Тайное и явное влияние ваххабизма в Казахстане
2020 ж. 31 қазан
9876
0
Разгром суфистов привел к укреплению позиций ваххабитов, и они как никогда близки к тому, чтобы Казахстан превратился в территорию синкретического ислама – об этом поведал exclusive.kz автор, пожелавший остаться не известным.
Десять лет назад, в самый разгар политического кризиса, в Казахстане шел скрытый, но активный процесс усиления позиций псевдоисламского фундаментализма, представленного главным образом различными направлениями саудийского «ваххабизма». Его основным идеологическим содержанием является пропаганда экстремизма под религиозными лозунгами.
Бурный рост влияния идеологии экстремистов особенно заметен среди молодежи. Имеющиеся оперативные данные правоохранительных органов, вступившие в законную силу приговоры и постановления судов подтверждают прямую связь между «управляемым» религиозным сознанием и различными преступными сообществами, в том числе откровенно криминальными.
Доказательством выступают совместные операции казахстанских правоохранительных органов и спецслужб по задержанию организованных преступных сообществ религиозной окраски в Атырау, Шымкенте, Степногорске, проведенные еще в 2007-2008 гг. Но эти мероприятия, а также позиция других государственных органов смогли выступить препятствием (малоэффективным) только для первой волны религиозного штурма.
Если миссионерами первой волны были откровенные маргиналы, большинство которых сегодня находятся на «заслуженном» отдыхе, то современные глашатаи «исламской революции» и отцы-основатели «халифата» имеют отечественное гражданство и высокий социальный статус. Немало среди них действительно высокопоставленных чиновников.
В связях с экстремистскими религиозными организациями были замечены депутаты Парламента, генералы спецслужб, судьи, банкиры, руководители национальных компаний, успешные бизнесмены и т.д. Ситуацию это никак не изменило.
Деятельность активистов различных сект и организаций «салафитов» продолжает последовательно обострять религиозную ситуацию в стране и уже сегодня представляет реальную опасность внутриполитической стабильности.
В этих условиях поддержание межконфессиональной стабильности превращается в одну из важнейших задач государства, а предложение собственной исламской альтернативы взглядам псевдомусульманских фанатиков становится жизненной необходимостью.
В отличие от миссионеров других религиозных конфессий псевдоисламские экстремисты откровенно используют религиозное сознание в качестве носителя политической идеологии и стремятся при ее помощи отстранить от власти светские правительства и создать теократическое государственное образование. Такими идейными катализаторами выступают религиозные учения, сформированные в Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане, Индии, а также ближневосточном и северокавказском регионах.
Наиболее популярным из них является религиозно-политическое учение «ахль уль-сунна уаль-джамаа», также известное как «ваххабизм», основанное на религиозных традициях «салафийя» и вероучении ханбалитской школы ислама.
«Вахаббизм» как религиозно-политическая доктрина питает идеологическую платформу таких политических организаций, как «Хизб-ут-Тахрир» и «Исламское движение Туркестана» (бывшее ИДУ), всемирная террористическая сеть «Аль-Каида», Джамаат Моджахедов Центральной Азии и северокавказских «моджахедов».
Регионами наиболее активного распространения «ваххабизма» в Казахстане являются западные и южные регионы (Атырауская, Уральская, Актюбинская, Южно-Казахстанская, Джамбульская, Алматинская области, г. Алматы).
Справка
«Ваххабизм» («салафизм») – религиозное учение, сформулированное в 18 в. арабским религиозным деятелем Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом. Название «ваххабизм», как правило, употребляется только оппонентами этого течения (его сторонники называют себя «салафитами»). «Ваххабизм» назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263-1328).
«Джихадисты». «Джихадизм» (не самоназвание, происходит от арабского термина «джихад» – борьба, являющимся стержневой концепцией идеологии) – крайне агрессивное направление «ваххабитского» учения. Предполагает насильственное свержение любой формы государственной власти и установление особой формы теократии, «Халифата». Главным проводником и вдохновителем идеологии радикального «джихадистского» «ваххабизма» в Казахстане является известный проповедник Абдухалил Абдухамитович Абдужаббаров.
Абдужаббаров Абдухалил (религиозный псевдоним «Халиль»), 06.04.1975 г.р., уроженец Сайрамского района ЮКО, по национальности узбек, гражданин Казахстана, прописан по адресу: Сайрамский район, с. Каратобе, ул. Абдикодир ата, дом №32. Первоначальное религиозное образование получил в медресе при одной из мечети ЮКО. В 1999 г. окончил Международный исламский университет г. Исламабад (ИРП). После окончания ВУЗа преподавал в Казахско-Кувейтском университете в г. Шымкенте, работал преподавателем в медресе «Дар-уль Аркам», служил имамом мечети «ат-Такуа» в г. Атырау. По достоверным сведениям, А.Абдужаббаров проходил подготовку в лагере боевиков в Пешаваре, был помощником и переводчиком инструктора, имеет опыт участия в боевых действиях, на теле имеются следы боевых ранений.
Абдужаббаров А. является убежденным сторонником «джихадистского» направления «ваххабизма» и миссионером идеологии радикального суннизма (также известного как «Ахль уль-Сунна уаль-Джамаа»). В своих проповедях «Халиль» открыто призывал к насильственному свержению действующего политического режима, сопротивлению властям, провозглашал о необходимости установления «халифата» на территории Казахстана.
Благодаря харизматическим качествам, ораторским способностям и организаторскому таланту Абдужаббарову удалось за короткое время привлечь на свою сторону значительное количество последователей, большая часть которых были членами организованных преступных групп, представителями аффилированных бизнес-структур и политического истеблишмента.
Абдужаббаров А. неоднократно привлекался к ответственности за незаконную миссионерскую деятельность на территории Атырауской области, однако связи с высокопоставленными чиновниками областной прокуратуры позволили ему избежать обвинительного постановления суда. После проблем с законом в Атырауской области в 2004 г. «Халиль» перебрался в Западно-Казахстанскую область.
К тому времени Абдужаббаров уже находился в поле зрения КНБ по подозрению в разжигании межрелигиозной вражды и терроризме. Аресту опасного преступника вновь помешало вмешательство высокопоставленных покровителей. Летом 2006 г. Абдужаббаров покинул территорию Казахстана и находился в г. Медина, Королевство Саудовская Аравия. 20 декабря 2015 г. «шейх Халил» был арестован властями Саудовской Аравии по запросу Казахстана. В феврале 2017 г. он был депортирован в Казахстан. В августе 2017 г. «шейх Халил» был признан виновным в «Возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды, повлёкшее тяжкие последствия» и приговорён к 8 годам колонии.
«Умеренные», «мадхалиты».
«Мадхализм» (не самоназвание, производное от имени известного богослова Раби аль-Мадхали) – «умеренное» направление «ваххабитского» учения, открыто не призывающее к немедленному свержению светских правительств, предполагающее эволюционный переход к религиозному обществу и теократической форме правления.
Основными эмиссарами умеренного «ваххабизма» в Казахстане являются Ринат «Абу Мухаммад» Зайнуллин и Тоирджон «Ибрагим» Ибрагимов.
Зайнуллин Ринат (религиозные псевдонимы – «Абу Мухаммад», «Ринат Каирский», «Ринат Аль-Казахстани»), 1975 г.р., по национальности татарин, гражданин Казахстана, уроженец Ленгерского района ЮКО. Религиозное образование получил в Египте, в подпольных «худжрах»-кружках религиозных фундаменталистов, посещал занятия на факультетах арабского языка и шариата университета Аль-Азхар, откуда был исключен. За экстремистские взгляды был депортирован с территории АРЕ в 2007 г. Р.Зайнуллин пользуется поддержкой и имеет устойчивые контакты (в том числе родственные связи) в среде радикальных духовных лидеров в странах Персидского Залива и Ближнего Востока.
В Египте при поддержке местных радикалов Зайнуллин инициирует активную пропаганду в Казахстане, используя ресурсы Интернета. Открыв несколько сайтов, он начинает публиковать на них свои собственные аудио-лекции и печатные материалы. Осенью 2007 г. Р.Зайнуллин прибывает в Казахстан. Первым пунктом его назначения становится мечеть «Шубар» в г. Астана, в стенах которой он провел курс лекций для местных «салафитов». Связи с влиятельными людьми позволили «Абу Мухаммаду» получить официальное прикрытие ДУМК и выйти на республиканский уровень пропаганды. Параллельно Зайнуллин преподавал в мечети «Горный гигант» г. Алматы.
Зайнуллин являлся самым востребованным и продуктивным «ваххабитским» проповедником в Республике. Благодаря непререкаемому авторитету и влиянию в среде «ваххабитской» общины имам «Абу Мухаммад» посетил с лекциями почти все регионы страны, выпустил сотни единиц аудио- и видео- материалов, которые тиражируются и распространяются в огромном количестве его последователями. Зайнуллин вел занятия на кафедрах Социально-гуманитарного института «Дарын» (г. Алматы), пользуется прямой поддержкой проректора, преподает в религиозных образовательных организациях (медресе), имеет несколько собственных интернет-сайтов и чрезвычайно популярен на множестве других мусульманских ресурсах, где является наиболее цитируемым современным исламским миссионером.
Экспертиза проповедей Рината Зайнуллина свидетельствует об экстремистской сущности его идей. Его выступления содержат частые ссылки на классические труды таких одиозных богословов как ибн Таймийя и Мухаммад ибн абд-уль Ваххаб, являющихся вдохновителями всех террористов и религиозных фанатиков «ваххабитского» толка.
«…Нам приказано воевать. Что значит воевать? Поднять оружие для того чтобы распространять религию Аллаха. А почему? Потому что вокруг нас будут государства, как это есть сейчас, государства неверующих, над которыми есть Президенты, которые являются злодеями и не дают людям узнать истину и мы вот это должны убрать…» ( Из аудиолекции Р. Зайнуллина).
exclusive.kz