Казахстан - лидер по детским суицидам
2015 ж. 23 маусым
5212
0
В Казахстане нет масштабных исследований опасной социальной болезни – суицидов, научного анализа и учета статистики, поэтому причины не расследуются, замалчиваются. Соответственно, нет и принятия кардинальных мер. Каждый случай суицида должен всесторонне рассматриваться специалистами профильных ведомств и местной властью. За редким исключением, эта проблема не обсуждается в парламенте и правительстве – наверное, наши законодатели и чиновники надеются, что она каким-то образом «рассосется» сама собой.
Бегство от суицидальной действительности
Когда нет достоверной исчерпывающей информации, статистики, анализа, трудно делать какие-то выводы. Например, ответить на вопрос: почему мы лидируем по суицидам, ибо не знаем их причин. Или почему в 1999 году в тройку «черных» регионов-лидеров РК входили Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области? Почему впоследствии к ним добавились Костанайская, Павлодарская, Акмолинская, Западно-Казахстанская? Впрочем, к ним временами добавляются другие области и даже Астана.
23 сентября 2014 года СМИ передали последние данные о суицидальном лидерстве Казахстана. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек в возрасте от 15-19 лет, по данным ЮНИСЕФ и ВОЗ, Казахстан в 2012-2013 годах занимает второе место по числу смертей из-за суицидов юношей и первое по числу смертей девушек. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек 10-14 лет Казахстан занимает первое место. Кстати, это печальное лидерство наша республика удерживает более десяти лет.
Раньше писали: официальная статистика по количеству суицидов в Казахстане не оглашена. В последние годы она стала появляться, скорей всего, из-за относительного снижения показателей. Например, количество самоубийств за 2010 год – 3,6 тысяч, за 2011 год – 3,4 тысяч, сообщает Агентство по статистике. В 2014 году – 2 932 человека. В то время как в 2008 году в результате суицида умерло 4009 человек. В среднем мужчины уходят из жизни в 3 раза больше женщин.
Снижение количества идет за счет уменьшения самоубийств среди взрослого населения, ибо Казахстан по-прежнему сохраняет лидерство по суицидам среди молодежи и подростков. Наша республика остается в списке самых «суицидальных» стран и по всем возрастным показателям за последние годы: 3-5 место в мире. Это страшные цифры: потери как на войне – за 10 лет республика потеряла из-за суицидов более 35 тысяч человек!
Несмотря на это, у нас до сих пор не принята госпрограмма по этой социальной болезни. Например, есть страны с традиционной высокой частотой суицидов – Финляндия, Германия, Швейцария. В них были введены специальные госпрограммы профилактики суицидов с выделением средств, и везде они дали очень хороший результат. Эти государства покинули верхушку стран с наиболее высокой частотой суицидов, где мы находимся.
В Японии также работает подобная программа – это все-таки страна самураев, харакири. Недаром значительную часть самоубийств совершают мужчины. У нас же, как и в России или Литве, нет такой программы, поэтому и находимся на верхних «самоубийственных» строчках. Хотя это ни много ни мало – более 3 тысяч жизней и психическое нездоровье нации.
Беспросветная сельская жизнь
По информации председателя комитета генеральной прокуратуры РК Сауле Айтпаевой, на сегодняшний день, согласно статистическим данным, больше всего суицидов происходит не в городах, а в районах и селах Казахстана. Это тоже неизученная тема – стало быть, причины экономические, социального неравенства городских и сельских жителей? Ведь село за годы независимости переживает существенный кризис: экономический, инфраструктурный, кадровый, образовательный и т.д.
Это говорит о том, что сельская молодежь не видит своего будущего: поступить в вуз, найти работу, устроить личную жизнь. В самом деле, молодым людям из бедных аулов нет возможности выбиться в люди: везде все платно, по знакомству, коррупция, а в селе – безработица. За 6 месяцев 2014 года несовершеннолетними совершено суицида в городе – 26 (случаев на 100 тысяч населения), а в районах и селах – 78, т.е. 3 раза больше!
Эта редкая и ценная информация, но не знаем, характерна ли она и для предыдущего времени. Не знаем о распространении самоубийств в социальном, этническом разрезе, конкретную статистику по районам, селам и что делается местными властями для ее снижения. На суицид подростка толкает самая крайняя степень безысходности, в которой ему не помогли ни родные, ни школа, ни общество. У нас же стремятся переложить вину только на нерадивых родителей. Тогда зачем 7,5 тысяч психологов и армия полицейских в школах? Почему в советское время в такой мере не наблюдались детские суициды? Может быть, была доля истины в советском девизе «Все лучшее – детям!»
Возможно, государство не нуждается в исследованиях, ибо они откроют причины, которые правительство не может или не желает устранить. Например, появились «ипотечные» суициды – что государство может сделать в этой ситуации? В целом оно беспомощно в случаях, связанных с экономическими причинами: безработицей, потерей трудоспособности, инвалидностью и т.д. «потенциальных самоубийц».
Или суициды, опосредованно связанные с коррупцией и социальным расслоением, например в системе образования: многие дети из бедных семей, особенно из сельской местности, не могут учиться в вузе, устроиться на работу, что несравнимо с советским периодом.
Современные детские игры
Ныне вместо советских бесплатных или доступных детских клубов, секций, пионерских лагерей – островки детского мира для детей «избранных». Советская система всевозможных дворцов, клубов, спортивных центров рухнула и восстанавливается очень медленно. Если дети в советское время были заняты в нешкольное время, то ныне они предоставлены сами себе. В итоге вместо советской пионерской сплоченности в наше время – одиночество, отчужденность и озлобленность детей. К тому же имеются последствия «дикого капитализма», когда многие родители потеряли работу, и в семьях – неблагополучная моральная обстановка.
Мы не заметили, как в школы и вузы «зашел» рэкет. Поборы в школах со стороны старшеклассников, а также в колледжах, вузах – это стало системой по всей стране! Даже девчонки заставляют более слабых отдавать деньги. Дети молчат, а потом не выдерживают давления, стресса от унижений. Безденежье родителей, их апатия к своим детям: в итоге безысходность бедных детей приводит к суицидам. В армии тоже нередко ребята погибают из-за поборов «дедов». Мы не заметили, какие жестокие нравы царят не только в обществе взрослых, но в школах и вузах.
Власти стараются не афишировать факты самоубийств, поскольку это диссонирует с официальными данными о «светлом настоящем». Ведь власти не скрывают сам факт национальной трагедии, но не могут выявить конкретные причины всплеска детского суицида и предложить пути для ее решения. Идут одни разговоры: проведено столько-то семинаров, круглых столов и конференций, созданы какие-то мобильные группы, но от них нет предпринимаемых мер и эффективности.
Суициды – все-таки «лицо» нынешнего времени. В советское время в школах и вузах не было коррупции в нынешних размерах, рэкета в учебных заведениях с криминальной подоплекой, детской проституции, давления потребительской психологии, предмета «Валеология», сомнительных детских кумиров из зарубежных фильмов, фильмов со сценами насилия и т.д.
Создается впечатление, что в Министерстве образования и науки не знают о многих школьных «детских играх». Например, мальчики устраивают между собой «бойцовские» поединки на кулаках, по итогам которых слабаки чуть ли не становятся изгоями. Участились драки и между девочками. Или так называемая игра «собачий кайф» – крепко затянуть веревку на шее и через некоторое время ослабить: происходит кратковременная потеря сознания из-за недостатка кислорода в мозге. Как веревка или ремень снимается, кровь резко приливает к голове, и ребенок временно впадает в состояние эйфории.
Эти «игры» говорят об отсутствии спортивных и иных секций и кружков, здоровой атмосферы, ценностной ориентации подростков, морально-этического воспитания – эти «забавы» нередко перемешиваются с насилиями сексуального характера, многие случаи которых остаются не известными. В советское время за изнасилования давали большой срок. Сейчас, если и дают, то малый, а сутенеры, которые вовлекают школьниц в проституцию, нередко получают условные сроки. Неудивительно, что одна из причин самоубийств среди девочек-подростков – ранняя беременность, сексуальное насилие, жестокое обращение и т.д.
Министерством здравоохранения и социального развития была утверждена Дорожная карта по превенции суицида и продвижению психического здоровья на 2014-2018 годы, однако в ней нет механизма по профилактике самоубийств.
К примеру, суициды случаются перед и после Единым национальным тестированием (ЕНТ) – есть соответствующие записки самоубийц. Дело не в самом формате тестирования, а в том стрессе, в который загоняют детей при подготовке: у них в состоянии стресса сужается мышление, они как в узком коридоре, жизненного опыта нет, поделиться со своими проблемами могут не всегда. Плюс одиночество. Многие не имеют друзей, общаются только в интернете.
Координатор программы «Здоровье и развитие молодежи» ЮНИСЕФ Айгуль Кадирова рассказала депутатам о том, что в основе суицидов лежит депрессия. «Мы ее обнаружили у 90 процентов подростков высокой группы риска, – отметила Кадирова. – Причем 20 процентов имели тяжелую степень. Состояние тревожности – это второй распространенный симптом проблем психического здоровья подростков».
Некоторые депутаты считают, что старшеклассникам ломает психику ЕНТ. Мажилисмен Жуматай Алиев настаивает на том, что министерству образования следует найти какой-то другой способ проверки знаний и срочно провести реформу. И он не одинок. Примерно о том же Дарига Назарбаева писала депутатский запрос пару лет назад. Депутат утверждала, что после введения ЕНТ количество самоубийств в Казахстане возросло.
Можно пунктиром отметить социальные причины суицидов. Это безработица, социальное расслоение, ненужность государству, разруха села, коррупция, распад семейных устоев, разводы родителей, ЕНТ, «обозленное одиночество», алкоголизм, наркомания, ранняя сексуальная жизнь, проституция, отсутствие нравственного ориентира, идеологии, идеала и т.д.
Дастан ЕЛДЕС
"Қазақ үні" газеті