Кунаев в Баканасе: «памятник непрофессионализму и коррупции»
2020 ж. 26 қазан
3731
0
Очередной скандал с монументальной скульптурой – установление «топорной» работы памятника Д.А. Кунаеву в селе Баканас Балхашского района – подтверждает низкий уровень современного изобразительного искусства. Ушли в прошлое советский художественный совет, градостроительный совет и т.д., где решали профессионалы. Сейчас акимы так открывают памятники, будто они оплатили, сделали их и поставили – ныне в культуре рулят чиновники.
Чиновники с их невысоким культурным уровнем, коррупцией, непотизмом определяют эстетику городской среды вместо профессиональных скульпторов, архитекторов, дизайнеров!
Логотип порошка «Ариэль» вместо эмблемы Алматы
Во многих фрагментах городской среды чувствуется рука чиновника – даже там, где ее не должно быть. В уличном дизайне, какой-нибудь символике, памятниках и т.д. Все-таки чиновникам не следовало бы вторгаться в деятельность профессиональных союзов, художественных и градостроительных советов и т.д. У нас и таки города имеют не очень привлекательный вид своими неухоженными улицами и скверами, серостью зданий, разбитыми тротуарами и дорогами.
К тому же в независимом Казахстане снизился общий уровень художественного образования – в советское время высокую планку держали выпускники московских, ленинградских и других вузов СССР, будь это в области монументальной скульптуры или живописи, архитектуры или уличного дизайна.
Если в советское время художник-преподаватель ценился по количеству выставок, по художественному мастерству, то сейчас – по написанной диссертации (мы-то знаем, как пишутся современные диссертации) получают липовые звания и возглавляют кафедры. Изменилась сама шкала художественной грамотности.
Если учесть казахстанскую коррупцию, то состояние городской среды вызывает настоящую тревогу. Оказалось, и в художественной среде процветают трайбализм, коррупция, травля профессионалов, преуспевают чиновники от искусства, вхожие в высокие кабинеты и т.п. Бывает, заказы памятника берут исполнители из того же рода, из которого вышел батыр, би, политический деятель или акын.
Нередко в конкурсах побеждает «литературщина» – выигрывает тот исполнитель, кто смог красноречиво рассказать об истории и историческом деятеле, а не профессионализм и художественное мастерство. Ведь чиновники и акимы особо не разбираются в тонкостях композиции и художественно-пластического решения в эскизах, не отличают профессионала от дилетанта или самоучки.
В советское время независимый от властей худсовет из известных профессионалов решал судьбу многих творческих работ на основе конкурса, а где необходима приемка работ, отвечала Государственная приемная комиссия. Госпремии, звания творцам также определяла авторитетная комиссия. По этой причине в кино, театре, монументальной скульптуре, живописи, мультипликации и т.д. была преграда для слабых работ и коррупции.
А ныне – полное раздолье для китча и халтуры: «правит бал» чиновник или ремесленник, приближенный к власти. Как из-под земли вырастают памятники сомнительного качества в районных центрах и аулах, по договоренности с местной властью ставят «родовые» памятники, ставятся спектакли низкого уровня, снимаются слабые фильмы, пишутся «дежурные» книги и т.д.
Например, непонятно, чем привлекают городские власти многочисленные статуи животных и всадников: то ли неэстетическим видом, то ли относительной дешевизной, то ли недолговечностью. Ведь эти «стада животных» имеются не только в Нур-Султане, но в других городах.
Снижение художественного уровня можно наблюдать и на улицах Алматы: какие-то аляповатые фигурки коней, «страшно красивые» зеленые спортсмены и т.д., даже перед Академией искусств им. Т.Жургенова – скульптуры не профессионалов.
Это верхушка айсберга низкопробных «произведений» на уровне кича.
Покойный Тимур Сулейменов, бывший руководитель Союза дизайнеров Казахстана, в свое время раскрыл секреты о том, как принимаются решения в градостроительном совете Алматы. «В градсовете независимых членов, которые не являются чиновниками, от силы 5-6 человек. Все остальные члены градостроительного совета – где-то 40 человек, это чиновники, руководители акимата, акимы районов, руководители городских служб и организаций. Самое печальное, что даже на градостроительном совете превалирует мнение не столько тех или иных членов совета, сколько акима города. Происходит то, что утверждается то, что нравится акиму. Это касается и того, что мы сегодня видим с эмблематикой, и с логотипами, которые приняты. Это достаточно печально, потому что они не прислушиваются иногда к профессиональным мнениям. Я прочитал в сети уже то, что мы говорили, я говорил, например, о том, что эта эмблема тысячелетия и логотип города, которые сейчас по всему городу висят, это непрофессионально» (vlast.kz, 02.02.2017).
Тимур Сулейменов имел в виду новый логотип Алматы, который скорее похож на логотип стирального порошка «Ариэль», чем на эмблему нашего города.
Памятник карликовой конкуренции
Каждый человек от рождения имеет свое предназначение. У нас же нередко писатель работает чиновником, художник становится торговцем, ученый реализует себя в бизнесе и т.д. Еще Лермонтов писал: «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума».
Несомненно, мы потеряли много талантов; у нас не появились великие писатели, ученые, художники. И вместо творческих людей пришли непрофессионалы, чиновники, которые вершат нашими неразвитыми искусством, литературой, наукой.
У нас – «классическое» чиновничье государство, засилье чиновников проникло и в творческие объединения. В силу непрофессионализма и коррупции многие начинания чиновников превращаются в простое отмывание денег.
Наглядный пример современного «искусства» – скандальный памятник Абаю Кунанбаеву и Евгению Михаэлису в Усть-Каменогорске, демонтированный 24 июня 2014 г. из-за критики общественности и СМИ. Из-за непропорциональных размеров – короткие нижние конечности, большие – верхние, крупные головы – местные жители назвали фигуры «карликами», и они как появились, так и исчезли.
В акимате Усть-Каменогорска 23 июня 2014 г. сообщили, что памятник при установке не был принят на баланс городских властей, «в связи с тем, что были выявлены отклонения памятника Абаю – Михаэлису от первоначального варианта скульптурного произведения, мастера забрали его на доработку. Им дано дополнительное время для внесения корректив», «разработчикам никакие средства не выплачивались, так как работа еще не принята».
Из ответов следует: республиканский конкурс на этот памятник не проводился, конкурсные работы не были представлены (республиканскому) худсовету (которого, кстати, и нет, а должен быть), государственная приемная комиссия не принимала памятник, который был установлен ночью (!). Работа была установлена, значит, принята акиматом, но это отрицалось.
Жаль, что убрали этот карликовый памятник человеческой бездарности – можно было привлечь туристов со всего Казахстана, да и из-за рубежа.
Топорная работа: вместо фигуры – болванка
У нас даже известные памятники сделаны непрофессионально, возьмем хотя бы памятник М. Маметовой и А. Молдагуловой в Алматы – так и веет «литературщиной». А ведь самых настоящих «болванок» в областных и районных центрах – масса. В этом плане в советское время было намного меньше халтуры – все работы шли через строгий конкурс и согласование.
А неудачной уличной скульптуры, вроде композиции «Мать и дитя», которая была установлена в 2017 г. на пересечении улиц Жубанова и Саина, в Алматы много.
В чем разница между профессионалом и дилетантом? Профессионал лепит ногу в сапоге, а дилетант – просто сапог. В итоге получается болванка.
Автор скульптуры Кунаева Алтай Байсенов явно не разбирается в пластической анатомии, по этой причине топорно высек плоский костюм, столбы вместо ног, «деревянные» руки, в итоге нет человеческой фигуры. Скульптор явно слаб в лепке человеческой фигуры даже в пластилине, не говоря о граните.
Пропорции человеческого тела – это базовые основы скульптуры, автор этой скульптуры – случайный человек в этой профессии. Мало того, что отсутствует живая фигура человека, так еще не соблюдена элементарная пропорция: на огромное туловище посажена маленькая голова.
Мастер монументального памятника должен уметь правильно «поставить» фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон и с различных расстояний. Памятник должен не только обладать выразительным силуэтом, но быть также соразмерным, пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Всего этого нет в «топорном» памятнике.
Памятник Кунаеву породил массу вопросов. Если установили этот памятник, значит, его утвердила комиссия: было ли согласование от Республиканской комиссии? От Областной комиссии? Был ли конкурс? Каким образом слабый скульптор получил этот заказ? Кто возглавляет комиссии? По какой причине не восстанавливают худсоветы с прежними полномочиями? Когда начнут борьбу с непрофессионализмом, непотизмом, коррупцией в сфере искусства?
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz