«Ак жол» – за международный франчайзинг
2017 ж. 02 ақпан
1970
1
«Ак жол» предлагает правительству в реализацию Послания Президента поддержать международный франчайзинг, как инструмент по встраиванию МСБ в глобальные сети производства и сбыта продукции – об этом заявил Ерлан Барлыбаев 1 февраля в ходе пленарного заседания Мажилиса.
«Вчера, в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Президентом дано поручение к 2025 году добиться увеличения несырьевого экспорта в 2 раза, – говорится в запросе фракции в адрес Премьер-Министра Сагинтаева. – Для этого, как прагматик и реалист, Нурсултан Абишевич предлагает бизнесу не "изобретать велосипед", а встраиваться в глобальные цепочки производства и сбыта товаров и услуг. Это нужно делать, прежде всего, за счет привлечения транснациональных компаний».
Однако Барлыбаев отметил, что транснациональные корпорации, как правило, ориентированы только на крупный бизнес, но аналогичные подходы по вхождению в действующие международные системы есть также и для малого и среднего бизнеса.
Прежде всего, это инструмент франчайзинга, когда передовые мировые компании предоставляют свои технологии и процессы местным предпринимателям, включают их в свою глобальную сеть производства и реализации продукции, осуществляя при этом контроль за качеством и соблюдением технологии, что освобождает государство от надзорных функций и снижает коррупционное поле.
Депутат привел международные данные, свидетельствующие о высокой эффективности франчайзинга в обеспечении рынка сбыта и устойчивости МСБ в странах ОЭСР: если из вновь создающихся предприятий частного бизнеса в первые же 3 года разоряются порядка 70-80%, то среди предпринимателей, использующих франшизу, более 60% успешно осваиваются на рынке. Поэтому некоторые европейские страны предоставляют господдержку только тем частным предприятиям, которые используют франшизы из утвержденного правительственными органами списка лучших международных компаний в каждой отрасли.
Но несмотря на то, что франшизы реальных лидеров обходятся весьма недёшево, эксперты прогнозируют, что в XXI веке более 50% МСБ в мире будет работать по системе франчайзинга.
Барлыбаев напомнил, что сейчас в Казахстане по франчайзингу уже работают такие известные компании, как Coca-Cola, Баскин Роббинс, KFC, Adidas, сеть отелей Marriot. А с прошлого года фондом "Даму" запущена программа финансирования франчайзинговых проектов на сумму 1 млрд. тенге.
Однако, по данным СМИ, указанной программой воспользовались всего лишь 8 предпринимателей, что говорит о недооценке роли данного инструмента, как успешного канала импорта технологий и продвижения товаров.
Другой проблемой, по мнению «акжоловцев», является недостаток промышленного франчайзинга, связанного, в том числе, с передачей лицензии на производство продукции. По имеющейся информации, в Казахстане в сфере производственного франчайзинга задействовано лишь 2% от общего числа франчайзинговых предприятий.
В этой связи депутатская фракция ДПК «Ак жол» обращается к правительству с предложениями:
1) Изучить международный франчайзинговый рынок и сформировать перечень компаний-лидеров, прежде всего, в производственном секторе, чьи франшизы Правительство могло бы рекомендовать бизнесу для внедрения в Казахстане;
2) Аналогично подходам по поддержке предприятий с участием транснациональных корпораций, предусмотреть соответствующие стимулы и для предпринимателей малого и среднего бизнеса, использующих инструменты международного франчайзинга;
3) Рассмотреть вопрос о субсидировании расходов предприятий по оплате международной франшизы из утверждённого правительством перечня;
4) Включить развитие международного франчайзинга в число приоритетных направлений Программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы.