Как древние казахи проходили обряд очищения на Наурыз?
2021 ж. 21 наурыз
5298
0
Праздник Наурыз – один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным, и у восточных славян.
У казахского народа есть наполненные глубоким смыслом слова: «Не позволяй иссякнуть роднику!» Смысл их напрямую относится к тому, что мы связываем с праздником Наурыз. Родник, который мы обязаны сберечь, – это и родная природа, и высокое духовное начало в человеке, и его вера в собственные силы, и сознание своей ответственности за происходящее в жизни, и чувство дружбы между людьми.
С обретением Казахстаном независимости, во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX века, мы празднуем Наурыз – вечный праздник единения природы и человека, взаимопонимания и дружбы между народами. Официальное признание он приобрел 15 марта 1991 года, когда президент страны Н. Назарбаев своим Указом объявил день весеннего равноденствия праздником весны – Наурыз-мейрамы. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.
Насколько древним праздником является Наурыз? Что известно о зарождении и развитии этой традиции? Как древние казахи проходили обряд очищения на Наурыз? Об этом и многом другом корреспондент «Вечерней Астаны» беседовал с заведующим кафедрой археологии и этнологии Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева, доцентом Уланом Умиткалиевым. Интервью с ученым освещает Елорда Инфо.
– Улан Умиткалиевич, насколько хорошо тема Наурыза исследована отечественными специалистами, в частности историками?
– К сожалению, на сегодня я не могу сказать, что много специалистов в сфере этнографии, археологии, истории, культурологии пишут о Наурызе. Да, появляются отдельные публикации, но зачастую авторы не являются специалистами в перечисленных сферах, пишут об этом празднике, основываясь на рассказах своих отцов, дедов.
Ранее с научной точки зрения эту тему исследовали ученые-историки Алькей Маргулан, Озбекали Жанибеков, ученый-филолог Акселеу Сейдимбек.
– По вашему мнению, эта тема должна быть исследована более системно?
– Я считаю, что история Наурыза требует более глубокого изучения. Это масштабный государственный праздник, в честь которого дается три выходных дня, а мы до сих пор полноценно не исследовали историю его зарождения и развития.
– Почему это важно?
– Это традиция, которая может духовно возродить и объединить наш народ. В ней заложены очень важные смыслы – единение, прощение, сплоченность во имя общей цели, благополучия.
– Сейчас вы в процессе работы над собственной книгой об истории Наурыза. Что вас подтолкнуло к написанию этого труда?
– Являясь действующим археологом, я занимаюсь раскопками памятников раннего железного века на территории республики. В частности, это так называемые курганы с «усами», которые были созданы кочевниками, населявшими Центральный Казахстан в эпоху саков, то есть в V-III веках до нашей эры. Недалеко от кладбищ эти кочевники сооружали каменную насыпь высотой 2 метра, диаметром 30-40 метров. От нее с двух сторон были выложены полудугообразные каменные гряды длиной от 30 до 200 метров, которые ученые и прозвали «усами». Эти «усы» открыты на восток – на восход солнца. Рядом с такими сооружениями были найдены обломки глиняной посуды, кострища, под насыпью иногда находили скелеты либо людей, либо лошадей.
В любом обществе существовали традиции, обряды. Саки неспроста разводили огонь у могил предков – это был ритуальный комплекс.
Я придерживаюсь мнения, что ритуалы, проводимые у этих курганов с «усами», имеют общность с традицией праздновать Наурыз.
– Как они связаны?
– В трудах А. Маргулана, А. Сейдимбека отмечается, что этнографический смысл Наурыза в том, что в день весеннего равноденствия обязательно нужно подставить лицо первым лучам солнца, поймать лбом утреннюю зарю, считалось, что тогда человек будет в достатке, благополучии. Это созвучно с тем, что «усы» кургана были открыты в сторону восхода солнца.
Наши предки наполняли на Наурыз глиняную посуду молоком, водой, затем относили эти сосуды к родникам, могилам предков, так как верили, что это принесет им изобилие в будущем. Остатки глиняной посуды на территории курганов с «усами», которые расположены у могильных комплексов, также отражают сходство идей.
На Наурыз раньше разводили костры, между которыми проходили люди. Наши пращуры верили, что они так избавляются от плохого, очищаются. На территории ритуальных комплексов – курганов с «усами» также были обнаружены остатки древних костров, что, возможно, связывает эти поверья.
Также существовал обычай резать на Наурыз лошадь, под насыпью камней обнаруживали скелеты лошадей.
Все эти аналогии позволяют предположить, что Наурыз имеет глубокие корни, он зародился задолго до ислама.
В своей книге я рассказываю об истории Наурыза, начиная с древних времен, его значении и актуальности в наши дни, а также предложу сценарий общенародного празднования. Книга будет научно обоснованной, но при этом написана популярным языком, что сделает ее доступной широкому кругу читателей.
– Как наш народ отмечал Наурыз в прошлом?
– Пережить зиму для наших предков означало все равно, что заново родиться – настолько сложными были условия жизни в степи в морозную пору. С потеплением у людей появлялась долгожданная возможность проведать родственников в других селениях, справиться об их здравии. Близкие навещали друг друга, радовались общению, обменивались новостями, у кого что произошло за столь долгий зимний период.
На западе нашей страны 14 марта отмечается праздник «Көрісу» (в переводе «увидеться, встречаться». – Ред.), когда люди обходят дома своих родственников и знакомых, приветствуя словами «Бір жасыңмен!» (в переводе «С одним годом!» – Ред.). По сути, эта фраза является поздравлением с тем, что благополучно пережит еще один год. Эта традиция была общей для всей нашей территории, так и праздновали Наурыз наши предки. Но так как за один день объехать всех сородичей невозможно, этот период длился несколько недель.
В праздничные дни готовили наурыз-коже, но он не имел какого-то строгого рецепта. По сути, его компонентами могли быть любые продуктовые запасы, которые оставались после долгой зимы, как правило, он готовился из вяленого мяса, пшеницы, проса, курта. Получался наваристый, питательный напиток, который поддерживал ослабленный из-за холода организм. Приготовление наурыз-коже символизировало, что зима благополучно пройдена, трудное время миновало.
Празднование Наурыза в течение нескольких недель также помогало людям, утомленным затяжной зимой, психологически легче пережить период переменчивой, неустойчивой погоды, когда до обеда светит яркое солнце, а вечером может начаться жуткий буран или вновь ударить неслабый мороз.
Неспроста этот период рассматривался нашим народом как период жесточайшего противостояния лета и зимы – эти образы есть в устном народном творчестве, казахских мифах. Если тепло запаздывало, люди считали, что солнце ослабло, нужно придать ему мощи. Они разжигали повсеместно костры, так как верили, что огонь помогает приумножению сил солнца, как бы согревает его.
С Наурызом связана одна из романтичных традиций. «Селт еткізер» – так назывались дары, которые юноши преподносили своим возлюбленным в период Наурыза. Можно перевести смысл этого слова как подарок, который заставит сердце встрепенуться. Как правило, это были зеркало, гребень – в общем, предметы для ухода за внешностью. В ответ девушки вручали дарителям «ұйқы ашар» – в дословном переводе «предмет, который разгонит сон». Обычно это были чаши с иримшиком, сладостями.
Очень красивый обычай, который напоминает, что весна – период пробуждения природы, в том числе человеческих чувств.
Сегодня на праздничных площадках Наурыза нам демонстрируют различные традиции казахского народа, начиная от тех, что связаны с рождением ребенка, его самостоятельными шагами, заканчивая проводами невесты и другими обрядами. Я думаю, это происходит из-за дефицита знаний. На самом деле у Наурыза были свои обряды, просто нужно их собрать воедино, систематизировать и довести до народа. Понятно, что какие-то из них в нынешних реалиях могут исполняться лишь символически.
Мансия САКЕНОВА
qazaquni.kz