Как обустроить Алматы?
2015 ж. 15 шілде
4133
1
В советское время в бывшей столице Казахстана строительство зданий велось по генеральному плану, микрорайоны также застраивались по единому утвержденному плану. По этой причине соблюдались строительные стандарты, была гармоничная архитектурная цельность, город имел свой неповторимый оригинальный архитектурный облик.
Как воздушная Алма-Ата превратилась в громоздкий город
«Лихие» 90-ые годы прошлого века оставили свой след не только на неразвитости общественного транспорта (ОТ) Алматы, но и на архитектурном облике города, когда появились «разномастные» первые этажи, «крикливые» кафе и магазинчики, которые захватили даже пешеходные тротуары. Затем стали появляться безликие магазины из стекла и алюкобонда, такие же рестораны и гостиницы и т.д. Власти, как всегда, спохватились поздно, когда воздушная, «шатровая», светлая, зеленая Алма-Ата превратилась в громоздкий, стеклобетонный, «разношерстный», безвкусный Алматы.
При этом немало зданий, имеющих историческую ценность или архитектурную привлекательность, было снесено или реконструировано, нередко – неудачно. «Классический» пример такой реконструкции – Дворец Республики. Здание с характерной шатровой крышей прекрасно смотрелся на фоне гор. Легкая и светлая решетчатая конструкция фасада создавала впечатление парения в воздухе. Дворец единым стилем перекликался с гостиницей «Казахстан», комплексом зданий Казахского телевидения и др. После реконструкции краса города превратилась в стандартное, громоздкое стеклянное здание и потеряла свою прежнюю оригинальность.
Подобное случилось и с дворцом спорта и культуры имени Балуана Шолака после реконструкции и достройки – он превратился в массивную и непривлекательную коробку.
Вообще, старые здания, особенно с оригинальной архитектурой, надо оставлять в первозданном виде, лишь реставрируя их, или реконструкция не должна менять их кардинально. Все-таки дух и красота города живут в памятниках архитектуры, которые представляют и историческую ценность. Это актуально именно сейчас, когда часть представителей городских властей предлагает отказаться от исторической части города, снести «рухлядь» и застроить центр небоскребами в стиле «хай-тек».
И в рамках проекта датского архитектора и консультанта по дизайну Яна Гейла, который работает по приглашению акимата Алматы, должны реконструировать в центре старые 3 и 4 этажные дома, ветхие одноэтажные дома будут снесены. На их месте будут построены новые, а также должны привести в порядок внешний вид «разномастные» первые этажи.
Власти города должны очень осторожно подойти к такой идее, чтобы окончательно не погубить архитектурную самобытность центра города, где уже появились многоэтажные стеклянные коробки, которые не гармонируют с соседними зданиями.
Простые рецепты от Гейла
Третий год казахстанские СМИ периодически пестрели и пестрят заголовками «Алматы превратят в азиатский Копенгаген», «Датский архитектор спасет Алматы от засилья автомашин», «Датский архитектор сделает Алматы комфортным для жителей и туристов» и т.д. Есть ли в этом проекте рациональное зерно или это воздушный замок датского «чародея»?
В проектах Яна Гейла есть и зерно истины, и в то же время в исполнении местной власти он может превратиться в красивую датскую упаковку, которая на время засластит ожидания алматинцев. Ведь это создание небольшого оазиса в огромном мегаполисе без решения транспортного коллапса, ради чего и приглашают гостя с 2013 года. В его проектах есть рациональное, полезное, экономичное, экологическое начало для преображения городской среды, к которым в Алматы надо было приступать еще 15-20 лет назад. Ныне ситуация такова, что в кардинальном комплексном решении транспортной инфраструктуры нуждается не только южная столица, но и города-спутники, да и другие города страны, откуда, кстати, немало таксистов в Алматы.
Гейл предлагает: надо развивать сеть велодорожек, чтобы жители могли ездить на велосипедах, выделить полосы для общественного транспорта, привести в порядок тротуары, организовывать пешеходные зоны, чтобы ходить пешком, облагораживать придомовые территории, сделать побольше скверов, парков и т.д. Если бы не заметный уклон улиц, расположенных поперек гор, эта культура идеально подошла бы для Алматы.
Власти города, наконец, взялись за создание благоприятной экологической среды. Это развитие системы скверов, парков, а так же применение зеленых технологий как в проектировании, так и в строительстве. В частности, в 2013 году аким Алматы А.Есимов отметил: «В этом году в Алматы мы привели в порядок более 26 скверов. У нас еще есть земли, которые были выкуплены в 2005-2006 годах. Теперь нам вместе с архитекторами следует хорошенько подумать, как обустроить эти территории».
Однако вызывает удивление, что нужный проект Гейла до сих пор «буксует» в бесконечных разговорах. Например, датский архитектор говорит: «Есть всего около пяти способов сделать так, чтобы на улицах было меньше машин. Можно требовать плату за въезд в город, можно запретить парковку, можно поднимать ее стоимость, можно сузить дороги, можно поднять стоимость топлива. Но проблема в том, что если вы говорите: «Мы уберем машины с улиц, запретив парковку», – никто не согласится. Вы должны говорить: «Мы хотим жить в здоровом городе, в удобном городе, в красивом городе, но для этого надо ввести некоторые ограничения», – тогда вы убедите людей».
Такой разъяснительной работы среди наших автоводителей пока не ведется. Согласны ли наши чиновники, бизнесмены, банкиры и простые граждане пересесть на велосипеды или на общественный транспорт? Устроит ли такая стратегия местную власть, сможет ли она сократить количество служебных машин?
Основная идея Гейла – в городе главными должны быть пешеходы, а не автотранспорт. Передвижение на машине по городу должно быть неприятной необходимостью, большую часть жизни горожане должны ходить пешком или ездить на ОТ. Поэтому его стратегия – постепенное завоевание пространства для пешеходов и велосипедистов у автолюбителей путем увеличения ширины тротуаров и велодорожек, а отдельные улицы полностью сделать пешеходными.
Сейчас решается, на каких улицах можно будет парковаться и где убрать парковки. Предлагает сделать улицу Панфилова только пешеходной с тем, чтобы ходил трамвай, перекрывать движение автотранспорта на выходные дни на некоторых участках города, например, на площади «Астана».
В список пешеходных попали и улицы Айтеке би, Пушкина, Байсеитовой, проспект Жибек жолы. Здесь датские архитекторы предлагают высадить аллеи, построить небольшие фонтаны, поставить скамейки и, конечно же, запретить парковку машин, оставив лишь выделенную полосу для движения ОТ.
Если в прошлом году речь шла только о центре южной столицы, то в этом году заговорили о запрете движения для автотранспорта и в других районах. Например, в Алатауском районе запретят по улице Бауржана Момышулы от проспекта Райымбека до Ледовой арены, в Ауэзовском районе – по улице Бауржана Момышулы от Райымбека до Шаляпина, в Бостандыкском – по южной стороне улицы Тимирязева от реки Есентай до улицы Жарокова, в Жетысуском – от СШ №137 до рынка «Айнабулак», в Медеуском – по северной стороне улицы Жолдасбекова от проспекта Достык до улицы Фурманова и т.д.
Когда решится проблема транспорта?
Есть опасение, что Гейл застрянет в пробках в Алматы, ибо до сих пор не решаются элементарные проблемы. Например, присоединяют к городу поселки, а там проблемы с автобусами – опять все пересаживаются на авто и пробки даже в поселках!
В самом деле, Алматы стал городом для автомобилей, а не для людей, как должно быть. Машины заполнили не только проезжую часть дорог, но и тротуары, дворы, свободное пространство возле домов, зданий и т.д. – весь город превратился в сплошную парковку. В итоге страдают экономика, экология, здоровье горожан, будущее мегаполиса.
Еще в 2013 году президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что въезд иногороднего транспорта в центр мегаполиса отныне должен быть ограничен. Почему это поручение не выполняется?
Чтобы убрать с дворов и улиц стихийные паркинги необходимо строительство системы паркингов – о ней тоже ничего не слышно. Любое строительство должно начаться с учетом нужд парковки, а у нас – построили учреждение, а автомашины занимают все ближайшие улицы.
По какой причине местные власти не наводят порядок в сфере оказания услуг такси и не освобождают Алматы от приезжих таксистов? Трудно ввести лицензирование этой деятельности, организовать множество таксопарков или муниципальное (и социальное) такси? Какой огромный финансовый поток идет мимо налогов города, порождая к тому же заторы в переполненном автомобилями мегаполисе!
Почему не строят наземное метро вместо очень дорогого подземного? Почему не запускают скоростной автобусный транспорт (BRT) по всем главным улицам с выделением для него отдельной полосы с вытеснением личного транспорта, частных извозчиков с центра южной столицы, впоследствии – с ее микрорайонов? Почему не открывают маршруты скоростного трамвая? Другой альтернативы развитию городского транспорта нет – об этом свидетельствует опыт Сеула, Копенгагена, Сингапура, Стамбула и т.д.
Единственное продвижение по урегулированию транспортного коллапса – выделение этим летом отдельных полос для ОТ по улице Абая и от торгового дома «Адем» до пересечения Северного кольца с улицей Бокейханова.
Поэтому должны появиться скверы со скамейками, новые парковые зоны, пешеходные улицы вроде нынешнего Арбата, широкие тротуары с деревьями и скамейками, непрерывные велосипедные дорожки, выделенные полосы для ОТ по главным улицам. А также в целом улучшение городского дизайна: ликвидация больших знаков рекламы, билбордов, экранов, подъем кроны деревьев и т.д.
Дастан ЕЛДЕС "Қазақ үні" газеті