ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛИ
2010 ж. 11 наурыз
1393
0
Государство с ограниченной ответственностью
Без комплексного научного подхода к региональным проблемам у нас появился огромный перекос в развитии областей и районов. Казахстан – лидер в Центральной Азии по росту своей столицы и «нефтяных» областей, но в то же время страна отсталых сельскохозяйственных районов с неразвитым производством. Создается впечатление, что разработчики многочисленных проектов не представляют себе не только сельскую глубинку, т.н. «депрессивные» районы, но и состояние типичного сельского населенного пункта. А если и имеют представление, то для решения проблем нередко подходят абстрактно. Не говоря о неизученности причин глубинных региональных метастаз: если отдельные города и области по развитию уже в ХХ1 веке, то многие районы находятся на уровне середины прошлого века.
Из-за примитивного понимания рыночной экономики некоторые наши теоретики уповали на ее «чудеса»: мол, рынок все расставит на свои места, все отрегулирует – законы рынка универсальны. А зачем тогда государство, призванное все время изучать и совершенствовать экономику? Поэтому правительство не заметило, что такое «понимание» и было причиной небывалого оттока сельских жителей в города, что вызвало социальное напряжение, проблемы с работой, с жильем, с демографией, спадом сельскохозяйственного производства и т.д. Чтобы не быть голословным, обратимся к «Стратегии территориального развития РК до 2015 года».
«Развитие экономики в рыночных условиях выявило как конкурентные преимущества отдельных территориально-хозяйственных систем страны, так и их недостатки, связанные с различными возможностями адаптации к рынку. Это привело к значительному спаду и свертыванию производства в отдельных регионах, появлению депрессивных(?) районов и населенных пунктов. В результате усугубились региональные диспропорции, и часть населения страны, несмотря на естественные миграционные потоки, в настоящее время проживает на экономически неперспективных территориях. Сложившаяся ранее система расселения утратила свою эффективность(?) и не соответствует формируемой в настоящее время пространственной экономической организации страны. Неперспективными стали отдельные малые города, поселки, ранее построенные на базе месторождений минерального сырья, а также села на непригодных(?) для нормального проживания территориях, удаленных от центров развития. Из 60 малых городов 10 отнесены к категории депрессивных. По потенциалу социально-экономического развития из 7512 сельских населенных пунктов (СНП) 1204 (с численностью населения 1,8 млн. чел.) имеют высокий потенциал развития, 5625 СНП (5,2 млн. чел.) – средний, 595 СНП (189,9 тыс. чел.) – низкий потенциал и 88 СНП – без населения».
В «Стратегии» отсутствует одна существенная «мелочь»: успешными оказались, в первую очередь, регионы с нефтью, газом и т.д. и крупные города, куда шло основное инвестирование в ущерб районов с сельскохозяйственным производством, прежде всего животноводческим и малых городов с промышленным производством. Например, в Атырауской области чуть более 3% населения страны, но в 2004 г. сюда было привлечено 26,3% совокупных вложений в основной капитал. По данным Агентства по статистике, за 2007 г. в г. Алматы, г. Астана, Атыраускую и Мангистаускую области поступило наибольшее количество инвестиций. И в то же время отсутствует анализ причин «депрессирования» только вчера процветавших районов и городов, не говоря об исторической обусловленности ряда отраслей экономики.
Историческая битва с верблюдами
Некоторые наши публицисты открыто заявляют: мол, зачем ворошить трагические события 30-х годов ХХ века в Казахстане, ведь была индустриализация с развитием промышленности, а благодаря целине Казахстан – один из мировых поставщиков зерна и т.д. Будто Казахстан идет следом за Голландией, Австралией, Новой Зеландией и другими ведущими сельскохозяйственными державами, а не является страной третьего мира, чье развитие во многом определяется сырьевым сектором.
Огромная территория от среднеазиатских городов до Сибири была местом кочевания казахов и их предков с их неисчислимыми стадами животных. Ранней весной от южных городов и поселений вслед за зеленными ростками начиналось впечатляющее кочевье по всей Степи к Северу с веками определенными путями. Основная тяжесть при перекочевках ложилась на горбы степных кораблей – верблюдов. С приближением холодов кочевье возвращалось на қыстау. Зимовали в южных городах и поселениях, где, кстати, оставалась немалая часть казахов и в летнее время: ремесленники, учителя, земледельцы и т.д. Города были и по пути следования кочевий.
Колонизация Россией казахской Степи началась с разрушения экономической основы уклада жизни казахов – со строительства военных крепостей на пути вьючных животных. Так появилась «горькая линия» Орск-Оренбург-Кокшетау-Павлодар-Семей, которая преградила пути кочевий на северно-западные, северные, северо-восточные территории казахов. Позже Оренбургская и Сибирская линии сомкнулись на юге – соединились Сырдарьинские и Сибирские укрепления. Усеченная со всех сторон казахская Степь стала очень тесной для Великой Кочевки, что привело к столкновениям между казахскими родами из-за пастбищ, которые искусно поддерживались царским правительством. Если бы не русская колонизация, Казахстан был бы одним из сельскохозяйственных лидеров с многочисленным населением.
«Историческую битву с верблюдами» завершил Филипп (Шая) Исаевич Голощекин, ученик Якова Свердлова, участник расстрела царской семьи. В результате его «коллективиза коллективизации» в Казахстане от 44 млн. голов скота осталась лишь десятая его часть. «Обобществленный» скот погиб от бескормицы и зимних холодов, разграблен или был сдан в счет плана мясозаготовок. Особенно сократилось количество верблюдов: если в 1928 г. их было более миллиона, то в 1932 г. их осталось только 63 тыс. голов (ср. в 2007 г. около 130 тыс. голов).
Завершение этой «битвы» уготовило Казахстану незавидную роль. Для освоения богатых природных ресурсов создали здесь индустриальную базу, однако рабочая сила была из центральных регионов России и Украины. Казахи, как кочевники и скотоводы, не вписывались в будущую систему. Поэтому Голощекин выбрал те методы коллективизации, которые не могли не вызвать полный развал казахского хозяйства и фактическое вымирание почти половины населения.
Война с предприятиями
В год бурных исторических событий – от путча до распада Советской империи – в Казахстане был принят закон «Оразгосударствлении и приватизации». По странному стечению обстоятельств закон был принят ровно через 50 лет после начала Отечественной войны – 22 июня 1991 г. Это было начало т.н. перехода к рыночным отношениям, в результате которого некогда цветущие предприятия пришли в упадок, а немало районов превратилось в «депрессивных». Это была «война с предприятиями», последствия которой для сельского хозяйства сопоставимы разве что с «коллективизацией» Голощекина.
Автор исследования «Ұлттық жаңғырудың ата жолы» (Алматы, 2008) Болат Бутеев как начальник отдела научной организации труда в известной на весь Союз агрофирме «40 лет Октября» Николая Головатского был свидетелем распада этого предприятия-гиганта. Со своими 6 промышленными заводами, 12 ПМК, ЛЗУ под Братском, поставлявшим пиломатериалы в Китай и ГДР, 2000 тракторами, локальной компьютерной сетью еще в 1990 г., НИИ Кукурузы с солидным научным потенциалом и современным импортным оборудованием предприятие в результате разгосударствления приказало долго жить. Надо отметить, что на 1 января 1992 г. агрофирма, одних поливных полей которой было 10 тыс. га и куда приезжали зарубежные специалисты для перенимания опыта, имела новейшие основные фонды на 4 млрд. долларов(!).
«Казалось бы, наше правительство должно было, используя все возможности государства в интересах нации, осваивать огромные территории, превращать все районные центры в малые города с развитой инфраструктурой и таким способом обеспечивать все население работой. Вместо этого наши «шустрые» экономисты-политики из-за отсутствия национального мышления, следуя советам мировых господствующих сил, заинтересованных в богатствах и землях Казахстана, повели наше правительство по ложному пути. По пути «приватизации», «оптимизации», «легализации» и т.д., до которых не мог додуматься даже Голощекин» (из «Ұлттық...жолы», вольный перевод – Д.Е.).
То же самое говорит и Жасарал Куанышалин: «В составе депутатской группы в 1994 г. я был в Праге. Так там приватизации подлежали лишь слабые, действительно обанкротившиеся предприятия с условием их возрождения и развития, за которым велся государственный контроль. Унас же сам механизм закона подталкивал к завладению имуществом, предприятием. Такого закона о приватизации, как и «земельного кодекса» нет нигде – есть существенные различия. Беларусь, сохранив свои совхозы и колхозы, сейчас импортирует сельхоз и промышленную продукцию. Земля не создана человеком, поэтому не должна быть товаром. Еще Толстой выступал против частной собственности на землю. В Канаде, Голландии, Китае и др. сельскохозяйственных странах – аренда на землю, а у нас это объект купли-продажи, из-за чего безземельные сельчане потянулись в города и появились «проблемные» районы. Дело дошло до того, что люди не могут пройти к могилам своих предков. 16-20 млн. тонн зерна – это, скорее всего игра со статистикой. Помните, как в советское время убирали такие урожаи: приезжали помогать механизаторы со всего Союза, нередко на своих комбайнах, в обязательном порядке в уборке участвовали воинские части со своими машинами. Как сейчас при дефиците техники, специалистов и упадке сельского хозяйства собирают такие урожаи – загадка» (вольный перевод – Д.Е.).
Действительно, республика с самым развитым аграрным сектором в Союзе – «всесоюзная житница» (28,3 млн. зерна в 1986 г.), всесоюзный «мясокомбинат» – за считанные годы растеряла свои позиции. Теперь для его восстановления нет ни юридической, ни стратегической, ни экономической основы.
В «Стратегии территориального развития», несмотря на оговорки, делается упор на развитие больших городов, а не сельской глубинки: «На смену концепции равномерного развития территорий должна прийти концепция поляризованного развития, где полюсами роста могут стать наиболее динамично развивающиеся города или регионы, интегрированные с региональными и глобальными рынками и выступающие в роли «локомотивов» для всех остальных регионов страны, а в перспективе для всего центральноазиатского региона. Приоритетом дальнейшего совершенствования системы расселения станет переход с экстенсивного (характерен для советского периода) на интенсивный этап процесса урбанизации». А вот «устранение локальных проблем депрессивных населенных пунктов будет обеспечено собственными силами регионов».
«Современные тенденции мирохозяйственного развития показывают, что полюсами роста национальной экономики становятся не регионы, в которых сконцентрированы традиционные индустриальные производства, а важнейшие центры, управляющие потоками на региональном или мировом рынке (например, города - мировые центры развития: Нью-Йорк, Лондон, Токио, Шанхай и др.)». Странно, что наши стратеги переносят тенденции развития стран с многочисленным населением или с маленькой территорией: абсурдно сравнивать Казахстан с мировыми центрами, население которых почти равно всему населению нашей страны или даже превышает.
При малочисленности населения урбанизация означает уменьшение и без того «убегающих» сельских жителей, что уже привело и приведет к запустению и упадку регионов и появлению новых «депрессивных» районов. К тому же урбанизация обуславливает снижение уровня рождаемости. Вся сельскохозяйственная доктрина «Стратегии» ведет к опустыниванию и потери гумуса обрабатываемых земель. Ясно, что со временем пустующими землями заинтересуются страны, испытывающие крайний дефицит в посевных площадях, найдутся и наши «патриоты», желающие с их помощью «возродить» эту территорию. Сама идея о «локомотивах» опровергается фактами. Например, в Алматинской области при наличии самого крупного мегаполиса один из самых низких денежных доходов населения.
Исторически при малочисленности населения и больших территориях развивали и развивают сельское хозяйство (Канада,
Австралия, Казахстан в царское и советское время, Россия). До недавнего времени в Казахстане не было пустующих земель. Развитое животноводство позволяло использовать даже полупустынные и пустынные районы, в частности верблюдоводство, отчасти овцеводство. К примеру, арабские специалисты, посетившие Мангистаускую область, были поражены, что наши природные и климатические условия идеально подходят для разведения верблюдов.
Как известно, научность – это отсутствие противоречий. В «Стратегии» же делается упор и на «полюса роста» – динамично развивающиеся города и мегаполисы, урбанизацию, и на заселение приграничных районов с развитием городов-конкурентов, а также решение проблем неблагополучных районов, что трудно осуществить или даже неосуществимо при малочисленности населения, ибо приведет к запустению центральных районов страны. «Стратегии развития опорных городов приграничных регионов будут учитывать необходимость их конкурентного «симметричного» (равнозначного) развития с близкорасположенными крупными городами сопредельных стран». Самое удивительное, в «Стратегии» развитие сельского хозяйства, особенно животноводства, дано в общих чертах.
Экспансия
мировых сил
«Правильное направление развития экономики Казахстана напрямую связано с уровнем национального мышления. В этой связи мы можем констатировать, что такой уровень мышления специалистов, ученых, чиновников, отвечающих за стратегию развития экономики, на очень низком уровне. В подтверждение приводим примеры уму непостижимых ошибок.
1. Страны мира из-за дефицита ЗЕМЕЛЬНЫХ и ВОДНЫХ ресурсов выделяют огромные средства для поиска ресурсов
в океане, Арктике, космосе, на других планетах. А в это время наши чиновники, мыслящие по западным экономическим канонам, объявляют депрессивными села, города, районы, где только вчера население развивало экономику.
2. Продажа земли в собственность, предоставление ее в аренду по принятому в 2003 г. «Земельному кодексу» освободило мировые господствующие силы от поисков ресурсов на других планетах, представив им легкую добычу.
3. Привлекая сотни млрд. долларов иностранных инвестиции на особо ненужные на сегодняшний день отрасли, чиновники лишают 16 миллионный народ, обеспеченный в данное время ЗЕМЛЕЙ и ВОДОЙ, огромными богатыми природными ресурсами, в будущем этих богатств.
Казахи до русской колонизации сформировали на обширной территории каждую казахскую семью как самостоятельную производственную ячейку. Используя родовой (фирменный) метод организации коллективного труда и землепользования и живя в гармонии с природой, казахи достигли экономической стабильности. На этой основе стали развивать культуру и гражданское общество. Казахский народ достиг всего этого благодаря тому, что ЗЕМЕЛЬНЫЕ и ВОДНЫЕ ресурсы вокруг каждого аула были общим богатством, которые он рационально использовал и берег как зеницу ока.
В годы же независимости большую часть трудоспособного населения, ранее осваивавшего ЗЕМЕЛЬНЫЕ и ВОДНЫЕ ресурсы, собрали в 5-6 городах. К тому же эти вынужденные мигранты отдали свои сбережения в руки городского населения, и государство баснословно его обогатило такой экономической политикой. (До этого городские жители имели от государства в результате купонной приватизации предприятия и разные учреждения, а также квартиры и дачи.) Неожиданно обогатившиеся горожане, как истинные наследники советской империи, начали заниматься предпринимательством, лоббированием Земельного кодекса, а после его принятия – скупать и перепродавать ЗЕМЕЛЬНЫЕ ресурсы. Этим они развивали спекуляцию и дали толчок к распространению коррупции. Основа национальной экономики – обширные казахские земли – стала товаром. Пока не остановится перепродажа земли, права на ее аренду в стране не получит развитие производства разнообразной сельскохозяйственной продукции. Из-за отсутствия условий и денежных средств не освоившие свои земельные наделы, нелегалы-маргиналы в виде дешевой рабочей силы наводнили города.
А в развитых странах села никогда не попадали под «оптимизацию», и сельские жители развивали свое производство, внедряя новые технологии. В этих странах продолжающийся процесс формирования мегаполисов растянулся на столетия, который начался после становления высокомеханизированного сельского хозяйства, освободившего часть безземельного населения для городов» («Ұлттық ...жолы», вольный перевод – Д.Е.).
Проект «200 малых городов»
«Чтобы полностью освоить все возможности естественного развития национальной экономики нам необходимо остановить расширение многозатратных больших городов, съедающие ресурсы населения страны. Для этого надо перенаправить средства и возможности страны на развитие райцентров, превращая их в высокоиндустриальные малые города прямого республиканского подчинения.
Мы должны признать, что основу национальной экономики, ее стержень составляет традиционное производство – сельское хозяйство (животноводство, растениеводство) и обработка сельхозпродукции. И в этой отрасли, применяя вековую технологию предков и используя современные комплексы переработки, надо производить экологически чистые, высококачественные, конкурентоспособные национальные продукты.
Предлагаем:
1. Для уверенности сельских жителей нашей страны в будущее своих детей, когда свое село для них будет вечной родиной и в экономику которого они могли бы в любое время внести свою долю, должна быть государственная собственность на земельНЫе и ВоДНЫе ресурсы вокруг населенных пунктов. И они должны считаться общим богатством нынешних и будущих жителей этих сел. Использование этих ресурсов должно вестись только на основе долговременной аренды.
2. Необходимо превратить 200 с лишним райцентров страны в технопарки с комплексно перерабатываемой сельхозпродукцией с ее прямым экспортом, в современные малые города, обеспечивающие культурные, образовательные, научные, технократические потребности жителей населенных пунктов района. Правительство должно содействовать созданию Фонда развития районов, обеспечив Фонду общественный контроль из грамотных и практичных Елағалары районов. Если ежегодно выделять такому Фонду хотя бы по 1 млн. евро в течение 5 лет, то использованные Фондом средства дали бы многократный эффект в виде решения проблем районов: обеспечения населения работой, потребности в продуктах, иммиграции, демографии и т.д.
Достигнув таким путем полного освоения естественных ресурсов развития страны, в разных уголках страны появятся более 200 малых городов с развитой инфраструктурой, удобной для проживания. Со временем высокомеханизированное сельскохозяйственное производство освободит часть сельских жителей для больших городов и мегаполисов» (из «Ұлттық ...жолы», вольный перевод – Д.Е.).
К тому же ниша такой продукции, как шубат, кумыс, конина, изделия из конины, изделия из верблюжьей шерсти и т.п. остается до сих пор полупустой из-за дефицита и дороговизны. Учитывая лечебные свойства этих национальных продуктов и их потребность у нас и за рубежом, в т.ч. и в Европе, данное направление животноводства очень перспективное. К тому же есть научные разработки по переработке шубата, кумыса и их хранению. Это действительно национальный брэнд. Необходимо возрождать предприятия овцеводческие, крупного рогатого скота наподобие совхозов и колхозов. Как правило, животноводческие фермы развивают и растениеводство хотя для своих нужд, а крупные агрофирмы могут быть многофункциональными при нынешней потребности в продовольствии.
Необходимо возрождать и позабытые сельские коэффициенты оплаты труда, которые были бы материальным стимулом для привлечения специалистов, рабочей силы, работников в социальной сфере, в т.ч. и из городов. Необходимо финансовые и людские ресурсы направить на возрождение сельского хозяйства. Вместо крупномасштабного освоения недр необходимо перейти к их рациональному использованию с частичной консервацией. Это связано не только с экологией, но и ликвидацией региональной диспропорции и обеспечением экономической безопасности.
Но …земля у нас в частных руках. В чьих руках и где – это закрытая информация. В прессе встречаются публикации о том, что истинными собственниками через подставных лиц является немало иностранцев, в том числе российские олигархи. Т.е. идет «локализация» территории.
Как не вспомнить в связи со «Стратегией» реформу Столыпина в России – так нужен казахский вариант такой реформы! Если по ней крестьянам предлагали с государственной помощью переселиться в Сибирь, Дальний Восток, Казахстан, то у нас обратный процесс – высвобождение сельскохозяйственных территории внутри страны. Конечно, в реформе Столыпина много противоречий той эпохи. Однако рациональное зерно такой реформы – освоение свободных, «депрессивных» сельскохозяйственных районов с учетом проекта «200 малых городов» – дало бы хороший урожай.
Правда, для этого необходимо пересмотреть «Земельный кодекс» и признать ошибочность «Стратегии» о «депрессивности» и «не пригодных для нормального проживания территориях». Ведь это говорится о землях, где казахи жили веками в соответствии со степным законом, озвученным великим Байдибек-би: «аттың тұяғы жеткен жер бекер қалмасын», (земля, куда ступят копыта наших коней, не должна остаться заброшеной).
разных уголках страны появятся более 200 малых городов с развитой инфраструктурой, удобной для проживания. Со временем высокомеханизированное сельскохозяйственное производство освободит часть сельских жителей для больших городов и мегаполисов» (из «Ұлттық ...жолы», вольный перевод – Д.Е.).
К тому же ниша такой продукции, как шубат, кумыс, конина, изделия из конины, изделия из верблюжьей шерсти и т.п. остается до сих пор полупустой из-за дефицита и дороговизны. Учитывая лечебные свойства этих национальных продуктов и их потребность у нас и за рубежом, в т.ч. и в Европе, данное направление животноводства очень перспективное. К тому же есть научные разработки по переработке шубата, кумыса и их хранению. Это действительно национальный брэнд. Необходимо возрождать предприятия овцеводческие, крупного рогатого скота наподобие совхозов и колхозов. Как правило, животноводческие фермы развивают и растениеводство хотя для своих нужд, а крупные агрофирмы могут быть многофункциональными при нынешней потребности в продовольствии.
Необходимо возрождать и позабытые сельские коэффициенты оплаты труда, которые были бы материальным стимулом для привлечения специалистов, рабочей силы, работников в социальной сфере, в т.ч. и из городов. Необходимо финансовые и людские ресурсы направить на возрождение сельского хозяйства. Вместо крупномасштабного освоения недр необходимо перейти к их рациональному использованию с частичной консервацией. Это связано не только с экологией, но и ликвидацией региональной диспропорции и обеспечением экономической безопасности.
Но …земля у нас в частных руках. В чьих руках и где – это закрытая информация. В прессе встречаются публикации о том, что истинными собственниками через подставных лиц является немало иностранцев, в том числе российские олигархи. Т.е. идет «локализация» территории.
Как не вспомнить в связи со «Стратегией» реформу Столыпина в России – так нужен казахский вариант такой реформы! Если по ней крестьянам предлагали с государственной помощью переселиться в Сибирь, Дальний Восток, Казахстан, то у нас обратный процесс – высвобождение сельскохозяйственных территории внутри страны. Конечно, в реформе Столыпина много противоречий той эпохи. Однако рациональное зерно такой реформы – освоение свободных, «депрессивных» сельскохозяйственных районов с учетом проекта «200 малых городов» – дало бы хороший урожай.
Правда, для этого необходимо пересмотреть «Земельный кодекс» и признать ошибочность «Стратегии» о «депрессивности» и «не пригодных для нормального проживания территориях». Ведь это говорится о землях, где казахи жили веками в соответствии со степным законом, озвученным великим Байдибек-би: «аттың тұяғы жеткен жер бекер қалмасын», (земля, куда ступят копыта наших коней, не должна остаться заброшеной).