Кому bed tax, а кому и койко-сутки: как Казахстан может стать туристическим раем
2019 ж. 29 маусым
3276
0
Казахстан может стать туристическим раем, и помочь в этом должна Государственная программа развития туристской отрасли на 2019–2025 годы. Об этом сообщает caravan.kz.
Так манит число «десять»
На заседании Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии «Нур Отан» председатель комитета индустрии туризма минкультуры и спорта Майнюра МУРЗАМАДИЕВА сообщила: завершается работа над госпрограммой по развитию туризма до 2025 года. На ее реализацию необходимо 1,5 триллиона тенге, из которых 730 миллиардов чиновники планируют взять в республиканском бюджете, 123 миллиарда – из местных бюджетов, а 722 миллиарда – из частных инвестиций.
– Мы изучали опыт США, Франции, Испании, ОАЭ. Основная задача – войти в десятку туристических держав мира. Определено 10 приоритетных туристских территорий (ПТТ), в которые вошли Имантау-Шалкарская, Щучинско-Боровская курортная зоны, Баянаул, Алаколь – со стороны Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, Алматы, Астана, Балхаш, Туркестан и Мангистау, – сказала Мурзамадиева.
Именно эти территории получат преференции от государства: натурные гранты – выделение земельных участков, освобождение от налогов – КПН, земельного и имущественного на срок до 80 лет.
– Бюджетные потери по недополученным налогам составят порядка 30 миллиардов тенге, а объем привлеченных инвестиций – 800 миллиардов тенге. Развитием ПТТ будут заниматься управляющие компании, созданные с участием нацкомпании «Казахтуризм», минсельхоза (национальные парки), местными исполнительными органами (социально-предпринимательские корпорации) и бизнесом, – сообщила представитель профильного комитета.
По предварительным оценкам, топ-10 объектов к 2030 году помогут увеличить количество внутренних и въездных туристов более чем в четыре раза – с нынешних трех миллионов до 13 миллионов посетителей в год, и позволят создать свыше 60 тысяч новых рабочих мест.
– Другая мера – нужны новые модели управления национальными парками, привлечение частного бизнеса. В пилотном режиме этот проект будет запущен в Иле-Алатауском нацпарке и в Имантау-Шалкарской курортной зоне, – проинформировала Мурзамадиева.
Среди других мер, которые должны оживить индустрию отдыха, глава профильного комитета назвала маркетинг и продвижение.
– Мы отстаем от наших прямых конкурентов – Узбекистана и Кыргызстана, в мире больше знают о соседях – Азербайджане, Монголии, Грузии. Бюджет на продвижение Грузии в 14 раз превышает объем выделенных на маркетинг Казахстана средств в 2017 году, в 40 раз больше тратят на эти цели в Чехии, в 100 раз – в ОАЭ. Пока не поставим этот вопрос ребром, мы так и будем никем не узнаваемой страной, к сожалению, – заметила чиновница и сообщила, что количество денег на развитие туризма нужно увеличить до 10 миллионов долларов в год.
Снизить нагрузку на бюджет чиновники намерены в том числе через туристские взносы.
– По аналогии с зарубежными странами мы предлагаем ввести bed tax (налог на размещение в отелях) с иностранцев. Эти средства будут поступать во внебюджетный фонд и в дальнейшем идти на маркетинг и продвижение страны. Два доллара за ночь для туристов в Астане, Алматы, Шымкенте, – рассказала Мурзамадиева.
Либерализация визового режима – еще один инструмент по превращению Казахстана в привлекательный объект для посещения.
Сейчас безвизовый въезд предусмотрен для граждан 63 стран. Жителям Китая и Индии, следующим транзитом через нашу страну, разрешено 72-часовое пребывание в Казахстане без регистрации.
– Мы настаиваем на отмене приглашений при внедрении системы «E-hotel», при которой правоохранительные органы будут иметь доступ к информационным системам гостиниц и других мест размещения, – сказала глава комитета индустрии туризма.
Дорого и сердито
– По вопросу bed tax мы до сих пор находимся в состоянии полемики с уполномоченным госорганом. С общим набором инструментов согласны, а там, где есть шероховатости, мы хотели бы пройти тонким напильником, – сообщил заместитель председателя нацпалаты предпринимателей «Атамекен» Олжас ОРДАБАЕВ.
Предлагаемый размер туристского сбора в объеме 30 процентов от МРП – около 800 тенге за каждый день проживания (дети до 16 лет освобождаются от уплаты), по мнению представителей отельного бизнеса, является крайне высоким для бюджетного сегмента, – считают в НПП.
Сейчас средняя стоимость койко-суток в Казахстане не превышает 6 тысяч тенге. Предприниматели предлагают дифференцированный подход в зависимости от категории отеля.
– Также предлагается ввести «еco pass». В мировой практике данная система является своего рода лицензией на деятельность в нацпарках, а также единым платежом за пользование природными ресурсами. Однако разработчики рассматривают «еco pass» как дополнение к существующей системе платежей, – акцентировал зампред НПП. – Наша позиция – новый налог не должен идти внахлест с действующими платежами за использование особо охраняемых природных территорий. С точки зрения логики какие-то платежи должны быть исключены.
Еще один волнующий бизнес вопрос связан с введением обязательной категорийности отелей. Эта процедура обходится в сумму от 300 тысяч тенге и выше, в зависимости от запрашиваемой категории. Поэтому отельеры зачастую отказываются от добровольной сертификации. НПП предлагает внедрить бесплатную процедуру получения категории для действующих субъектов бизнеса в переходный период (2019–2020 годы).
Столкните камень с горы
Депутат мажилиса, председатель комитета туризма НПП Павел КАЗАНЦЕВ уверен: именно бизнес является ключом решения вопросов.
– Предпринимательство может толкнуть камень с горы и дать хороший профит стране в части развития. Мы должны научить местное сообщество – на селе и в райцентрах, максимально приближенных к объектам, обслуживать туристов, предоставлять сервис по питанию и проживанию. Иногда говорят: нет дорог, но они здесь не первоочередная задача, – считает мажилисмен.
Ранее Казанцев, входящий в комитет по экономической реформе и региональному развитию и регулярно занимающийся внутренним туризмом, рассказывал, что мы используем свой потенциал только на три процента.
– В Уральске хотел выехать на организованную рыбалку – не нашел ни одного соответствующего объявления! – сетовал он после очередной поездки.
Парламентарий высказался по поводу планов чиновников ввести bed tax:
– Нельзя на стадии развития отрасли начинать с обременения финансами. 800 тенге для внутреннего туриста – категорически не годится. Говорят, что введут для иностранцев. А с какого бодуна они должны платить?
Нельзя с Европой сравнивать – туда прут, в очередях стоят, самолеты битком, за месяц отели не забронировать. Да ты там 8 «бедтаксов» заплатишь, лишь бы попасть туда!
А мы с нуля площадку создаем – и сразу налоги! Надо подумать, насколько это важно. И тем более фонды, которые будут создаваться под такие «бедтаксы», – с их прозрачностью у нас всегда беда.
Создадут фонд типа «Камкора» (фонд гарантирования прав казахстанцев в сфере выездного туризма. – Прим. ред.) и потом бегают за ними годами, просят: «Цифру назови, куда деньги-то дел».
Раскритиковал депутат и практику взимания платы за кино-, видео- и фотосъемку на территории национальных парков.
Тарифы введены приказом и. о. председателя комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ от 31 мая 2017 года.
– 55 тысяч тенге за видео и 25 тысяч за фотосъемку – кто поедет? Да мы должны приплачивать туристам, чтобы ездили туда и распространяли в соцсетях! В целом в Госпрограмме развития туризма не должно быть общих фраз, – считает Павел Олегович. – Догнать, перегнать, а должны быть указаны конкретные даты реализации и направления.
– И да, туризм не настолько высокобюджетная отрасль. Местные сообщества на условиях ГЧП могут строить инфраструктуру – необязательно только 5-звездочные отели в областных центрах, которые, кстати, уже имеются. Нам нужно строить объекты, максимально приближенные к туристским дестинациям, – к Балхашу, Капшагаю, ВКО, подтянуть жилье среднего уровня, – заключил Казанцев.
Назгуль АБЖЕКЕНОВА
qazaquni.kz