москву его вызвал к себе в кабинет один из самых влиятельных партийных функционеров того времени Михаил Суслов, считавшийся вторым человеком в партии и серым кардиналом КПСС.

«Что за чертовщина! – рассказывал Нурсултан Назарбаев британскому биографу Джонатану Айткену. – Суслов – бог в Советском Союзе, он на небесах. Зачем я ему понадобился?»

При встрече 72-летний «кремлевский старец» попросил молодого партийного работника из Казахстана показать на висевшей в кабинете огромной карте СССР город Темиртау.

«Это была любимая фишка Суслова, – писал Николай Зенькович в книге «Имя, ставшее эпохой». – Некоторые визитеры, услышав такие слова, объясняли их некомпетентностью хозяина кабинета, который, мол, даже не знал, где находится регион, откуда они прибыли. На самом деле Суслов преследовал иную цель. Если посетитель сразу находил на карте свой город, значит, знал его место в экономике страны».

«Я подошел к висевшей на стене большой карте Советского Союза, – вспоминал Назарбаев события тех дней в книге «Без правых и левых». – Вот здесь, Михаил Андреевич, находится. Вот Казахстан, вот Караганда, а рядом, в ковыльной степи, построили гигант черной металлургии страны, после военный стратегический объект».

Видимо, молодой политик приглянулся Михаилу Суслову. Опытнейший советский функционер со знанием дела посоветовал Нурсултану Назарбаеву, на что именно сделать акцент в своем докладе на предстоящем заседании ЦК. В итоге речь гостя из Темиртау получилась жесткой.

«Суслов предложил задавать вопросы различным чиновникам и министрам, которые подверглись критике, – продолжал Назарбаев. – Те сбивчиво говорили, будучи не в состоянии дать убедительный ответ. В конце концов Суслов пришел в бешенство. «Вы растратили деньги Советского Союза! – заявил он министру промышленности. – Вы превратили крупный государственный проект в шарашкину контору».

По итогам заседания в Москве Нурсултан Назарбаев приобрел влиятельного покровителя в Кремле, а Совету министров СССР было поручено принять постановление по улучшению культурно-бытовых условий металлургов казахстанской Магнитки.

Ему предсказали «борьбу и натиск»

22 марта 1984 года 43-летний Нурсултан Назарбаев стал самым молодым премьер-министром союзной республики в истории СССР. Первым делом он отправился в Москву для представления новому генеральному секретарю ЦК КПСС Константину Черненко. Но организовать аудиенцию с тяжелобольным генсеком оказалось делом не простым. В ожидании знакомства с ним гость из Казахстана трижды прилетал в столицу СССР и по несколько дней безвылазно сидел в гостинице.

«К этой встрече я тщательно готовился, старался, чтобы не ударить в грязь лицом, предусмотреть все возможные вопросы по состоянию дел в республике, – писал Нурсултан Назарбаев в автобиографической книге «Без правых и левых». – Встреча состоялась лишь с третьей попытки. Когда вошли в кабинет, Константин Устинович сидел за своим столом утомленный, с совершенно отсутствующим взглядом. Вид у него был очень болезненный – сам весь седой, и на лице ни кровинки. Вяло протянул руку».

Константин Черненко страдал одышкой, ему трудно было говорить. Поэтому встреча продлилась всего несколько минут, после чего ее пришлось прервать из-за плохого самочувствия генсека. Как потом вспоминал Нурсултан Назарбаев, аудиенция произвела на него гнетущее впечатление. Там же, в Кремле, Нурсултан Назарбаев познакомился с Михаилом Горбачевым, на тот момент занимавшим пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

«Долгим и обстоятельным был тогда разговор, – делился впечатлениями первый президент Казахстана. – Михаил Сергеевич сказал, что ему нравится мой жизненный путь, моя постановка многих вопросов. А после этого спросил: «Так как ты считаешь, есть у тебя хребет?». Я не сразу понял, что он имеет в виду. «Предстоят тяжелые времена, – пояснил он. – Будет натиск, будет борьба. Нелегко придется».

Предотвратил атомный взрыв на Тенгизе

На новом посту Нурсултану Назарбаеву почти сразу пришлось пройти первую «проверку на прочность». 25 июня 1985 года в Казахстане случился настоящий нефтяной апокалипсис. В Гурьевской области на месторождении Тенгиз на скважине №37

произошла техногенная катастрофа: на глубине 4467 метров произошел сбой, и в небо ударил гигантский фонтан нефти и газа высотой в 300 метров! Через несколько часов начался пожар небывалой силы. В эпицентре огненного ада температура достигала полутора тысяч градусов по Цельсию.

«Огонь пожирал все: тонны воды, металла, техника плавилась как пластмасса, – приводили слова очевидцев казахстанские СМИ. – Периодически с неба падала жареная дичь: это гибли стаи перелетных птиц, привлеченные огнем…»

По подсчетам академика Мафтаха Диарова, в результате аварии на Тенгизе в атмосферу произошел выброс 3,4 миллиона тонн нефти, 1,7 миллиарда кубометров горючих газов, 850 тонн меркаптанов и 900 тысяч тонн сажи. Заболеваемость населения в Гурьевской области выросла почти вдвое. Борьба со стихией продолжалась почти 400 дней.

«В один из моментов развития драмы заместитель министра из Москвы предложил подавить горящий нефтяной фонтан атомным взрывом, – привел любопытный факт в книге «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана» английский биограф Джонатан Айткен. – Премьер-министр КазССР решительно воспротивился на том основании, что это вызовет выпадение радиоактивных осадков, которые накроют селения всего региона. В конце концов он выиграл этот спор».

По совету Нурсултана Назарбаева на Тенгиз пригласили американского специалиста Реда Адера, имевшего опыт работы в подобных условиях. Нефтяник из Техаса со своей бригадой сумел пробурить альтернативные скважины и закачал в них тяжелые химические растворы, в результате чего пожар прекратился.

После гигантского пожара Нурсултан Назарбаев защитил в Москве значительный бюджет по восстановлению региона. При содействии стабилизационного фонда в области построили более 2000 км новых дорог, а рядом с крупными городами и промышленными центрами возвели аэропорты с длинными взлетно-посадочными полосами.

«Впервые в своей истории мы построили солидную сеть автомобильных и воздушных путей, – рассказывал казахстанским СМИ министр транспорта КазССР (1981-1992 гг.) Шамиль Бекболатов. – Наша огромная страна сильно нуждалась в ней, но Назарбаев оказался первым политическим деятелем, который сумел ее создать».

Иван РЕЗВАНЦЕ