В Казахстане разрешены браки по законам шариата?!
2020 ж. 06 желтоқсан
2888
0
В последние годы религия захватывает не только умы казахстанцев, но и проникает в различные сферы жизни светского государства. Например, стали вступать в незаконные браки по законам шариата. Если процессы будут развиваться в таком темпе, то скоро законы светского государства не будут работать?
Брак с 15-летней девушкой по шариату
Мы потворствовали этому 28 лет, наломали «кучу дров», теперь опять «куча дров». Такая перспектива была понятна еще в лихие 90-ые годы, когда в школьных актовых залах (!) «Свидетели Иеговы» проводили свои собрания. Эта тема была актуальна и 12 лет тому назад, когда хотели принять новый закон о религии, но против принятия выступили правозащитники, «демократы» и т.д. Это было перед Саммитом ОБСЕ в Астане в 2010 г. и закон не приняли.
Помню, правозащитник Евгений Жовтис говорил: зачем нужен закон – ведь терроризма нет. В конце 2008, начале 2009 г. я написал в газете «Жас қазақ үні» серию статей о необходимости принятия нового закона о религии – слишком либеральный был закон от 1992 г., выступал в защиту традиционного ислама и культуры. В итоге закон приняли поздно – после известных «терактов».
И вот последняя новость по этой теме. В Западно-Казахстанской области 15-летняя девушка вышла замуж за 29-летнего мужчину. Полиция сообщила, что 16 сентября девушка без вести пропала в Бурлинском районе – нашли ее уже в Уральске. Там она вступила в незаконный брак, по законам шариата, с гражданином, который по внешним признакам придерживается нетрадиционного религиозного течения.
Брак был заключен без участия официальных представителей мечети, имамов и законных представителей несовершеннолетней. Помимо этого, «муж», прикрываясь фиктивным браком, вступил в половой контакт с несовершеннолетней 2005 г. рождения. Несовершеннолетняя надела на себя паранджу и пыталась оборвать связи с родственниками.
Ему грозит уголовная ответственность по статье 122 УК РК «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» (наказание в виде ограничения свободы сроком до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок).
Получается, молодые люди не знали или не хотели подчиняться законам светского государства?!
Однако, как выяснилось позже, во время следствия мать 15-летней девочки категорически отказалась от прохождения судебно-медицинских экспертиз, других биологических обследований и в отношении мужчины каких-либо претензий не имеет. Мужчина находится под подпиской о невыезде. В настоящее время девочка уехала домой в Жамбылскую область.
Теперь от решения суда светского государства зависит будущее сторонника (и других сторонников) законов шариата. Скорее всего, уголовное дело в отношении мужчины прекратят за примирением сторон. В последнее время подобные случаи участились. К тому же у нас законы либеральны в сексуальной сфере – страну накрыл девятый вал педофилии.
Ныне религия стала влиять на гендерные, семейные отношения. Наши имамы учили мужчин бить камчой своих жен, чтобы не оставлять следов, покрывать головы маленьких девочек, проводили обряд «неке кию» без официальной регистрации брака и т.д.
Ислам действительно разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Во многих мусульманских странах нет законов против бытового и сексуального насилия в отношении женщин. К этому движется и Казахстан?
Участились и разводы по исламским законам, когда муж дает развод жене одним только словом «талак» («развод»), и брошенная семья остается без алиментов, потому что не было официальной регистрации брака. По публикациям в СМИ, таким правом пользуются и сами имамы. Такие тенденции будут усиливаться, если государство будет безучастным.
В СМИ писали, что набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак», разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок.
Соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – отъезд казашек с семьями или без семьи в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.
Конкурс среди СМИ по религиозной тематике
У нас пока мало научных исследований на эту тему, особенно аналитического характера, а также научно обоснованные прогнозы о будущей религиозной картине в стране. В светском государстве рост религиозности должен исследоваться, в том числе его влияние на уровень образования, науки, культуры, гендерного равенства и т.д.
Это актуальная тема, и она должна охватывать не только работу по предотвращению религиозного терроризма и экстремизма. Необходимы исследования влияния религии на различные сферы общественной жизни. И СМИ здесь играют важную роль.
С 2017 г. акимат г. Алматы стал проводить конкурсы среди СМИ по актуальным вопросам в сфере религии: просветительская работа посредством СМИ – весомая и эффективная помощь в предупреждении и борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.
В этом году общественный фонд «Social Development Center» (исполнительный директор Казтурганов Биржан, менеджер по связям с общественностью Бейбит Турабаев) провел конкурс среди журналистов и СМИ на лучшие материалы по актуальным вопросам религий, опубликованные в СМИ в период с 21 апреля по 21 октября 2020 г. Конкурс проводился в рамках государственного социального заказа Управления общественного развития г. Алматы.
Всего на конкурс поступило более 200 материалов на русском и казахском языках. Представленные работы освещают такие актуальные вопросы, как: разъяснение норм религиозного законодательства, межконфессиональное согласие и толерантность, опасность влияния деструктивных течений, профилактика и борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом и др.
Церемония награждения состоялась 5 ноября в отеле «Kazzhol Park Almaty». Данное мероприятие было организовано Управлением по делам религий г. Алматы и общественным фондом «Social Development Center». Жюри отобрало семь победителей в заявленных номинациях:
- Ануарбек Өмір в номинации «Лучший телевизионный жанр» (телеканал «Алматы»).
- Нұрекешов Еркебұлан в номинации «Лучшая публицистическая статья на казахском языке в периодической печати» («Айқын»).
- Елдес Дастан в номинации «Лучшая публицистическая статья на русском языке в периодической печати» («Қазақ үні»).
- Мұсахаев Әділет в номинации «Лучшая статья на казахском языке на интернет-ресурсе» (Baq.kz).
- Информационное агентство «Информбюро» в номинации «Лучшая статья на русском языке на интернет-ресурсе».
- Сатыбеков Жанибек в номинации «Лучший видеоролик в сети интернет» (TAUNEWS).
- Берикбаев Елнар в номинации «Самый активный блогер».