В КАЗАХСТАНЕ не будет ни эллина, ни иудея?
2010 ж. 11 наурыз
1696
0
Критикуя Концепцию национальной политики, предложенную казахской интеллигенцией в главе с Мухтаром Шахановым, советник Президента Казахстана Ермухамет Ертисбаев в ответах на вопросы газеты «Экспресс-к» за № 13 от 28.01.2010г. ратует за построение своего рода новозаветного общества, где не будет ни эллина, ни иудея – «Во всех развитых странах во главу угла поставлено гражданство, а не этническое происхождение». Его поражает: «Почему мы так усиленно и агрессивно выпячиваем именно этническую сторону вопроса? кому это нужно? зачем это нужно?» В самом деле, - кому и зачем? Постараюсь ответить на эти вопросы. Причем, полностью соглашаясь с замечанием советника: «много путаницы в понятийном аппарате», начну с четкой формулировки исходных понятий.
Как ни странно, ученые до сих пор не определились с тем, что же такое нация? Одни считают, что это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью территории, экономической жизни, языка, некоторых черт психологического склада, проявляющегося в своеобразии культуры. Но ведь и племя, и народность не смогут просуществовать и дня без своей территории, языка, хоть какой-то культуры и экономики. Не случайно, с небольшими вариациями все эти характеристики перечисляются и при определении понятий племени и народности. Для других нация вообще оказывается всего лишь “воображаемым сообществом”. Окончательно запутавшись, английский историк Эрик Хобсбаум предложил называть “нацией” любую группу людей, претендующую на это звание.
Чтобы распутать этот гордиев узел, необходимо начать с определения этноса. Этнос (народ) – это исторически сложившаяся группа людей со своим языком, культурой, особым образом жизни. На эту особость акцентирует внимание этнограф, академик Юлиан Бромлей: “Каждый из народов мира – это грандиозное испытание особого образа жизни, слагающегося из привычек и обычаев, из законов и морали, из искусства и всего того, что мы зовем национальной культурой”. Этническая группа складывается на конкретной территории, и потому для этой земли родившийся этнос становится коренным и хозяином по “праву почвы”. Так, часть древних тюркских племен, адаптировавшись к природным условиям Центральной Азии особым, кочевым образом жизни, сложилась в коренной для этих мест казахский этнос и стала его хозяином. Потому и земля эта по праву называется казахской.
КОРЕННОЙ НЕ ПО ВРЕМЕНИ
ПРОЖИВАНИЯ, А МЕСТУ
формирования
По древнеримским преданиям, у подножия Аппенин в области Лацио, где затем был основан Рим, обитало древнее племя. Никто не знал прошлого этих людей, жил ли кто-то здесь до них, и потому считалось, что они на этой земле с самого нача