Почему многие русскоязычные казахи против национальных интересов
2019 ж. 30 қараша
95772
60
Первое заседание Национального совета вызвало большой интерес и надежду страны. Здесь были освещены многие общественно-политические, социальные вопросы, о которых говорили ранее на дискуссионных площадках. В частности, предложение поэта Қазыбек Иса убрать 2-ой пункт 7-ой статьи Конституции РК («в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык») – главную причину, почему казахский язык до сих пор не может получить истинную свободу, было действительно сенсационным событием, тронувшим лед.
То, что это сокровенное желание миллионов людей прозвучало с трибуны Национального совета общественного доверия, на первом его заседании, где председательствовал президент Касым-Жомарт Токаев, – символично.
Это долгожданное заявление, ставшее историческим событием, как его точно подметил член Национального совета Ауыт Мухибек, миллионы людей встретили со слезами на глазах. Но среди этих миллионов нашлись и такие, кому оно оказалось совсем не по душе.
Сначала «вспыхнул» член Нацсовета, политолог Данияр Ашимбаев: «Довольно опасное, на мой взляд, предложение прозвучало из уст Казыбека ИСЫ о необходимости дальнейшего развития государственного языка… Прежде всего отменить норму закона о языках, согласно которой в стране установлен список профессий, для которых знание госязыка является обязательным. То есть он предложил сделать так, чтобы знание госязыка было обязательным для любой профессии. В условиях фактического двуязычия эта инициатива является дискриминационной и провоцирующей обострение межнациональной ситуации в стране. Кроме того, он предложил разработать новый закон о госязыке и создать отдельное агентство по государственному языку».
На вопрос корреспондента «А были ли на заседании какие-то неадекватные или смешные предложения?» Ашимбаев ответил: «Казыбек Иса большую часть своего выступления посвятил юбилею Золотой Орды и формату участия в нем Казахстана. Он также поднимал вопросы увековечивания памяти хана Джучи (Жошы), говорил об очередной реформе латиницы. И, судя по лицам других членов его рабочей группы, думаю, что с ними он эти моменты выступления не согласовывал».
«В условиях фактического двуязычия эта инициатива является дискриминационной и провоцирующей обострение межнациональной ситуации в стране». Излюбленный прием бывших колонизаторов – сначала создать среду, где им вольготно и комфортабельно, потом заявлять: «надо исходить из фактически создавшегося положения». А то, что это «фактическое двуязычие» сегодня искусственно поддерживается русскоязычным руководством республики, об этом ашимбаевы говорить не любят. Потому что это и их среда, без нее они, как рыба, выброшенная волной на берег.
И поэтому Ашимбаеву и им подобным как раз нужны русскоязычные руководители, они им как отец родной. А те в свою очередь нуждаются в их услугах, и вот они находят друг друга в «сумерках», нахваливают друг друга, как в басне Крылова. И именно поэтому они чуть что пугают и будут нас пугать «обострением межнациональной ситуации в стране».
30 лет они, как заезженная пластинка, только этим и занимаются, что никому уже не страшно. А провоцируют ситуацию именно они, только кричат как воры, и тем самим выдают себя. Это уже давно всем известная прописная истина, народ даже не обращает на их слова никакого внимания, не реагирует на их призывы, не поддается их провокациям.
Тогда почему же ашимбаевы не перестают писать? А больше они ничего не умеют! Кому они нужны? России? Европе? Америке? Там другие законы. В той же России все, повторяем – все, даже гастарбайтеры, по закону обязаны знать русский язык и русскую историю и сдают экзамены, чтобы устроиться на работу. Но ашимбаевым недолго осталось мутить воду, где им легче ловить рыбу. Идет естественный процесс, им не остановить его. Как говорим мы, «рада бы заря еще часок поспать, да солнце ей это не позволяет».
А еще один член Нацсовета Арман Шураев иронизирует над Қазыбек Иса на малоизвестном сайте «Kz.media»: "Вот, например, Казбек Иса, известный казахский журналист, член Политсовета партии «Ак Жол», всячески пытался позиционировать себя радетелем казахского языка, а на самом деле 90% его речи было посвящено тому, какие надежды он связывает с приходом Токаева, какой тот мудрый, дальновидный".
Ах, какая точность и какая смелость! Человек смело идет на явную ложь при всем честном народе.
Все знают, что Қазыбек Иса является истинным борцом за казахский язык. Его выступление на заседании Национального совета распространилось в интернете, многие ознакомились с ним и были очень довольны. Здесь Қазыбек Иса поддержал следующие предложения президента К.-Ж.Токаева: казахский язык должен быть языком межнационального общения, в Улытау нужно пропагандировать Алтын Орду и Джучи хана, иностранные языки нужно преподавать после начальных классов. То есть не 90% своего времени посвятил он персоне Токаева, как говорил Шураев, а только в двух-трех местах.
А почему выступление по национальным вопросам, защищающее национальные интересы, не понравилось членам Национального совета Ашимбаеву и Шураеву? Не только Қазыбек, но и многие казахи поднимают эти же проблемы?!
С господином Ашимбаевым все ясно. Что ждать от человека, написавшего в 2011 году сразу после известных событий о том, что «...на площадь в г. Жанаозен вышел не народ». Мы тогда писали и сейчас готовы повторить: если на площадь вышел не народ, то и Д.Ашимбаев – не человек...
А Арман Шураев... Видный, успешный. Видимо, дело в том, что слова Армана Шураева о себе: "Меня называют националистом, прежде всего, из-за моего внешнего вида" являются на самом деле верными. Ведь Арман мырза в пору руководителем КТК яростно защищал корреспондента телеканала Шахматова, появившегося в телепередаче «Наша правда» с георгиевской лентой, символом захватнической политики царской Российской империи, на нагрудном кармане пиджака, вплоть до того, что позволял себе оскорблять аксакалов на страницах «Фейсбука». Комментариев людей, разочаровавшихся в нем, было тогда немало.
И вот опять прокол. Теперь в связи со статусом казахского языка. Не зря казахи говорят: "Аңқау елге арамза молда". Но все время скрывать свою сущность не удавалось еще никому. Рано или поздно все всем становится ясно – кто есть кто. Что и произошло с господином Шураевым.
Что касается «интернационалиста» Б.Копбаева, комментировать отдельно его «опусы» – слишком большая честь для такого человека. Но как явление отметим, что обрусевшие наши сородичи, это не манкурты, они – мутанты. Если манкурты как беспамятные существа действуют только по команде, то мутанты – сознательно. Они считают зазорным, позорным для себя быть казахом, стыдятся своего прошлого, своей национальности, они ненавидят все казахское, всеми силами, правдами и неправдами стараются поскорее оторваться от своих корней. Они прекрасно видят, что, следуя общечеловеческому принципу – презирать перебежчиков, никто «на том берегу» не спешит принять их в свои ряды, и все равно лезут.
А ведь любой нормальный человек должен любить свою национальность, поскольку он родился казахом, русским, евреем, эскимосом, папуасом, зулусом… (Кстати, как раз евреи очень любят свою национальность и нацию, прямо-таки боготворят ее, и нам очень многому следует научиться в части истинно национального настроя у них!) И делать все, чтобы достойно представлять ее повсюду, ибо мы нацию, как и своих родителей, не выбираем. Для нас этот выбор сделал Всевышний, и мы можем Его за это только благодарить. Точнее, обязаны. Мы же любим своих родителей, ни на кого их не променяем, какими бы они ни были, потому что они – наши родители. Точно также и с нацией.
Но мутанты на то и мутанты, что для них нет ничего святого. Даже животные на такой шаг никогда не идут – жеребец никогда не покроет свою мать, а мутанты… Для них родная речь, по-казахски «материнская речь», – пустой звук. Например, один из них – Ербол Жумагулов в свое время на страницах русскоязычной прессы додумался опубликовать откровенно антиказахскую статейку под названием «Хана тілі»…
Откуда берутся мутанты? Оттуда же – из нашего прошлого.
Самая лучшая часть нашего народа в годы советской власти, в годы сознательной, усиленной, последовательной и жестокой русификации была уничтожена. «Гены» на казахском звучит как «тек» и, как многие казахские слова, это слово тоже имеет несколько значений, в данном случае – два. Первое – просто гены, а второе – благородные гены. Вот они-то, благородные, и были почти поголовно истреблены. И сегодня те, кто их имеет, возвращаются к своим истокам. Если даже кто-то из них еще не владеет казахским языком, они все равно выступают с истинно казахских позиций. Зов благородных предков делает свое дело.
А мутанты тоже делают свое, только – черное дело, раз за разом, чтобы Казахстан снова и как можно скорее стал русскоязычным. Вот уже 28 лет они отдают своих детей и внуков в русские школы. Хотя кто им мешает отдавать своих детей в казахские школы, ведь все в их руках?! Поднимать качество образования казахских школ до уровня мировых стандартов? Нет, ради привычной, всего лишь привычной, а потому удобной и комфортабельной для них жизни они готовы жертвовать всем. Вплоть до того, чтобы в мирное время целая нация, славная нация, древняя нация ушла в историю.
В этом ряду с ними плечом к плечу идет еженедельник «Время», называющий, точнее, обзывающий нашу с вами Родину не иначе как «страна легкого поведения» и считающий это верхом остроумия. От него не отстает и еженедельник «Central Asia Monitor», не устающий угрожать казахским национализмом уже который год, где бесподобный Женис Байхожа, давно и много пишущий о состоянии казахского языка, но никогда так и не написавший о самом главном – как сделать казахский язык таким же жизненно необходимым, каким был русский язык в свое время. Не потому что не знает, а потому что очень даже хорошо знает. Полагаю, он прекрасно понимает, что все корни бед казахского языка именно в них, в русскоязычных казахах, а не в русских. Но что взять с человека, который отрицает все казахское, и, ничуть не смущаясь, заявляет: «А был ли геноцид?» Не глумление ли это над самым святым для целого народа? Наш ответ-статью «А человек ли Женис Байхожа?» он оставил без внимания...
Но ход времени повернуть вспять никому не удастся. И мы будем делать с Божьей помощью все возможное и невозможное, чтобы построить свое национальное государство, а там и гражданское, когда настанет его очередь, как настала она когда-то для развитых европейских стран – по лекалам цивилизации. Создание Национального совета общественного доверия – один из шагов в этом направлений.
Но что в нем делают господа Ашимбаев и Шураев?!..
Өмірзақ АҚЖІГІТ, независимый журналист
Gu.gu.kz