В ЧЕМ ПРИЧИНА СБОЕВ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИМА? Или о единственном источнике и единственной составной части властных решений в Казахстане.
2010 ж. 11 наурыз
1202
0
Начало нынешнего года ознаменовалось тем, что казахстанские судьи один за другим преподнесли нам ряд сюрпризов – они совершенно неожиданно, вопреки незыблемой уже, вроде бы, традиции и словно соревнуясь друг с другом, принялись выносить абсолютно несвойственные им прежде решения по делам, так или иначе касающимся оппозиции.
Первому по времени подобному прецеденту предшествовало, можно даже сказать – напрямую его обусловило принятие 1 февраля судьей Медеуского райсуда г.Алматы Даной Махметовой совершенно «драконовского» по сути и духу определения по иску Тимура Кулибаева к редакциям газет, опубликовавших обращение Мухтара Аблязова к руководству страны по поводу получения заместителем председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» многомиллионной взятки от китайской нефтяной кампании. Данным определением сведения, изложенные в обращении, признавались «несоответствующими действительности», на основании чего печатная продукция всех подобных СМИ подлежала аресту, а на «любую информацию, порочащую честь и достоинство» Кулибаева, накладывался запрет. И уже казалось, что в Казахстане началась тотальная и беспрецедентная в новейшей истории «охота на ведьм». Известно также, какой мощный резонанс это вызвало в обществе. Прежде всего, понятное дело, среди журналистской братии.
Вот после этого и последовал тот самый судейский сюрприз, который несказанно удивил не только рядового обывателя, но даже бывалых политиков, искушенных в хитросплетениях режима личной власти, – судья Д.Махметова 9 февраля вдруг… отменила собственное определение, оставив иск Т.Кулибаева без рассмотрения «ввиду несоблюдения истцом установленного законом порядка предварительного досудебного решения спора».
В данном случае мы не станем искать ответа на вопрос: «А куда смотрела судья при вынесении первого своего, заведомо незаконного и скандального, определения, если она была попросту обязана увидеть такое «несоответствие» уже тогда?», – поскольку здесь для нас гораздо более интересен уже сам по себе тот беспрецедентный факт, что казахстанский суд в лице Махметовой… посмел пойти против воли «могущественного» представителя «царского дома», приняв решение в пользу его оппонентов.
«СКАЖИ МНЕ, КАК ТЕБЯ РЕГИСТРИРОВАЛ МИНЮСТ, И Я СКАЖУ ТЕБЕ, ЧТО ТЫ ЗА ПАРТИЯ»
Сравнительно меньший, по сравнению с делом «Аблязов-Кулибаев», но все же достаточно широкий резонанс получили буквально неделю спустя после этого и два судебных решения, принятые в отношении двух «крамольных» структур – РОО «Демократия жасасын!» (председатель оргкомитета – В.И.Козлов) и газеты «Республика – деловое обозрение».
Во-первых, судья Есильского районного суда г.Астаны А.Сулейменов вынес вердикт «о признании незаконным приказа Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК № 257 р от 02.10.2009 года «Об отказе в государственной регистрации Республиканского общественного объединения «Демократия жасасын!». Дело в том, что КРС МЮ РК до этого около десяти раз отказывал этому РОО в регистрации якобы на основании тождественности его наименования наименованию ликвидированной партии ДВК (ОО «НП «Демократический выбор Казахстана») в части организационно-правовой формы «Республиканское общественное объединение» и слова «Демократия». И вот теперь суд принял решение… о незаконности такого приказа всесильного госоргана!
В этой связи следует подчеркнуть, что данное решение суда дорогого стоит. И вот почему.
Минюст, невзирая на наличие зарегистрированных партийных наименований «Отан» и «Ак жол», в свое время без проволочек зарегистрировал партии с тождественными наименованиями – «Нур Отан» и «Настоящий Ак жол». А также, закрыв глаза на зарегистрированное Гражданское движение Казахстана «Азат», позволил тому же «Настоящему Ак жолу» с легкостью необыкновенной переименоваться в партию… «Азат»! Причем происходило это в ситуации, когда накануне последних парламентских выборов «Настоящий Ак жол» был поглощен ОСДП, т.е. перестал существовать в качестве партии, а после выборов как ни в чем ни бывало вдруг вновь… «воскрес»! И не только «воскрес», но и со скандалом украл, повторяю, у существующей организации наименование «Азат»! Однако сие не помешало ему менее чем через месяц получить у Минюста новенькое свидетельство о регистрации данного наименования!
И это в то время, когда Народную партию «Алга» (председатель Координационного комитета – В.И.Козлов), ни в каких подобных метаморфозах не изобличенную, тот же Минюст вот уже более трех лет держит в подвешенном состоянии, не регистрируя и не отказывая в регистрации под смехотворно-анекдотическими ссылками на ту самую «тождественность» ее наименования… с наименованием ДВК! Каждый раз, когда эта партия подает все полагающиеся документы на регистрацию, Минюст «прерывает» процесс регистрации на неопределенное время (в данном случае получается – на годы!). Последний раз для этого партии вменили «в вину» то обстоятельство, что, оказывается, за то время, пока она ожидает регистрации, несколько человек из ее 59 тысяч членов… умерли и еще несколько – вышли из членства якобы потому, что их заставили-де стать «алгинцами». Причем выяснилось, что ряд названных Минюстом людей… и не думали выходить из «Алги»! Иначе говоря, ради отказа в регистрации «крамольной» партии уважаемый госорган пошел на элементарный подлог!
А все почему? Да потому, что, в отличие от лже«Азата» и ОСДП, превратившихся нынче в ОСДП «Азат» и плящущих, как и прежде, под дудку Акорды, партия «Алга» является подлинно оппозиционной партией, которая никогда не позволит себе, как названные выше лжеоппозиционные образования, играть по правилам «управляемой демократии». А власть это прекрасно знает. Поэтому в данном ракурсе, на мой взгляд, пора уже вводить в общеупотребительный оборот поговорку «Скажи мне, как тебя регистрировал Минюст, и я скажу тебе, что ты за партия».
Во-вторых, судья Медеуского районного суда г.Алматы (к сожалению, мне не удалось узнать его фамилию)также принял решение о незаконности вердикта госоргана в отношении оппозиционного субъекта, но уже касательно определения Медеуского территориального отдела Администратора судов г.Алматы за подписью и.о. старшего судебного исполнителя Махмуда Садыкова на запрет печатания газеты «Республика – деловое обозрение». Поскольку о мытарствах данного издания, вынужденного сейчас выплачивать БТА банку многомиллионный штраф по сомнительному судебному решению, читатели хорошо осведомлены, я не стану излагать здесь подробности этой истории. В дополнение скажу лишь, что сразу после вынесения означенного решения суда старший судисполнитель М.Садыков, решивший действовать по методу «не мытьем, так катаньем», вручил редакции новое определение, которое накладывает запрет на реализацию напечатанной продукции в виде тиражей газеты и предусматривает «при выявлении напечатанной и нереализованной продукции принять меры по опечатыванию и изъятию». Иначе говоря, газету можно печатать, но продавать ее нельзя!
ВЫ ВЕРИТЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАХСТАНСКОГО СУДА В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО «ОППОЗИЦИОННЫМ» ДЕЛАМ?
Итак, что мы имеем? А имеем мы то, что в жизни нашего общества вдруг стали происходить некие изменения в сфере отправления правосудия. На первый взгляд – вроде бы вполне даже позитивные. Но при более внимательном и критическом взгляде, без чего попросту нельзя в условиях правления столь хорошо знакомого нам режима личной власти, накатывают очень серьезные сомнения в этом. Для того чтобы понять природу этих сомнений, достаточно задаться элементарным вопросом: «А вы верите в то, что казахстанские суды, уже давно являющиеся, как и все прочие государственные органы в нашей стране, «карманными» структурами в системе антинародной власти, способны принимать в подобных делах, то бишь – связанных с оппозицией, самостоятельные решения в пользу последних?»
Не знаю, как вы, уважаемые сограждане, но я в это не верю и никогда не поверю, пока существует режим личной власти. И поэтому делаю из приведенных выше фактов, как это ни печально, однозначный вывод – все трое судей принимали свои решения не по своей собственной воле, а по прямому указанию «сверху». И они, эти указания, вполне объяснимы и логичны. Разумеется, с точки зрения власти.
К примеру, судья Махметова, решительно закрыв глаза на такие «мелочи», как нормы и требования закона, поначалу приняла свое определение, как и привыкла, неукоснительно выполняя волю сановного зятя. А как же еще иначе? Попробуй только воспротивься… Но потом, когда дело начало принимать серьезный оборот – возмущенное подобным судебным произволом-беспределом, тем более связанным с темными делишками одного из наиболее одиозных в народе личностей, общество буквально забурлило, угрожая, еще немного, выйти из повиновения, – «наверху» спохватились. Сообразили, что явно переборщили в упоении своим всевластием. Что надо было действовать как-то по-другому, по крайней мере – не так грубо и нагло. И дали указание – под благовидным предлогом отменить решение. Что и было незамедлительно сделано. Разумеется, с перспективой обязательного осуществления «защиты чести и достоинства» уважаемого Тимура Кулибаева несколько иными способами и методами…
Судья Сулейменов тоже получил соответствующее указание «верхов» – дозволить регистрацию РОО «Демократия жасасын!» Почему? Ведь уже сколько раз отказывали в этом, как на протяжении последних трех лет, пока вопрос регистрации партии «Алга» безнадежно повис между небом и землей, десятки раз отказывали в регистрации и многих других подобных объединений, среди учредителей коих значилась фамилия главной «персоны нон регистрация» в Казахстане – Владимира Ивановича Козлова. Как бы он, от и до изучивший за эти годы все связанные с процедурой регистрации законодательные нормы, ни доказывал Минюсту вместе со своими юристами, что «дважды два будет четыре». Доказывал более чем основательно, не оставляя места для каких бы то ни было сомнений. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать его выступления в Минюсте и различных судах. Однако ему везде и всюду неизменно отвечали – «дважды два будет пять». И на основании этой «железобетонной» формулы спокойно отказывали в регистрации как партии, так и прочих общественных организаций.
И вдруг… пошли навстречу! В чем причина? Причина в том, что «там» решили – давайте хотя бы раз уступим в малом, чтобы взять себе передышку в большом. А именно – чтобы, зарегистрировав РОО, получить возможность говорить где «надо»: «Ну что вы пристали с этой партией «Алга»? Мы же зарегистрировали им «Демократия жасасын!» Устранят недостатки, дадим регистрацию и партии. Всему свое время»…
А судье Медеуского райсуда дали указание – позволить печатание газеты «Республика – деловое обозрение». С одновременным указанием администратору судов г.Алматы: «Чинить всяческие препятствия в распространении газеты, чтобы она никакой выгоды от печатания не имела». Дозволение печататься получило огласку и соответствующий резонанс, выгодный для власти, а козни… Попробуй докажи, что это именно она, власть, одной рукой – «милует», а другой – карает.
Причем во всех трех случаях (я прошу простить меня, если были и другие аналогичные факты, достойные внимания, но которых я почему-либо упустил из виду) сработало правило – не закручивать гайку до упора, чтоб не сорвать резьбу. При этом я совсем не исключаю влияния на данную ситуацию председательства Казахстана (а на самом деле – режима личной власти) в ОБСЕ. Ведь, каким бы толстокожим и оттого бесчувственным к чужому мнению ни был режим, он все же понимает необходимость хорошей мины при плохой игре хотя бы на протяжении этого года, после которого можно будет вздохнуть с облегчением и с удвоенной энергией вновь приняться за старое, с лихвой наверстывая «упущенное».
ВЫСОЧАЙШЕЕ УКАЗАНИЕ
Что касается указаний, точнее – политических заказов «сверху», начисто сводящих на нет всякую возможность законности, объективности, справедливости и прочей «чепухи» в действиях всех без исключения органов власти, а в данном контексте – правоохранительной системы, заслуживающей, в силу указанной выше специфики их в Казахстане, названия «кривоохранительной», то они, эти указания, понятное дело, практически всегда даются в глубокой тайне от общества. Но казахстанцам «повезло» в том смысле, что, в отличие от граждан государств, называемых в обиходе «цивилизованными», мы с вами имеем наглядное представление о том, как это делается, из примеров на самом высшем уровне иерархической лестницы. Я имею в виду, как вы уже догадались, тот поразительный факт, когда главный создатель и главный пользователь режима личной власти, вдруг превратившийся в прокурора, следователя и судью в едином лице, однажды с высокой трибуны казахстанского парламента изрек, что преступник, погубивший враз три человеческих жизней чуть ли не на глазах у всего народа, известен. Ибо самолично написал ему, главному, лучезарному и вечному вершителю судеб в бессрочно возглавляемой им стране, покаянное и признательное письмо. В связи с чем всем прочим оставалось только взять под козырек и приступать к воплощению в жизнь этого высочайшего указания, взятого из практики времен небезызвестного прокурора Вышинского с его универсальным «признанием – царицей доказательств». Что было дальше – известно всем…
А недавно, можно сказать – буквально на днях, тот же человек выступил в той же ипостаси прокурора, следователя, судьи, а также – непререкаемого отца (чуть было не сказал – «пахана») семейства перед предпринимателями страны с грозной и полной праведного гнева обличительной речью, в которой требовал от них ответа за Мухтара Аблязова, поскольку-де он помиловал его, коррупционера, из-за их письменного поручительства.
После этого, разумеется, все сразу поняли, почему до сих пор все кривоохранительные органы находились и находятся в состоянии полной прострации относительно многочисленных обращений, писем и прочих документов Аблязова, вопиющих о необходимости расследования деятельности «главного зятя» страны, серьезно угрожающей, на его взгляд, государственной безопасности Казахстана. Всем враз стало понятно также, почему эти документы, официально зарегистрированные в канцелярии лучезарного парламента, так и «не дошли» до его лучезарных депутатов, являющихся таковыми еще и в силу поголовной их принадлежности к лучезарной партии, созданной и руководимой самым лучезарным из всех лучезарных людей в истории человечества. И всем стало понятно, что лучезарная речь лучезарного вождя перед внезапно поблекшими, вдруг перестав лучиться, предпринимателями означала собой четкое и ясное в своей лучезарности указание о том, в каком направлении отныне должно вестись лучезарное расследование дела о многомиллионных взятках лучезарного зятя.
А все это в совокупности позволяет, по-моему, прийти к неизбежному выводу о том, что если единственным источником кривоохранительных решений в Казахстане является режим личной власти одного человека, то единственной составной частью этих решений являются указания, исходящие от этого же режима личной власти одного человека…
Жасарал КУАНЫШАЛИН,
Политолог