"Қыз алып қашу" – это не похищение человека!"
2020 ж. 27 қыркүйек
2738
0
По сведениям Генеральной прокуратуры Казахстана, в 2019 г. в стране возросла статистика насилия над женщинами до 90% в сравнении с 2015 г. Часто домашние тираны оправдывают свои действия тем, что ислам разрешает избивать жену в воспитательных целях. Также участились похищения девушек с целью насильственной женитьбы без ее согласия. Редкий случай похищения человека заканчивается судом и тюрьмой для парней.
«Қыз алып қашу» – это не похищение человека!»
Любые насильственные действия по отношению к человеку вызывают в обществе возмущение. Несмотря на то, что подавляющее большинство казахстанцев осуждают похищение человека, обычай «умыкания» невесты все еще встречается. И сейчас среди молодежи не прекращаются факты похищения девушек без ее согласия, что, по сути, является похищением человека.
Например, в 2019 г. по республике зарегистрировано 210 фактов похищения девушек с целью женитьбы, большая часть из них совершена в Туркестанской области – 102 случая. В частности, в Туркестане – 29, в Сайрамском районе и Кентау – по 19, в Жетысайском – 11 и Мактааральском, Келеском и Толебийском районах – по 6.
Это зарегистрированные случаи, а сколько «мирно» улаженных случаев – никто и не знает. Поэтому официальной статистики, учитывающей такие случаи, нет. Для искоренения этого обычая не планируется включение в Уголовный кодекс специальной статьи для похитителей невест, ибо это возможно в рамках уже действующего законодательства, в котором предусмотрено наказание за похищение человека.
Но это только в том случае, если похищенная девушка захочет обратиться в правоохранительные органы, ведь многие из них смиряются с такой судьбой. Этому способствует то, что некоторые родители не хотят принимать обратно похищенных дочерей.
«В Казахстане лицо, похитившее невесту, и участники похищения привлекаются к ответственности по статье ст. 125 «Похищение человека» УК РК. Если девушка не давала своего согласия на брак, то ее похищение считается уголовным преступлением. За совершение этого преступления, в соответствии со ст. 125 Уголовного кодекса, предусматривается наказание в виде лишения свободы от 4 до 7 лет, а совершение данного преступления группой лиц наказывается от 7 до 12 лет лишения свободы», – это официальное сообщение прокуратуры.
Однако редкий случай похищения человека заканчивается судом и тюрьмой для парней. Чаще такие истории заканчиваются примирением сторон, что способствует развитию этой «традиции».
В похищении обычно участвуют подруги и знакомые ничего не подозревающей «невесты», которые выводят ее в безлюдное место, а дальше «жених» насильно сажает ее в автомобиль и отвозит в свой дом. По приезде на «невесту» надевается платок, накрывается праздничный стол, молодые женщины начинают хвалить жениха, а его тетушки и бабушки принимаются уговаривать девушку согласиться на заключение брака. Нередко такое похищение заканчивается изнасилованием.
Похищенная девушка должна обладать большим мужеством, чтобы выстоять против всего этого и не согласиться на такую участь. Действительно, сегодня в интернете немалое количество историй девушек, чьи судьбы сложились несчастливо после соблюдения этой «красивой традиции».
Об ужасах похищений общество узнает лишь тогда, когда потенциальная невеста недовольна сложившимися обстоятельствами. Счастливая украденная невеста – это скорей исключение, чем правило.
Естественно, жениться надо по любви, по обоюдному согласию. В противном случае – «любовь» поневоле, «задавленная» семейная жизнь, нежеланные дети, нередко и развод. В соответствии с законом «О браке и семье», брак – добровольный союз. Если одна сторона не согласна, то брак считается незаконным.
Возможно, причиной совершения этого преступления служит незнание молодежи вышеуказанной статьи – похищение невесты без ее согласия является преступлением. К тому же многие путают с древним обычаем «қыз алып қашу» («бегство с невестой») с согласия девушки, когда молодые люди сбегали вместе от родителей по разным причинам.
Да, раньше в военное время похищали девушек как добычу, но в мирное время такое явление не допускали – только с ее согласия. К тому же насилие по отношению к девушкам могло вызвать межродовые распри и выплату большого куна.
Кого могут воспитать изнасилованные женщины?
В истории немало случаев описания «қыз алып қашу», в том числе и в художественной литературе, – совместное бегство молодых людей. Например, когда девушку отдавали замуж за нелюбимого, за старика, а у нее был любимый человек. Тогда молодые договаривались и вместе сбегали.
По оценкам организации по защите прав женщин, ежегодно в Казахстане совершаются до 5 тысяч похищений невест. Скорей всего, в эту цифру включены и случаи совместного бегства.
Помимо реального похищения без согласия девушки и ее родителей, у нас распространена «имитация» похищения невесты по обоюдному согласию, когда материальное положение жениха или невесты не позволяет провести полноценную свадьбу. Или по другим причинам. После такого «похищения» невесты торжества проводятся только в доме родителей жениха, для сокращения и удешевления свадебных расходов.
У нас нет исследований по анализу связей похищений девушек с целью насильственной женитьбы с ростом бытового насилия над женщинами.
Например, в Кыргызстане рост религиозности, радикализация ислама идет на пару с ростом похищений девушек.
По этому поводу блогер Данияр Айтман еще в 2015 г. написал гневную статью «Если кыргызские женщины не «скот», где написал, что ежегодно в Кыргызстане похищают тысячи женщин и, по оценкам исследователей, до трети молодых кыргызских матерей были украдены. И спросил: кого могут воспитать изнасилованные женщины, преданные своими семьями и обществом? К сожалению, общество и государство не ответили на такой вопрос.
Вспомните, как наши имамы учили мужчин бить камчой своих жен так, чтобы не оставлять следов, проводили обряд «неке қию» без официальной регистрации брака, призывали писать петиции и собирать подписи в поддержку хиджабов в учебных заведениях и т.д.
Кстати, в последнее время участились и разводы по исламским законам, когда мужу для этого достаточно только одного слова – «талақ». Понятно, что брошенная семья при этом остается без алиментов, поскольку официальной регистрации брака не было. Если верить публикациям в СМИ, то таким правом все чаще пользуются сами имамы и даже некоторые чиновники.
Летом 2019 г. депутат Владимир Волков в депутатском запросе попросил премьер-министра Аскара Мамина уделить внимание росту бытового насилия и найти пути решения данной проблемы: «По информации МВД РК, количество преступлений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, в 2018 г. выросло на 103,7%. По данным фонда «ООН-женщины», в Казахстане вследствие домашнего насилия ежегодно погибают около 400 женщин. По сведениям Генеральной прокуратуры РК, в Казахстане возросла статистика насилия над женщинами. В сравнении с 2015 г. преступность в отношении женщин и детей возросла на 90%».
В 2017 г. из Уголовного кодекса РК исчезло бытовое насилие. Между тем, по информации фонда «Немолчи.кз», в месяц в стране регистрируется в среднем 120 изнасилований, 5232 избиения, 72 изувечивания, 14 убийств и 48 самоубийств женщин.
Международные стандарты рекомендуют государствам вводить отдельную уголовную ответственность за домашнее насилие как за самостоятельный состав преступления. Поскольку общие нормы не достаточны, не отражают и не охватывают должным образом все составляющие домашнего насилия.
Равноправие свободной степной женщины
В Казахстане официально приветствуется рост религиозности населения, но при этом не учитывается традиционная культура. У каждой страны – свои особенности. Например, у казахов толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством, с традиционной культурой и образом жизни; в условиях кочевого уклада было мало мечетей – они открывались только в городах.
За многие века был достигнут удачный симбиоз: без войн и потрясений многие элементы тенгрианства, доисламские обычаи, особенности образа жизни вошли в «степной» ислам, в том числе вера в аруахов, почитание предков, природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и т.д.
Или возьмите относительное равноправие мужчин и женщин у казахов. Достаточно вспомнить айтысы (например, как Дина Нурпеисова участвовала в них наравне с мужчинами), игру «қыз қуу», не говоря уже о девушках-батырах: Томирис, Бопай Ханым, Сапара Матенкызы, Алия Молдагулова и т.д. В казахской юрте не было «мужской» и «женской» половин, а пищу мужья, жены и дети принимали за одним общим дастарханом.
Не случайно в Кодексе РК «О браке и семье» законодательно закреплено равноправие супругов. Об этом надо помнить всем: имамам, депутатам, государственным служащим, педагогам, идеологам.
А сейчас у нас, наоборот, учат бить камчой жену, требуют разрешить хиджабы в школе, раздельно обучать мальчиков и девочек и т.д.
В казахском обществе шариат, по сравнению с адатом, не получил доминирующей роли. Способствовало к этому и менталитет казахского народа. Особенности кочевого уклада жизни накладывали отпечаток на духовную жизнь, на отношении полов, регламентацию общественных отношении. Фактически считая себя мусульманами, казахи широко культивировали веками сложившиеся положения и устои своих предков (культ предков – аруах, тенгрианство и т.п.), свободу степной женщины и т.д.
В мусульманском обществе женщина все-таки поставлена в неравноправное положение. Ислам разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины.
О главенстве мужчины в Коране изложено в следующем аяте: «Мужья над женами стоят, блюдя очаг их и сохранность, за то, что Бог одним из них дал преимущество перед другими, и так же потому что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит» (4:34). Из этого стиха следует, что мужчина главенствует над женщиной, так как он содержит семью и ответственен за нее.
В данном контексте необходима государственная защита «степного» ислама, национальных интересов, национальной культуры, одежды и т.д., развитие местной традиции. «Арабский» или «чистый» ислам нивелирует этническое, национальное, поэтому его не устраивает казахские вековые традиции и обычаи, свобода, равноправие степной женщины и т.д.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz