Послание президента, или семеро с ложкой у казана
2019 ж. 07 қыркүйек
10315
3
Наконец наступило «определение берега»: прозвучало первое Послание президента Касым-Жомарта Токаева, которое подготовил сам. Объяснил все четко, конкретно и по существу. Видно, что глава государства мониторит социальные сети и в курсе всего, чем живет общество, и остановился на многих вопросах, которые волнуют наших граждан. В отличие от предыдущих посланий не было пафоса и «планов громадье» на будущее, наоборот признаны недостатки, подняты злободневные простые проблемы и высказано желание менять сложившуюся ситуацию. Было заявлено, что будут осуществлены политические реформы без забегания вперед, но последовательно и продуманно.
Семеро с ложкой у казана: количество чиновников бьет рекорды
Известно, что Казахстан относится к странам с рекордным количеством чиновников. У нас на 18 млн населения приходятся около 100 тысяч чиновников. Из всего работающего населения нашей страны 21% – чиновники, т.е. один начальник на 5 работников. Для сравнения, в США и Германии – это 14%, Китае – около 9%, Японии – 8%. Может, в этом причина развитости Японии и других стран и отсталости Казахстана?!
Например, если в советское время директор школы сдавал отчеты в РайОНО за два часа, то сейчас – за несколько дней! Так много стало всевозможных тестов, анализов, отчетов по внедрению новой программы и т.д. К тому же, как говорят учителя, ныне проверяющих школу стало так много, что иногда они не знают, что проверять, потому что дублируют друг друга.
В самом деле, нельзя не заметить корреляционную зависимость этих двух величин – чем больше чиновников в стране, тем больше финансовых средств и кадров лишаются другие сферы: наука, культура, экономика и т.д. На науку, например, у нас выделяется мизер – всего 0,14% от ВВП страны – такого не было даже в лихие голодные 90-ые годы! Молодые ученые получают 45-50 тысяч тенге, многие ученые ушли в предпринимательство, на госслужбу, уехали за границу и т.д. В итоге за годы независимости у нас не появился всемирно известный ученый, экономист, писатель, поэт, композитор и т.д.
Глава государства увидел эту проблему и поручил сократить «глухих» чиновников: «Люди вынуждены обращаться к президенту в следствие глухоты и закрытости чиновников. Неоднократные жалобы на несправедливость в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе. С целью повышения эффективности работы госслужащих надо привлечь в ряды подготовленные молодые кадры. С 2020 г. мы приступим к постепенному сокращению численности госслужащих – высвобожденные средства направим на стимулирование оставшихся работников. К 2024 г. количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократит на 25%».
Конечно, должно быть системное сокращение там, где чиновники работают неэффективно и даже дублируют друг друга, а не как обычно: сократят рядовых сотрудников, а верхушку слегка перетасуют и оставят на других теплых местах.
В самом деле, если уменьшить количество госслужащих, например, на 4 500 человек, то, по прогнозу, это даст 180 сэкономленных млн тенге в год. Ведь для армии чиновников требуется большой бюджет. А чересчур раздутый бюрократический аппарат к тому же мешает не только жизни людей, но и функционированию организаций или даже целого государства. В итоге, сокращение на 25% от 100 тысяч чиновников может дать экономию в 1 млрд тенге в год.
К тому президент посчитал нужным учитывать оценку общества работы местной власти: «Считаю возможным в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти. Например, если в результате опроса более 30% жителей считают, что аким города или села неэффективен – это основание для создания специальной комиссии».
Ведь до этого времени в нашей стране анализ эффективности работы чиновников не был востребован: кто чем занимается и насколько эта работа необходима или вообще нужна ли. В то же время под любую проблему, существующую, назревающую или даже отсутствующую, у нас тут же пытались создать новое государственное ведомство, департамент. Ясное дело, когда появляется новый департамент, люди, занятые там, должны чем-то заниматься и им должны платить заработную плату.
Закрыть «кормушку» для чиновников и коррупции
Поэтому у нас лучший «университет жизни» – это сесть в чиновничье кресло. И ныне пришло время менять эту практику: сокращать неэффективные звенья государственных органов и квазигосударственного сектора, а высвободившиеся финансовые средства и кадры направлять в другие сферы: науку, культуру, экономику и т.д.
Если же коснуться темы выявления и расследования коррупционных правонарушений в квазигосударственном секторе, то тут очень интересная история.
В свое время депутаты партии «Ак жол» поднимали в парламенте вопрос введения уголовной ответственности за коррупционные правонарушения в квазигосударственном секторе. Оказалось, если госслужащие несут ответственность по всей строгости закона, то должностные лица квазигосударственного сектора остаются вне поля действия антикоррупционного законодательства! «Отсутствие полноценной ответственности позволяет без особых опасений распоряжаться гигантскими суммами, за слишком вольное использование которых чиновникам от нацкомпаний грозит не более чем выговор или лишение премии», – говорилось в депутатском запросе. Прошло с тех пор почти два года, а воз и ныне там.
Другой парадокс состоит в том, что уголовный закон позволяет наказание за коррупцию в виде кратных штрафов вместо лишения свободы, которые применяются по всем категориям тяжести, в том числе по особо тяжким. Получается, чем больше коррупционер «хапнет», тем больше у него шансов заплатить штраф, чтобы не сидеть на нарах.
К примеру, должностные лица за взятку в размере более 627 млн тенге заплатили штраф в общей сумме 1,9 млрд тенге. А вот полицейские за получение взятки в размере 300 тысяч тенге не смогли заплатить штраф в сумме 7,5 млн тенге, и наказание было заменено на 7 лет лишения свободы.
Есть еще одна лазейка для коррупции, которую депутаты партии «Ак жол» также поднимали в парламенте. Если даже чиновник попадет в тюрьму за крупные хищения, то через два года может выйти по УДО (условно-досрочное освобождение) и вернуться к своим «заначкам», размер которых позволит ему жить безбедно всю оставшуюся жизнь. В некоторых странах убрали эту лазейку – досрочное освобождение для коррупционеров, осужденных на длительные сроки.
А о масштабах коррупции наглядно говорит тот факт, что по данным международных экспертов «Global Financial Integrity» из Казахстана в оффшоры незаконно выведены более 167 млрд долларов США!
Отдельно Токаев остановился на квазигосударственном секторе: «Государственные компании превратились в громоздкие конгломераты, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения. Количество государственных компаний можно и нужно сократить». Ранее президент ввел мораторий на создание квазигоскомпаний из-за задолженности и неэффективности.
«В 2018 г. объем госзакупок составил 4,4 трлн тенге, из которых 3,3 трлн тенге (75%) осуществлены неконкурентным способом из одного источника. Пора закрыть эту «кормушку» для чиновников и разного рода «прилипал», – заявил глава государства.
Напомним, траты на госзакупки и закупки квазигосударственного сектора в 2018 г. впервые приблизились к годовым значениям валовых налоговых доходов казны и Нацфонда. Так, в прошлом году закупки для нужд государства «съели» рекордные 10,5 трлн тенге бюджетных средств. Это сопоставимо с объемом всех налоговых поступлений в бюджет и Нацфонд за 2018 г., когда было получено около 11,1 трлн тенге.
И для закрытия «кормушки» для коррупционеров в Послании прозвучало положение о личной ответственности руководителя за факты коррупции в его ведомстве: «Следует законодательно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление. Нужно также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов».
Гуманизация законов не оправдала себя?
У нас много не только чиновников, но и полицейских. Несколько лет тому назад Казахстан попал в ТОП-10 стран по числу полицейских на душу населения. Такие данные привела британская газета The Independent. Согласно исследованию, Казахстан занял шестое место в рейтинге. На 100 тысяч казахстанцев приходилось в среднем 445 сотрудников полиции.
И теперь президент объявил о масштабной реформе МВД: «Образ полиции как силового инструмента государства будет уходить в прошлое. Она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности». До конца 2020 г. адмполиция будет реорганизована.
Еще одна проблема – гуманизация уголовного законодательства. Она неэффективна из-за большого уровня безработицы, поэтому бывшие заключенные в основном берутся за свое старое ремесло, и их «содержание» переносится на плечи населения. Это очень простая «арифметика»: без соответствующей социальной адаптации, без создания рабочих мест, без повышения жизненного уровня населения и снижения уровня безработицы от амнистии не будет пользы, и рост преступности будет продолжаться.
Дело дошло до того, что на это обратил внимание президент Касым-Жомарт Токаев: «Мы увлеклись гуманизацией законодательства, упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми и другие тяжкие преступления, особенно против детей».
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz