Феномен в журналистике: сплав публицистики с научным анализом
2021 ж. 19 сәуір
1660
0
Меня всегда интересовала судьба журналистов. Все-таки профессия не только интересная и специфическая, но и опасная. Однако в случае с Ерболом Курманбаевым (1955-2020), известным журналистом, проработавшим к тому же заместителем главного редактора газеты «Свобода слова», главным редактором газеты «Правда Казахстана», оценка его как журналиста сразу дает сбой.
Оригинальный сплав публицистики и науки
Вчитываясь в его газетные статьи, с удивлением замечаешь, что многие из них – вполне законченные научные статьи, особенно о писателях, ученых, истории. Недаром многие газетные статьи Ербола вошли в его замечательную книгу «Лабиринты познания нового» (Семей, «Алаш-Таным», 2015), которая читается не «как газета», а как вполне солидный научный труд. Дело не только в том, что в книгу включены его статьи, опубликованные в различных научных сборниках.
Без сомнения, Курманбаев – опытный публицист с острым пером. С другой стороны, Курманбаев – выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, в последние годы – директор научно-исследовательского Центра инновационной деятельности Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, состоявшийся ученый.
Публицистика и наука – это разные области. Публицистика в нашем мире занимает не меньшее место, чем наука. Но наука на общество влияет меньше, чем публицистика, это все-таки замкнутая, элитарная область. А публицистика имеет возможность влиять на идеологию, на самосознание народа, играет важную роль в жизни общества.
В то же время, публицистика – жанр о злободневных проблемах, и как таковая имеет малый «срок годности». Эту особенность и отмечал Ербол в водной части своей книги: «Вот почему с подозрением отношусь к жанру реанимированных текстов, которые были рождены и увидели свет в свое время, написанные часто по определенному поводу в наличной ситуации».
Однако критическое отношение автора к статьям из СМИ в своей книге не имеет под собой основания – они прошли проверку временем, и актуальны в настоящее и будущее время.
Мы наблюдаем в его статьях оригинальный сплав публицистики и науки, «лирика» и «физика» – это и есть особенность дара публициста и ученого Ербола Курманбаева. По этой же причине его научные статьи читаются легко и убедительно благодаря публицистическому таланту автора, хотя поднимаемые в них проблемы очень сложные.
В то же время аналитический подход в его статьях делает эту книгу востребованной не только для широкого круга читателей, но и для специалистов, которые интересуются казахстанскими писателями, учеными, проблемами философии, истории, науки или культуры. Эта книга, по-моему, нужна для нашей молодежи для знакомства с казахской культурой, с большим миром казахской нации, с определенным срезом нашей истории.
Книга «Лабиринты познания нового» – это на самом деле увлекательное путешествие в мир научных открытий через призму своеобразной интерпретации, которая дает право автору подписывать под многими исследованиями «Мой Чокан», «Мой Ауэзов» и т.д.
Чокан Ербола Курманбаева
Например, в исследовании о Чокане Валиханове Ербол одним из первых выдвинул версию о возможной смерти ученого от отравления. В самом деле, как писал Курманбаев, «косвенные факты указывают на то, что Чокан, возможно, был отравлен. Он умер в степи, в юрте, от которой намеренно откочевал султан Тезек, бросив зятя умирать одного. Никто из русских чиновников, военных, знаменитых путешественников не пришел на помощь к умирающему Чокану, хотя он взывал о помощи, посылая в Семипалатинск и Омск письма с описанием своих мучений. Чокана схоронили тайно. Никто из врачей не констатировал смерть. К его могиле долгое время не пускали родственников».
Действительно, последние месяцы жизни Валиханова покрыты тайной. Если вы прочитаете развернутую биографию ученого, то сразу обратите внимание на особенность: о последнем годе его жизни сведения очень скудны, можно сказать, намеренно закрыты доступы к информации, особенно о последних днях.
Как отмечал Ербол, о туберкулезе, которым будто бы болел Чокан, заговорили после его смерти! В свидетельствах, письмах, документах говорилось о простудах, недомоганиях, болезнях Чокана, но о чахотке – ни слова. Тем не менее, туберкулез является основной причиной смерти ученого в его официальной биографии. Это, несмотря на то, что казахи раньше, в том числе и в ХIХ в., почти не знали туберкулеза благодаря активному потреблению кумыса. А Чокан пил кумыс.
«Эта версия стала активно продавливаться в печати лишь спустя 20 лет после кончины Чокана! Сначала о смерти от чахотки обмолвился один из друзей, состоявший, как и многие другие исследователи Азии, при Генштабе. И все подхватили эту подозрительно краткую, полную недомолвок историю о смерти от банального туберкулеза».
Интересно, аналогичная интерпретация тайны смерти Ч.Валиханова была и на театральной сцене.
8 февраля 2015 г. в Семее состоялась премьера спектакля – драмы «Монолог шепотом» – в русском драматическом театре им. Ф.М. Достоевского. Пьеса была написана ректором ЕНУ имени Л. Н. Гумилева Ерланом Сыдыковым, поставил ее режиссер из Кыргызстана Шамиль Джапаров, продюсером выступил Ербол Курманбаев.
Ерлан Сыдыков своей пьесой хотел не только восполнить отсутствие информации о последних днях (в пьесе – о последнем дне) ученого, но и приоткрыть завесу тайны его смерти.
Пьеса из одного акта: на суд зрителей представлена оригинальная трактовка жизни и смерти Валиханова посредством показа последних минут жизни смертельно больного ученого. Перед глазами Чокана и зрителей проносятся самые значительные моменты его жизни, он видится и прощается в своем воображении или видении с самыми близкими людьми, а у отца просит прощение – вся жизнь промелькнула как мгновение!
Конечно, одна из самых обсуждаемых тем для главного героя является вопрос о причине его смертельной болезни, его быстрого угасания «в богом забытом краю». С самого начала спектакля звучат слова Чокана: «Не могу ничего есть, все чудится отравой, как кумыс, каким потчуют денщики, приставленные из Верного… Ни света белого очам, ни покоя душе. Тело ломит, мысли горят, как головешки в костре. Тяжко думать, когда все болит… Что за болезнь, о, Создатель?»
В драме «Монолог шепотом» этот вопрос остался без ответа – этот вопрос адресован зрителям.
А ответы на простые вопросы есть: ряд материалов, связанных с исследованиями Валиханова, хранится в фондах Российского военно-исторического архива, которые были закрытыми. Если современная Россия откроет архивы военных ведомств, то покажет свой «уход» от политики царской и советской России.
Однако на такое решение проблем нет надежды. Как отметил Ербол Курманбаев, «нужно открывать архивы российской военной разведки, что практически невозможно».
Бессменный модератор «Тюркского семинара»
Научные изыскания Ербола Курманбаева, посвящены ли они аналитическому обзору жизни и творчества Валиханова, Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова, Ахмета Байтурсынова, Олжаса Сулейменова, Роллана Сейсенбаева или проблемам ментальности казахского народа, обнаруживают в его лице пытливого ученого, имевшего широкие познания в различных областях и с исследовательским напором раскрывавшего неизвестные грани известных личностей.
Например, Ербол исследовал такую малоизученную тему, как Мухтар Ауэзов и кино и Мухтар Ауэзов в кино.
Автор книги «Лабиринты познания нового» во многих статьях писал о казахской культуре и ее месте в нашей жизни. И своими аналитическими портретами писателей, ученых, композиторов он дополнил общую мозаику национальной культуры.
Вот как оценивал Ербол Курманбаев писателя Роллана Сейсенбаева: «Он не дает нам забывать, что у нас есть великая культура, что мы – культурная нация, и что культура не умрет в Казахстане никогда. Роллан Сейсенбаев владеет тайной созидания, тайной творческого поступка. Цепким, глубоким взглядом романиста он видит то, что неведомо другим. И в этой глубине – та сокровенная тайна Роллана Сейсенбаева, которая искупает все».
Даже Абай в подаче Ербола предстает совершенно иным, каким мы привыкли видеть его, и вместо хрестоматийного классика, заступника бедноты мы видим настоящего бая. И ответ Ербола на извечный вопрос: «Почему Абай разносил казахов в пух и прах, позволив себе беспрецедентную в мировой литературе национальную критику?» тоже оригинален.
И как исследователь сделал неутешительный вывод: «Но сегодня лично мне Абай, национальный эталон мудрости, кажется гением без биографии».
Ербол Асылханович Курманбаев принес огромную пользу казахстанской науке в качестве одного из руководителей «Тюркского семинара». Большой эрудит, интеллектуал и организатор, бессменный модератор семинара Курманбаев внес свою большую лепту в деле тюркского возрождения. Эти семинары трудно представить без блестящей модерации Ербола.
Летом 2014 г. писатель Хаким Омар и Ербол Курманбаев в алматинском магазине «ТЕМІРҚАЗЫҚ» организовали «Тюркский семинар», который сыграл заметную роль в культурной жизни Алматы. Последний семинар Ербол провел в феврале 2020 г.
Само перечисление фамилии спикеров семинара займет большое место, не говоря об интересной тематике выступлений. Оразак Исмагулов, Едиге Турсунов, Бек Ибраев, директор Академии Чингиза Айтматова в Лондоне Рахима Абдувалиева, Ауэзхан Кодар, профессор Цагааны Торбат из Монголии, профессор Маргарита Орлова (США), доктор Трой Штернберг (Оксфордский университет), общественный деятель Ибрагим Халил Балайогуллари (Азербайджан; Москва), писатель Рафаэль Безертинов из России, Максат Байлы, Сейдахмет Куттыкадам, Аслан Жаксылыков, Марал Томпиев, Бахитяр Аманжол, Шахимарден Кусаинов, Амангельды Нарымбаева, Кайрат Жанабаев, Нурлан Амрекулов, Жумажан Байжумин, Ерлан Кожабаев и др.
По выступлениям на семинаре для «Қазақ үні» я сделал несколько интервью: Хаким Омар: Почему богатые казахи имели несколько жен (https://www.qazaquni.kz/2018/01/12/80295.html), Аслан Жаксылыков: В социуме должны произойти духовные подвижки (http://www.qazaquni.kz/2017/10/27/76634.html), Кайрат Жанабаев: Мифы древних тюрков, или о чем поет Серебристая волчица (http://www.qazaquni.kz/2017/10/13/75948.html), Бахтияр Аманжол: Казахская музыка сакральна, универсальна, первична (http://www.qazaquni.kz/2017/03/28/66976.html), Сенсация! Максат Байлы: Тюркские корни «Илиады» (http://www.qazaquni.kz/2017/01/11/63104.html), Валихан Тулешов: Брусиловский, Затаевич и Бельгер – настоящие казахи (http://www.qazaquni.kz/2016/10/12/59102.html), Кайрат Жанабаев: Небо древних номадов – как зарождался мир (http://www.qazaquni.kz/2016/09/05/57363.html).
Интересные доклады готовили и сами руководители «Тюркского семинара». К тому же Курманбаев организовывал научные конференции с участием членов семинара.
Ербол был одним из талантливых и эрудированных интеллектуалов нашего времени. Он энергично вошел в нашу культуру в 1990-ые: снимал документальные фильмы, много писал, публиковался, позже работал как редактор в СМИ, писал научные статьи и успел написать свою единственную книгу...
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz