ПОПРАВКИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ. РК по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией
2010 ж. 04 наурыз
1345
0
Аннотация к документу: Закон Республики Казахстан от 7 декабря 2009 года
№ 222-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией»
Целью Закона является совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с коррупцией и теневой экономикой, ужесточение ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений, исключение норм создающих условия для совершения коррупционных правонарушений.
Основная масса капитала, находящегося в тени обеспечивается путем неуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Уголовное законодательство Республики Казахстан предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления только декларации о совокупном годовом доходе в случаях, когда подача декларации является обязательной.
Однако, согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в Республике действуют еще и иные виды деклараций, непредставление которых не влечет уголовной ответственности.
В этой связи, Законом устанавливается ответственность за непредставление налоговой отчетности в целом (кроме расчета сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу), в том числе совершенное группой лиц по предварительному сговору, с лицом, руководитель (учредитель) которого признан виновным в совершении лжепредпринимательства и в особо крупном размере.
Крупным размером уклонения организации от уплаты налогов или иных обязательных платежей в бюджет признается сумма, превышающая две тысячи месячных расчетных показателей, а в особо крупном размере - пять тысяч.
В целях усиления борьбы с коррупцией Законом вводится ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, совершенное в интересах организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), а также за незаконное участие лица, занимающего ответственную государственную должность в предпринимательской деятельности.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного статьей 177 УК (мошенничество), выражается в противоправном безвозмездном изъятии или обращении в пользу виновного чужого имущества вследствие заблуждения. При этом, обязательным признаком является использование виновным своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей. Потерпевший в таких случаях, как правило, осведомлен о реальных полномочиях виновного и расценивает его действия как получение взятки.
Практика свидетельствует, что задержанный с поличным взяткополучатель нередко с целью избежания ответственности за получение взятки по сговору группой лиц, берет всю вину на себя и выдвигает версию о том, что якобы заведомо ввел взяткодателя в заблуждение, так как не имел реальной возможности совершить те или иные действия и его действия переквалифицируются на мошенничество.
В связи с чем, Законом дополняется статья 177 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) таким квалифицирующим признаком, как мошенничество, совершенное лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, включив его в перечень коррупционных преступлений.
Законом усиливается ответственность за совершение коррупционных преступлений путем, увеличения штрафных санкций и введения конфискации имущества в ряд статей.
Кроме этого, Законом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, направленные на ужесточение ответственности за нарушение мер финансового контроля, за предоставление незаконного материального вознаграждения физическим лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления путем увеличения штрафных санкций.
Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, за принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.
Поправками в Трудовой кодекс предусмотрено, что на гражданскую службу на должность, связанную с исполнением управленческих функций, не может быть принято лицо, ранее совершившее коррупционное преступление.
Также Законом вносятся изменения и дополнения в законодательные акты Республики Казахстан, в целях устранения коллизий нормативных актов, пробелов в регулировании, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Кроме того, Законом приводятся в соответствие с действующим законодательством нормы уголовно-процессуального, административного, трудового, таможенного законодательства, законодательства о государственной службе, о борьбе с коррупцией, о государственных секретах, об охранной деятельности, о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, о социальной защите инвалидов в Республике Казахстан, о жилищных отношениях, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, о правовом положении иностранцев, о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств.
Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования («Казахстанская правда» от 15 декабря 2009 г. № 294 (26038).
Талғат Маханов,
Начальник отдела налогового
аудита физических лиц
Налогового Управления по
Алмалинскому району
г. Алматы