Джучи-хан – жертва парадигмы постсоветской истории

  Историю Казахстана нужно освобождать от схем, которые были навязаны еще в прошлом веке. Жаксылык Сабитов из Института мировой экономики и политики считает, что необходимы новые подходы. Об этом рассказывает 365info.kz. В своем послании Касым-Жомарт Токаев отметил Джучи как одну из символических фигур в истории Казахстана. А также указал на тот факт, что его мавзолей и весь комплекс Улытау может стать крупным туристическим центром международного значения. К сожалению, в наших учебниках истории до сих пор доминирует постсоветская парадигма. Та, в которой история XIII-XV веков, вплоть до появления Казахского ханства, воспринимается как «темные века». Мол, был «упадок городской жизни», «вызванный вторжением монголов», которое прервало процесс «складывания единого этноса на территории Казахстана». Научные исследования последних десяти лет показывают, что та история, которая нам известна со школьной скамьи, во многом ненаучна и содержит много ненаучных конструктов. Их цель – снижение символического капитала истории Казахстана за счет «дефрагментации», а также «очень сложного языка повествования», который на корню может убить интерес к истории в силу своего канцеляризма. Джучи – одна из главных фигур, чья роль в истории Казахстана может быть пересмотрена. Ниже мы постараемся указать наиболее значимые факты о его жизни.  

                                        Тайна рождения

Родился Джучи примерно в 1182 году. С его появлением на свет связано много ученых споров. По «Сокровенному сказанию монголов» (автор Гирмау (Курмаги)), Джучи не был родным сыном Чингисхана. Его отцом был меркит, который взял в плен жену Чингисхана по имени Борте. Монголы считали меркитов врагами и воевали с ними долгое время. Впоследствии остатки меркитов бежали к кыпчакам, которые не выдали беженцев монголам. Собственно из-за этого и начались кыпчакско-монгольские войны. Являлся ли Джучи родным сыном Чингисхана или нет, с большей долей вероятности мы не узнаем никогда.

                                              Территория власти

Чингисхан дважды назначал Джучи правителем отдельных улусов. В 1206 году, после образования Монгольской империи, Джучи получил в управление 9 000 семей и владения на севере и западе. В 1207 году он расширил владения за счет завоевания «лесных народов». В это время его ставка располагалась на реке Иртыш и называлась Кок-орда. В 1225 году, согласно источнику «Алтан тобчи» и каноническому оксфордскому изданию «Золотая орда в мировой истории», Чингисхан выделил в управление Джучи земли Дешт-и-Кыпчака. Их границы описаны следующим образом: «…на востоке от Каялыка (возле Талдыкоргана) до Саксина (около современной Астрахани) на западе. И от Хорезма на юге (территории Туркменистана и Узбекистана) и до Булгара на севере (современный Татарстан)…» То есть владения Джучи охватывали всю территорию современного Казахстана. На основании этой даты (1225 год) уже поступили предложения отметить 800-летие восшествия Джучи на престол Дешт-и-Кыпчака в 2025 году.

                                                Политика

  Политика Джучи отличалась от политики Чингисхана. Так, индийский автор Джузджани писал следующее: «Когда Джучи, старший сын Чингисхана, увидел воздух и воду Кипчакской земли, и нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих, в ум его стало проникать желание восстать против своего отца. Он сказал своим приближенным: «Чингисхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств». Далее, согласно летописи, Джучи принял решение сблизиться с султаном Мухаммедом. Он хотел сделать это государство цветущим и оказать помощь мусульманам. Из сыновей Джучи мусульманами «по воспитанию» были Берке, Беркечар и Бора. Это его дети от Хан-султан, дочери Хорезмшаха. В них текла кровь кыпчакских и монгольских ханов, а также огузских Хорезмшахов. Как писала Хан-султан своему брату, ее дети с самого детства изучали ислам и читали Коран. Удивительный факт, что один из первых мамлюкских султанов Куттуз был двоюродным братом Берке, Беркечару и Боре по материнской линии. Также интересно, что одного из своих сыновей Джучи назвал Мухаммедом. Это странно, учитывая, что его мать не была мусульманкой и относилась к роду кунгират. Мухаммед был единоутробным братом Бату. Основываясь на этом факте и сообщении Джузджани, отдельные ученые считают, что Джучи довольно сильно симпатизировал исламу. Поэтому ислам был доминирующей религией среди большинства его «немонгольских» подданных.

                                                   Как умер Джучи

Смерть Джучи также овеяна тайнами. По одной из версий он был убит Чингисханом за попытку переворота. Джузджани писал следующее: «Проведал о таком замысле брат его Чагатай. Известил он отца об этом изменническом плане и намерении брата. Узнав, Чингисхан послал доверенных лиц своих отравить и убить Джучи». Однако в казахском фольклоре бытует другая версия. Связана она с легендой о появлении домбры и древнейшего кюя. Согласно ей, Джучи охотился и преследовал куланов. В какой-то момент вожак стада по прозвищу Аксак-кулан развернулся и бросился на хана. Джучи упал с коня, повредил шею и умер. Чингисхан, почуяв что-то неладное, издал указ: тому, кто принесет дурную весть о сыне, в глотку зальют расплавленный свинец. Приближенные не решались объявить ему правду. Тогда во дворец пришел сказитель-жырау по имени Китбука (из рода найман) и заиграл на музыкальном инструменте. Он играл кюй, который до сих пор известен под названием «Аксак-кулан». Слушая печальную мелодию, Чингисхан все понял. Но поскольку именно инструмент поведал ему о смерти сына, хан принял решение наказать его, а не жырау. Ведь сказитель Китбука не произнес ни слова. В инструмент залили свинец, и на его плоской стороне появилось отверстие. Так домбра обрела свой нынешний вид.

                                                Улус Джучи

  В истории Казахстана нет других упоминаний, которые бы имели под собой основу, связанную с появлением домбры – казахского национального музыкального инструмента. Таким образом, и кюй «Аксак-кулан» говорит, что имя Джучи до сих пор живет в народной памяти. Впервые кюй о Джучи-хане был записан в 20 веке. Однако первые упоминания о нем и этой легенде восходят к 14 веку. Так, в сочинении «Шаджарат Ал-Атрак» («Родословная тюрков») Китбука зовут Улуг Джирчи (великий исполнитель жыров музыкальных произведений). Стоит отметить, что, несмотря на запрет изучения истории Золотой орды в советское время, аниматоры в Казахской ССР смогли его обойти. Они экранизировали легенду и кюй. В 1968 году на экраны вышел мультфильм «Аксак-кулан» производства «Казахфильм». По легенде и источникам, Джучи умер в регионе Улытау. В Улытауском районе Карагандинской области (в 50 км к северо-востоку от Жезказгана) стоит его мавзолей. В заключение стоит отметить, что, несмотря на кратковременный период правления Джучи в Дешт-и-Кыпчаке, его символическая роль в новой «национальной истории» велика. Это отмечено как в казахском фольклоре, так и в средневековых источниках. Государство Джучи позже называли Улуг Улус или Улус Джучи. Хотя в учебниках оно известно под названием Золотая орда. Казахское и Крымское ханства были последними наследниками улуса Джучи. Они максимально долго сохраняли традиции государственности, заложенные еще в 13 веке. Казахское ханство просуществовало до 1847 года. Если вести исторический отсчет от Джучи до Кенесары, перед нашими глазами предстанет история непрерывной государственной традиции протяженностью более 600 лет. Подобным государством-долгожителем в истории Тюркского мира была только Османская империя.   365info.kz