Где быть финансовому центру?
2016 ж. 26 қаңтар
2499
1
7 декабря 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА). В 2006 году был подписан закон «О региональном финансовом центре города Алматы» (РФЦА). Будут ли в стране два финансовых центра или один? В каком городе больше условий для такого центра? Почему эти вопросы не были широко обсуждены в обществе? Эти и другие вопросы порождают вышеуказанные законы.
Первая скрипка переговоров
В конце сентября 2015 года главы 20 ведущих инвестбанков мира (Goldman Sachs, JP Morgan, KKR и др.) на приеме в честь 70-летия Генеральной Ассамблеи ООН выразили Нурсултану Назарбаеву согласие поучаствовать в проекте формирования финансового центра «Астана», глава Blackstone Стивен Шварцман готов войти в состав совета директоров МФЦА.
В начале ноября 2015 года состоялись события, которые хоть и освещались в СМИ, но довольно скупо и не передали их глубинное содержание. Это европейское турне президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
В Лондоне было подписано 46 соглашений, общая сумма договоренностей – около 13 млрд долларов, а в Париже – еще на более 5 млрд долларов. Такого в истории казахстанско-британских отношений еще не было. Британские инвесторы до этого вложили в Казахстан около 12 млрд долларов, а тут за раз – 13 млрд! На сегодняшний день в нашей стране работают с участием британского капитала около 500 компаний.
Неординарность таких соглашений в Лондоне выдают встреча Назарбаева с премьер-министром Дэвидом Кэмероном и обед в Букингемском дворце с королевой Елизаветой II. Однако не афишированная первая скрипка встреч – переговоры с лордом Джейкобом Ротшильдом. Этот человек реально двигает финансы по континентам и имеет опыт создания финансового центра. Ведь одной из главных тем обсуждений было создание в Астане международного финансового центра. Ротшильд отметил хорошие перспективы Казахстана в обретении статуса финансового хаба Центральной Азии.
Неизвестно личное участие миллиардера в этом проекте, но все похоже на согласование или одобрение с его стороны. В СМИ приводятся его слова о будущем финансовом центре: «Я внимательно слежу за тем, как развивается Казахстан. Страна постепенно старается уйти от сырьевой направленности. Финансовый центр в Астане – это очень своевременная идея. Регион привлекателен для бизнеса и инвестиций. Я думаю, у Вас все получится» (khabar.kz).
Общие прогнозные тенденции
Здесь необходимо более подробно остановиться на жизнеспособности этого проекта. Например, министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев признал, что в работе с иностранными инвесторами существует ряд объективных трудностей. Это низкое качество предлагаемых казахстанской стороной проектов – как от национальных компаний, так и частного бизнеса. Далее, дефицит или отсутствие земельных участков в регионах страны, которые можно было бы использовать для создания бизнеса с нуля на деньги иностранных инвесторов. Наконец, отсутствие доступа к гибким кредитным продуктам со стороны банковского сектора.
Иными словами, эти трудности имеют системный характер. К тому же, отмечая некомпетентность казахстанских проектов, необходимо добавить коррумпированность и бюрократизм чиновников, с которыми также сталкиваются зарубежные партнеры.
Можно сопоставить данные Казахстана и требования конкурентоспособности финансовых центров – это уровень цен, уровень делового доверия, коррупция, верховенство закона, стабильность, простоту налогообложения, оценка центра как удобного места для жизни и др.
Создание в Казахстане международного финансового центра может иметь успех при полном отказе от «казахстанской системы» с ее коррупцией, некомпетентностью и некачественными проектами. Поэтому оправдано по примеру DIFC (федеральная финансовая свободная зона, расположенная в Эмирате Дубая) применение в планируемом международном финансовом центре англосаксонского права, т.е. будет определен правовой статус суда МФЦА как независимого и не входящего в судебную систему Казахстана. Исключительной его компетенцией будут являться рассмотрение и разрешение споров участников МФЦА с учетом актов финцентра и имеющихся судебных прецедентов. Языком делопроизводства будет английский. Также обоснована разработка законопроекта о финансовом суде с учетом опыта дубайской модели.
Уникальность этого опыта заключается в том, что все структуры DIFC были ориентированы на создание максимально комфортного инвестиционного климата. Если следовать опыту ОАЭ и Сингапура, в Казахстане для иностранных инвесторов нужно создать условия гораздо лучшие, чем у них дома. Планируется, что в финансовом суде будут работать иностранные судьи. Следует отметить, что на территории Евразийского союза такого суда нет – в таком органе заинтересованы и наши партнеры.
Кроме того, инвесторы будут освобождены на 50 лет от налогов (уплаты КПН, налога на имущество и земельного налога), получат бесплатные офисы класса «А», безвизовый режим на 5 лет и свой арбитражный суд на основе английского права. Освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога иностранные сотрудники.
Здесь уместно привести слова Джейкоба Ротшильда, сказанные во время встречи с президентом Казахстана: «Зачем концентрировать банки и компании в одном месте, ведь они есть в каждом городе. Но, когда инвестор приезжает и в одном месте за несколько часов может получить аналитическую справку о нужном объекте, вложить и застраховать свои деньги, встретиться с адвокатами – это многого стоит».
Если проследить за движением мирового капитала, то можно заметить их перетекание из США на другие рынки, в частности европейские и азиатские. Причины этого явления различные, в том числе и климатические – деньги, как известно, любят тишину.
Информацию об этих и других тенденциях климата, экономики, политики в свое время давала биоэнергетик Галия Кажгалиевна Керей – она имеется на сайте galiya.kz. В частности, природные катаклизмы в США дойдут до такой степени, что господствующие силы перебазируются в Бразилию, Австралию и другие страны, Казахстан станет играть ведущую роль, откуда распространится новая модель жизни, а Алматы будет средоточием мировой финансовой жизни и др.
Не говоря о том, что Казахстан будут обходить природные, социальные, техногенные и другие катаклизмы, в Алматы не будет сильного землетрясения – наша страна находится под защитой Небесных Сил. Т.е. все условия – деньги любят тишину – будут в Алматы.
И в группе стран, которые будут играть существенную роль в будущем, наряду с Казахстаном, Бразилией, Индией, Японией и др., будет и Англия. Ныне эта энергетически близкая, экономическая, социальная связь между нашими странами переходит в практическую плоскость.
У Алматы больше шансов для финансового центра
Однако у нас на официальном уровне есть разногласия по поводу дислокации будущего финансового центра: если раньше он был определен в Алматы, то в последнее время – в Астане, из-за желания использовать здания после проведения EXPO-2017. Надо понимать, что здания сами по себе не обеспечат все необходимые условия для финансового центра.
К тому же эти «зеленые» здания строятся с тем, чтобы дать возможность Казахстану получить новые технологии, чтобы здесь в будущем работали всевозможные Парки инновационных технологий. Кроме того, площадка выставки должна стать первым районом в мире, где на деле будет осуществлена третья индустриальная революция, что позволит Астане стать лидером по развитию устойчивой энергетики.
Здесь явное противоречие между «идеологией», будущей практикой EXPO-2017 и желанием оставить здания после выставки финансовому центру. Какое отношение имеет МФЦА к новым технологиям? Ведь на EXPO-2017 будут выставлены самые современные новинки в этом направлении, в том числе из нашей страны, что должно дать импульс для внедрения выставленных образцов местных изобретателей и ученых и для развития новых разработок, появления новых научно-исследовательских центров в стенах выставки.
Действительно, после завершения выставки EXPO, «крытый город» планировали оставить горожанам, изобретателям и ученым, тем же студентам и их преподавателям: есть планы, чтобы данные площадки использовались ими – ведь проект будет реализован рядом с «Назарбаев Университетом».
Есть и третья точка зрения: развивать сразу два центра в этих городах, что тоже проблематично в условиях небольшой страны.
По информации Галии Кажгалиевны, региональный финансовый центр Алматы (РФЦА), как и планировалось, должен состояться в южной столице. Для этого есть немало причин. Принят закон о РФЦА, есть соответствующие структуры. Город Алматы утвержден как финансовый центр Евразийского экономического союза, является финансовым центром внутри страны – много банков и финансовых учреждений, занимает 49 место среди 82 международных финансовых центров (в 2014 году – 43 место). Это самый крупный мегаполис с развитой инфраструктурой, с развитой основой для проектов, с многочисленными отечественными и зарубежными компаниями. К тому же, как стало известно из президентского указа от 25 декабря 2015 года, Национальный банк остается в Алматы.
Необходимо учитывать и экономические возможности – финансовый центр создается для развития и диверсификации экономики. Алматы остается главным донором бюджета страны. Например, мегаполис обеспечивал пятую часть ВВП страны и приносил в казну 25% всех доходов государственного бюджета. Так, в 2014 году в госбюджет поступило 1 429,1 млрд тенге налогов и других обязательных платежей. В 2015 году по итогам первого полугодия в условиях небывалого кризиса доля налоговых поступлений от города Алматы в госбюджет превысила 33% и составила 629,1 млрд тенге. Одна треть доходов госбюджета – это весомый аргумент как показатель экономического потенциала в период падения цен на сырье.
Для сравнения. Впервые в 2015 году Астана перечислит в госбюджет страны около 7,5 млрд тенге (170-180 раз меньше доли Алматы). До этого столица была на дотации.
Еще один весомый довод – большая разница климатических условий северной и южной столиц. Резко континентальный климат с очень суровой зимой Астаны нельзя назвать заманчивым для инвесторов. В то время как теплый климат, красивая природа вокруг Алматы привлекательны как для инвесторов, так и для развития экономики и туризма.
В условиях небывалого кризиса вместо реально действующего финансового центра в Алматы со всеми необходимыми условиями создавать его почти с нуля в Астане – задача очень дорогая и трудноосуществимая.
Дастан ЕЛДЕС d.eldesov@mail.ru