ОБРАТНАЯ СТОРОНА ТОЛЕРАНТНОСТИ
2012 ж. 03 сәуір
4519
2
Древняя восточная метафора гласит: «Бог создал из праха человека и вдул в него душу». С тех пор, как человек осознал себя человеком, люди ищут Божественное как в своей душе, так и во Вселенной. Вечный вопрос «Кто мы, откуда и куда идем?» во все времена заставлял человека вновь и вновь обращаться к себе, к своим истокам...
Империя распалась
из-за терпимости?
Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим идеям, верованиям, поведению, образу жизни. «Само слово «толерантность» в Казахстане не знали до перестройки, распада Союза. Кстати, один из представителей русской православной церкви заявил, что толерантность – это сатанинское явление Запада. Если в Казахстане это слово не нравится, его можно заменить и более точно определиться со смыслом. Тем не менее, есть Декларация о принципах толерантности от 1995 г., подписанная многими странами мира» (Эдуард Полетаев).
В первые годы Независимости мы часто слышали о толерантности казахов, духовном согласии в стране как основе стабильности. Это свойство традиционно присуще Степи. Еще Рубрук при посещении Орды Мунке-кагана (в 1253-1254 г.г.) был поражен соседством храмов разных конфессий, что было немыслимо в Европе с ее крестовыми походами. Он же стал и участником небывалого в истории человечества мирного теологического диспута в Орде между представителями различных течений христианства, ислама и буддизма.
Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была утверждена законодательно. Ясак (тюркское «Постановления») Чингиз-кагана предписывал чингизидам не отдавать предпочтения никакой религии и равно покровительствовать всем верованиям, оставаясь при этом тенгрианцами.
Тенгрианство, древнейшая религия номадов, наиболее полно отражало верования степняков и отвечало их образу жизни. Кстати, одной из причин распада великой империи, созданной Чингиз-каганом, и было отступление от Ясака как в плане религии (чингизиды стали принимать буддизм, несторианство, ислам и т.д.), так и в образе жизни (переход от полукочевой жизни на постоянное жительство в городах).
Тенгрианство осталось для нас загадкой и постепенно угасло с распадом Монгольской империи, унеся с собой и тайну Чингиз-кагана, поднявшегося над вековыми предрассудками. Возможно, веротерпимость кагана и его преемников была причиной вытеснения и поглощения тенгрианства другими религиями и потери магической основы власти и древних эзотерических знаний.
Разумеется, тысячелетнее тенгрианство не кануло в небытие, сыграв свою роль в формировании степного ислама. Именно поэтому у казахов вера в Аллаха сочетается с почитанием Аруахов (духов предков), а мусульманские праздники переплетаются с шаманским поклонением духам Природы. Некоторые тенгрианские особенности сохранились в алтайском, среднеазиатском шаманизме.
В наше время на Западе толерантности как таковой не существует. Даже войны США и их союзников в Афганистане, Ираке обрели религиозную окраску, хотя их причины лежат в другой плоскости. Что говорить о военной доктрине, если даже в среде западной творческой интеллигенции антиисламизм является нормой. В частности, для продолжения своей гастрольной деятельности известной казахской певице Майре Мухаметкызы пришлось поменять фамилию (отчество). Ей «посоветовали» изменить свою фамилию: мол, это имя пророка ислама, мы уважаем ваши традиции, но с такой фамилией путь на большую сцену Запада закрыт. И певица выступала в странах «демократического» Запада как Майра Керей.
Обратная сторона
толерантности
По этой причине есть другая сторона толерантности казахов. С обретением Независимости на фоне явной религиозной неграмотности большинства населения и отсутствия научной религиоведческой базы в Казахстане была объявлена свобода вероисповедования. 70-летний советский атеизм и сменившая его полная свобода вероисповедования «посеяла бурю» – религиозную и сектантскую.
Наряду с открытием мечетей, православных храмов, сенагог, католических церквей появилось множество религиозных сект, деятельность которых порой находится вне поля зрения государства. Сегодня в стране действуют более 4 тысяч религиозных организации и сект, представляющих 46 конфессий. Не слишком ли много для небольшого народа? Это не есть богатство или достижение для страны, а фактор будущих раздоров, и не только в духовном, идеологическом плане.
Наверное, функция государства не должна сводиться к тому, чтобы доводить этот негатив до его созревания и «нарыва» в виде социальной болезни, как религиозный экстремизм и фанатизм, межконфессиональный разлад, многочисленные жертвы сект и т.д. Кстати, у нас немало религиозных организаций, предлагающих образовательные услуги в виде бесплатных курсов изучения иностранных языков, медицинские услуги с последующей «обработкой мозгов» с молчаливого согласия властей.
Несомненно, что секты представляют серьезную опасность, и общество не имеет ни достоверной информации, ни соответствующих специалистов, ни стратегии для противостояния ей. А сектантство осложняется еще тем, что члены общин в основном социализируются из-за рубежа, за каждой сектой имеются за пределами нашей страны штаб-квартиры, финансы, аналитики, халифы, которые вершат судьбы своих адептов, но наших граждан.
Если в области экономики, политики, законодательства можно перенять чужой опыт, то в духовной сфере это исключено. Ее формируют сами носители той или иной духовной культуры. Неслучайно религии определяются как традиционные. Вспомните, что в странах с древней оригинальной духовной культурой все нововведения проводятся под лозунгом «Реформы плюс традиции». Речь идет, прежде всего, о Японии, Китае и Южной Корее.
Толерантность фактически означает отказ народу в праве на его духовно-культурный суверенитет. Толерантность, навязываемая нам Западом, является вирусом, разрушающим наши устои и традиции, которые были выработаны в течение многих столетий и доказавшие свою состоятельность.
Религия – слишком сокровенная область жизни народа, чтобы принимать непродуманные решения. Учитывая «двойной стандарт» понятия толерантности на Западе, необходимо пересмотреть этот термин. Это понятие изначально отвечает интересам иностранных сект: в нем не говорится о знании языка, культуры народа страны пребывания, об уважении его обычаев и традиций.
Были или появятся новые секты, вы должны их терпеть, а им это и нужно: толерантность не обязывает их знать язык, историю казахского народа, уважать его традиций. Если в любой другой стране подчиняются ее Конституции, соответственно – знают государственный язык и уважают местные обычаи, то у нас идут со своим уставом для создания автономии религиозных организаций. Поэтому необходимо принятие новых законов, предусматривающих получение гражданства РК по знанию государственного языка, истории, культуры казахского народа.
Бездуховность как
основа сектантства
Многие религиозные культы, пришедшие к нам извне, имеют мало общего с нашей духовной культурой и историей. Некоторые из них несут учения, нарушаюшие законы нашего государства. В частности, призывы не служить в армии, не защищать страну в случае военных конфликтов. Есть призывы явно экстремистского толка, представляющие угрозу национальной безопасности.
Нередко это организации, «выжитые» из многих стран по разным причинам, но неплохо устроившиеся в Казахстане – у нас ведь пропагандируемая и поощряемая государством толерантность! Но немало и исламских религиозных организаций, нетрадиционных для нашей страны, которые активно вытесняют «степной» ислам – под видом «настоящего» ислама проводят идеи радикальных направлений.
Правда, одним запретом или ограничением деятельности новоявленных миссионеров проблему не решить. С духовной химерой нужно бороться их же оружием. К сожалению, у нас в стране острый дефицит разнообразной литературы, не только религиоведческой, но и научно-популярной, художественной, этнографической, а в особенности детской и юношеской. «Познать самого себя» можно лишь при развитой культуре и литературе, для чего необходимо государственное финансирование письменной культуры.
Духовным деятелям страны одним не под силу решить эту проблему. Посмотрите, как развернулась в нашей стране секта «Свидетели Иеговы». Уже к 2005 году в Казахстане было свыше 32 тысяч последователей этой организации – больше, чем в России (в процентном соотношении), куда они проникли еще до революции. А ведь их совсем незначительное количество в европейских странах, где распространено протестанство, к которому относятся «Свидетели», и тем более в восточных, где чистоту веры соблюдают особенно строго. Зато там, где местным верованиям не уделяется достаточного внимания, например, в Замбии, Анголе, островных государствах Тихого и Атлантического океанов, в некоторых странах Латинской Америки, то есть в экономически отсталых странах, секта «Свидетели Иеговы» чувствует себя вольготно.
«Свидетели Иеговы» далеко не безобидная организация, как кажется с первого взгляда. Иеговисты ставят своей целью устройство теократического государства Свидетелей Иеговы, предрекая гибель «сатанинским», по их мнению, странам «несвидетелей». Ну как не подходящая для такой цели наша толерантная страна! Ведь Свидетели проводят свою политику: не служить молодым людям в армии Казахстана, не участвовать в политической, общественной жизни страны, игнорируя государственную политику, язык и культуру.
Стремление захватить власть одолевает и запрещенную в нашей стране организацию «Хизб-ут-Тахрир», но уже в рамках исламского халифата. Сторонники этой секты открыто призывают молодых людей не подчиняться властям и принять участие в войнах на стороне мусульман – в Ираке, Афганистане, России и др.
Свобода свободе – рознь. Особенно, если в секты попадает молодежь, а тем более дети. Сегодня нет оснований говорить о толерантности казахов, поскольку большинство имеют смутное представление о духовной жизни предков, об этнической истории, традициях и обычаях. Это называется совсем по-другому: из-за своей бездуховности мы с легкостью восприняли внедряемые извне «ценности», что привело к духовному кризису.
Преодолеть подобные поползновения, дабы сохранить духовное согласие, можно только усилением роли традиционной для нашей страны духовной культуры, а также в соответствии с Конституцией РК пропагандой светских ценностей и просветительского атеизма. Необходимо нравственное оздоровление общества от псевдодемократических принципов Запада, который под видом демократии и с явным антиисламизмом защищает свои многочисленные секты, зачастую не признающие законы РК.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ