Ностальгируя по комсомолу, нужно говорить всю правду — Байменов
2018 ж. 23 қазан
3608
0
Известный политик высказался о помпезном праздновании в Алматы 100-летия союза советской молодежи. Об этом сообщает портал 365info.kz.
21 октября в театре оперы и балета им. Абая чиновники и звезды эстрады отметили юбилейную дату комсомола. Фотографии с торжества мгновенно разлетелись по социальным сетям. Страсти бушуют до сих пор. Рассерженная молодежь назвала встречу бывших комсомольцев циничной ностальгией по кровавому режиму.
Алихан Байменов — авторитетный политический деятель, тоже познал все прелести советской власти. В день празднования 100-летия комсомола он находился в заграничной командировке. Мы поинтересовались, что он думает по поводу мероприятия, пошел бы туда сам и почему общественность негативно отреагировала?
Политика победила
— Алихан Мухамедьевич, комсомол — это часть истории. Для людей вашего возраста это детство, юность и молодость. Почему нужно осуждать ностальгию по тем временам?
— Во-первых, старшее поколение ответственно за объективное информирование нового поколения о жизни, которая была в эпоху их молодости.
И стараться раскрывать полную сущность системы, а не только ее положительную часть
Каждому дороги его детство, юность и молодость. Именно поэтому мы с пониманием, а зачастую с умилением относимся к виртуальным и реальным встречам одноклассников, однополчан и коллег по работе. Здесь нет идеологии или политики. Но ведь одновременно мы все еще и являемся приверженцами определенных идей и ценностей.
Поэтому рассматриваем ту эпоху с профессиональной, научной либо политической точки зрения. Влияние политики и идеологии, приверженцем которой является тот или иной человек, будет всегда.
Прошедшее мероприятие по многим признакам было не просто собранием представителей одного поколения. По многим атрибутам оно было политическим. Думаю, именно это и вызвало острую реакцию общественности.
Во-первых, на сцене был установлен красный флаг с вождем коммунистов Лениным в центре. А флаг независимого Казахстана оказался под этим символом коммунизма. Это не могло не вызывать негативную реакцию.
Во-вторых, представители элиты получили юбилейные знаки от партии, являющейся носителем коммунистической идеологии.
Герои сражались не за систему
— Считаете, что история с флагами произошла умышленно?
— Речь идет не о юбилее школы, университета или завода. Это был юбилей политической организации молодежи. А она служила одной из опор прежнего режима и была инструментом рекрутирования в состав правящей элиты молодых людей.
В попытках оправдать участников мероприятия некоторые начали приводить факты из советского прошлого — например, имена передовиков труда и героев Великой отечественной войны. Последнее вообще, я считаю, кощунственно. Так как
Алия и Маншук, Бауыржан и другие герои воевали и отдали свои жизни не потому что были коммунистами или комсомольцами
Они защищали Родину, а не систему. Если проводить их логику дальше, получается Кабанбай и Богенбай защищали нашу землю из-за членства в какой-то организации? Это же естественная человеческая реакция патриотов на внешнюю агрессию.
Но если они хотят продолжить эту логику до конца, упоминая национальных героев, то надо быть последовательными и честными до конца. И сказать, что почти 100% тех, кто преследовал, репрессировал и расстреливал всех выдающихся деятелей первой половины XX века, тоже были комсомольцами и коммунистами.
— Этот же режим построил всю советскую инфраструктуру.
— И что, этим нужно оправдывать истребление цвета нации и потерю половины населения? Давайте вспомним имена тех, кем казахская нация может гордиться в своей истории первой половины XX века. И какова же была их судьба?
Как уничтожали интеллигенцию
— Репрессированы и расстреляны.
— Да. Они почти поголовно были истреблены советской властью. По моей оценке, прошло минимум шесть волн репрессий.
Начали с деятелей Алаш Орды, чья вина была в наличии альтернативного взгляда на развитие страны. Репрессировав их, на корню истребили желание иметь альтернативное видение у других. После физического уничтожения еще 60 лет потом боролись с их именами. Но из памяти народа вычеркнуть их не удалось.
Следующими стали религиозные деятели и духовные лидеры. В силу своего призвания и образования они одними из первых почувствовали, к чему ведет всеобщая унификация всего и вся. А ведь это было одним из краеугольных камней идеологии и политики большевизма. Затем десятилетиями шла борьба со всем, что связывало нас с духовными корнями.
Разрушили мечети, а слово «мулла» приобрело исключительно отрицательный смысл
Советских детей учили, что мулла — это некий тиран с палкой, сеющий только негатив.
Затем взялись за всех, кто имел предпринимательскую жилку. Истребив их, в сознание советских людей внедрили понимание, что слово «бай» — символ негативного, античеловеческого и чуть ли не ругательство. Нам вдалбливали в головы, что самостоятельно, без приказа сверху, находить и применять свой труд и знания для удовлетворения потребностей общества недопустимо.
Затем истребили тех, кто имел хорошее образование. За способность критически осмысливать происходящее. Эти люди могли анализировать и сопоставлять проводимую политику с лозунгами, под которые совершилась революция.
— Они могли повести за собой толпу.
— Да. Пятая группа — политические деятели, которые в первые 10-15 лет верили в большевистские лозунги. Но во время репрессий и голода прозрели и стали критически осмысливать происходящее.
Последней волной репрессий стало уничтожение деятелей литературы, науки и искусства. Боялись, что и эта интеллигенция способна влиять на критическое восприятие обществом действительности.
Люди прятали книги
— Всю интеллигенцию, короче говоря.
— В конце 1920-х, одновременно с политикой насильственной коллективизации, сельчан — в основном скотоводов — стали принуждать платить продовольственный налог в виде зерна. В результате наш народ пережил страшную трагедию голода. Так как невыплата оброка грозила также расстрелом, скотоводы были вынуждены по бросовым ценам продавать мясо, закупать зерно и расплачиваться с режимом. В итоге народ остался без продовольствия.
И мы потеряли половину нации. Доходило ведь до каннибализма. Кому тогда было до науки и культуры?
Более того, предыдущая система совершила акт культурного геноцида в отношении казахского народа. В течение 11 лет дважды поменяли алфавит с целью «манкуртизации» и отрыва народа от духовных и культурных корней.
Мой отец рассказывал, что вынужден был закопать четыре сундука книг. Он сохранил только 40 самых ценных, которые смог легко спрятать. После 1929 года преследовать начали всех, кто имел дома источники арабской письменности. А сколько тысяч сундуков с книгами еще было закопано по всей стране? После этого казахи не могли читать в оригинале не только аль-Фараби, Яссауи и Баласагуна, но и учебники по математике, астрономии, медицине и географии, основанных на их трудах. А также Абая, Махамбета и Шакарима.
И после всего этого на «очищенную» от реальной истории память людям вдолбили миф, что все дооктябрьское прошлое было тьмой и невежеством
Эта же система с 1949 по 1961 годы проводила открытые испытания на Семипалатинском ядерном полигоне. По сути, то были эксперименты на живых людях.
В довершение всего, режим максимально сократил сферы применения казахского языка. А ведь это основа национальной культуры.
К концу своего существования та система воспитала вороватое общество. Каждый пытался урвать что-нибудь, к чему имел доступ. Каждый.
Воровство стали приветствовать
— Потому что был период тотального дефицита.
— Потому что рубль в кармане простого рабочего и того, кто имел доступ к дефицитным товарам, весил по-разному.
Одна наша соседка заболела по женской линии, а затем умерла. Моя мать говорила: «Как же ей было не заболеть, если она 20 лет каждый день выходила с работы, опоясанная холодным мясом, чтобы прокормить своих детей?». Даже интеллигентные педагоги с кафедр уносили копировальную и «финскую» бумагу.
Ужас этой ситуации в том, что общество перестало осуждать воровство. Это воспринимали как должное и даже необходимое для существования. И тут главное даже не экономический урон. Мораль была размыта, тормоза сорваны. Получилось, что
именно та система привила понимание, что государственное и общественное — это ничье, и урвать оттуда ни аморально и ни зазорно
И конечно же, когда продукты той системы получили возможность распоряжаться госимуществом, а я говорю о массовой приватизации, по обе стороны договоров встали именно они. Сегодня некоторые из них стали инсайдерами, но другие-то — крупные собственники. И они ностальгируют по тому времени. Пытаются идеализировать его любой ценой.
— А если бы вы не были в командировке в день мероприятия, пошли бы?
— Нет конечно. Мне тоже дороги мои детство, юность и молодость. Я тоже состоял в комсомоле. А кто в нем не состоял? В 1977 году членов комсомола в возрасте от 14 до 28 лет было 37 миллионов. И хотя это была политическая организация, членство в ней было обязанностью всей молодежи. И люди не возражали. Только так можно было существовать и получить образование.
Но одно дело — человеческое отношение к своей молодости, а другое — гражданская оценка той системы и ее политических организаций. Говорят, что участники мероприятия честны перед историей. Так пусть будут честными и последовательными до конца.
Если они видят в той системе только достижения и позитив, почему бы им не создать свою партию или вступить в КНПК?
Но они ведь почти все члены другой, правящей ныне партии, благодаря членству в которой они и занимают нынешние должности. На словах они даже поддерживают независимость и осуждают репрессии. Но насколько они искренни после этого праздника? Еще и кого-то в форме силовиков привлекли к участию. Разочарование.
Молодежь имеет право на критику
— Вы интересовались, что там вообще происходило?
— Не интересовался и не хочу. Сейчас я уже вижу, что некоторые подключили к своему оправданию разных людей. Дескать, обиделись те, кому не понравилось, как отпраздновали в прошлому году 100-летие Алаш Орды. Но это только один из факторов. Проблема глубже и шире. Наверняка никто из участников праздника не упомянул о миллионах репрессированных и умерших от голода. Почтили ли их минутой молчания? Извинились ли перед ними?
— Но ведь эти люди не участвовали в тех репрессиях. Почему современники должны отвечать за действия предков?
— Но ведь они отмечали 100-летие комсомола. Тем самым они сами себя привязали ко всем периодам его существования. В том числе и когда организация была орудием режима для истребления интеллигенции и устроившего голод.
— Как на все это реагировать современной молодежи? Есть ли право на критику?
— Для большинства молодежи, также, как и для меня, и многих представителей моего поколения, главной гражданской и политической ценностью является независимость. Внутри политической жизни может быть разнообразие взглядов.
Но когда дело касается независимости и оценки трагической истории своего народа, мы должны встать на защиту этих базовых ценностей
Они завоеваны кровью многих поколений. Именно поэтому оправданна такая реакция молодежи. Видимо, она почувствовала угрозу ценностям независимости.