ДЖАКСЫБЕКОВУ НАДО БУДЕТ ГОВОРИТЬ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ….
2016 ж. 25 маусым
4476
5
Что стоит за последними кадровыми перемещениями?
На этой неделе Нурлан Нигматулин вернулся в мажилис на прежнюю должность спикера, уступив кабинет в администрации президента РК Адильбеку Джаксыбекову. Тот, в свою очередь, оставил кресло акима Астаны теперь уже бывшему министру по инвестициям и развитию Асету Исекешеву. А последний передал дела своему заместителю Женису Касымбеку. Смещенный же с руководства нижней палатой Бактыкожа Измухамбетов стал рядовым депутатом. Попытаемся разобраться, что тут к чему.
Мы обратились к экспертам, задав им следующие вопросы:
1. Чем вызваны нынешние достаточно серьезные перемещения?
2. Что даст мажилису приход Нурлана Нигматулина?
3. Означает ли смещение Бактыкожи Измухамбетова с поля реальной политики, что его отправили на скамейку запасных, или же в силу пенсионного возраста это закат его политической звезды?
4. Чем Асет Исекешев заслужил пост акима Астаны и каких шагов можно ожидать с его стороны?
5. Какая задача стоит перед Адильбеком Джаксыбековым на посту главы президентской администрации?
6. Насколько рискованным может оказаться решение поставить во главе Министерства по инвестициям и развитию Жениса Касымбека? Ведь он всего два года был заместителем у Исекешева, а до этого занимался исключительно развитием транспорта и коммуникаций.
Ответ на сбои в работе системы
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива":
1. Перестановки я связываю с рядом произошедших резонансных событий. Это и акции протеста, вызванные земельной реформой, и теракты в Актобе, и заявление КНБ о попытке совершения госпереворота. На этом фоне лишний раз обозначились все недостатки в деятельности госорганов сверху донизу. Так что данные перестановки - это реакция Акорды на сбои в работе системы. В том, чтобы пойти на системные реформы, власть не заинтересована, а перестановки призваны и элиты сбалансировать, и народ успокоить. 2. Все зависит от задач, которые поставлены перед Нурланом Нигматулиным. Если речь идет только о том, чтобы в определенной мере усилить Мажилис Парламента, об оживлении его работы, то это одно. Если же задача в другом обеспечить, к примеру, реализацию серьезных изменений на законодательном уровне, возможно даже подготовку и проведение конституционной реформы, то это уже другое дело. Но в любом случае приход Нигматулина на пост спикера мажилиса - это довольно важный сигнал. 3. Видимо, да. В принципе, изначально было ясно, что Измухамбетов занимает пост спикера Мажилиса на временной основе. Но, по крайней мере, Измухамбетов по-прежнему остается в команде президента. 4. Здесь скорее всего так совпало, что на посту руководителя АП оказался востребован именно Адильбек Джаксыбеков - персона, устраивающая многие группы влияния, не замеченная в конфликтах и особых политических амбициях. Что касается Асета Исеешева, то его назначение акимом Астаны стало неожиданным. Возможно, что свою роль сыграло занятие им продолжительное время вопросами индустриализации, привлечения инвестиций и развития туризма. Так что его опыт может пригодиться в вопросах дальнейшего развития столицы, тем более, накануне проведения "ЭКСПО-2017". В любом случае, для самого Исекешева пост акима столицы - очень серьезная ступень для дальнейшего карьерного роста. К тому же он по-прежнему остается вблизи центра принятия решений. 5. Сегодня перед президентской администрацией стоит задача усилить контроль за работой правительства, акимов, других госорганов, но при этом избежать каких-либо серьезных внутриэлитных трений. Для выполнения этой задачи Джаксыбеков представляется оптимальной фигурой. 6. Судя по всему, Женис Касымбек хорошо проявил себя на предыдущих постах и глава государства ему доверяет. К тому же в его назначении во главе МИР, на мой взгляд, прослеживается и дань уважения его отцу, многолетнему руководителю Канцелярии Президента РК.Бурихан Нурмухамедов, политолог, директор Института национальных исследований
Главное - переход Нигматулина в мажилис
1. Последние кадровые перестановки обусловлены несколькими факторами. Во-первых, это начало выстраивания новой модели взаимоотношений между существующими политическими институтами. Это своего рода подготовительные шаги для перехода к президентско-парламентской политической системе. В этой новой модели, по всей видимости, ключевую роль будет играть мажилис, куда, как мне представляется, и переместится центр общественно-политических дискуссий и столкновения различных интересов. Во-вторых, это, скорее всего, еще и продолжение работы по обновлению состава правительства. Думаю, в ближайшее время будут новые назначения. При этом мы увидим существенное омоложение в управляющей элите страны. В-третьих, это в некоторой степени реакция на осложняющуюся социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию. Но куда важнее понимать, что главное в произошедших кадровых назначениях - не переход Джаксыбекова на пост главы АП или приход Исекешева на должность акима Астаны. Главное тут - переход Нигматулина в мажилис. Я рассматриваю перемещения именно в этом контексте - контексте пусть и запоздалых, но шагов на пути к политической модернизации. 2. С приходом Нурлана Нигматулина роль мажилиса будет усиливаться. Нижняя палата станет более жестко требовать от правительства ответа за проводимую политику и реформы. Парламент несколько оживится. Депутаты покажут свою "зубастость". 3. Измухамбетов остается депутатом. Факт его ухода с должности главы мажилиса я рассматриваю через призму необходимости проведения изменений при спикерстве Нигматулина. 4. Назначение Исекешева на пост акима Астаны, точно так же, как и Байбека в Алматы, означает процесс обновления региональных руководителей. Он, не будучи таким тяжеловесом, как Джаксыбеков или Тасмагамбетов, ранее занимавшие этот пост, во время акимствования должен будет решать задачи, поставленные президентом перед его предшественником, заниматься "ЭКСПО-2017". Это для него шанс показать опыт управленца на региональном уровне. Не исключено, что решение передать ему бразды правления Астаной вызвано желанием испытать его в серьезном деле. Пройдя обкатку, он в будущем может стать премьер-министром. 5. АП - это институт, который обеспечивает деятельность главы государства, и, занимавший эту должность ранее Джаксыбеков, как человек опытный, достаточно близко работавший с главой государства, будет на этой позиции более комфортным для самого президента. Но здесь нужно учитывать, что формирование новой модели взаимоотношений между политическими институтами - правительством и парламентом, парламентом и политическими партиями, партиями и правительством - потребует от АП нового формата работы. С одной стороны, она должна присматривать за этим процессом, а с другой - должно произойти снижение роли самой АП как госоргана. Функционально ее нагрузка должна уменьшиться, но при этом должен вырасти авторитет. Джаксыбекову президент может доверить эту задачу, тем более что он уже возглавлял президентскую администрацию в достаточно непростые времена, когда решалась проблема с Рахатом Алиевым, создавалась партия "Нур Отан", вносились изменения в Конституцию, проводились выборы. 6. Здесь нужно исходить из того, что правительству в ближайшие годы придется непросто в связи с дефицитом средств, и роль министерства, которое возглавил Касымбек, ослабнет.Артур Нигметов, политолог, директор Центра медийных технологий
Елбасы делает ставку на проверенные кадры
1, 5. Сложно оценивать логику кадровых перестановок в Казахстане. Тасуется одна и та же колода политиков. Какие конкретно задачи ставятся перед ними на новых должностях, сложно предугадать. Помнится, буквально недавно Елбасы критиковал Джаксыбекова за дождевые потопы в Астане, за вонь в озере Талдыколь. А теперь тот получает должность руководителя АП. Может, глава государства посчитал, что Джаксыбеков не очень хороший хозяйственник и что его нужно назначить на аппаратную должность? Как бы то ни было, Елбасы делает ставку на проверенные кадры. Ему виднее, кто на какой должности может проявить себя максимально эффективно. Прежде чем делать какие-то экспертные выводы, нужно дождаться определенных управленческих инициатив со стороны Джаксыбекова. Сейчас необходимо снять социальное напряжение в обществе и стабилизировать общественно-политическую обстановку в стране. В нынешних экономических реалиях для Джаксыбекова это будет архисложной задачей. Посмотрим, как он станет разруливать ситуацию. 2. Что касается Нурлана Нигматулина, то здесь вырисовывается более или менее логическая картина. Нурлан Зайруллаевич - мощнейший политтехнолог, политорганизатор, харизматичный и жесткий руководитель. Я думаю, глава государства поставил перед ним конкретную задачу: восстановить авторитет законодательного органа и усилить его как самостоятельную ветвь власти. Нынешний депутатский корпус подвергся серьезной критике со стороны общества, лидеров общественного мнения. Некоторые депутаты, не успев получить мандат, сделали непопулярные заявления, допустили крайне опрометчивые высказывания. Депутатский корпус показал свою абсолютную недееспособность. Полагаю, что глава государства поручил Нигматулину навести порядок в парламенте и восстановить доверие народа. 3. Возможно, Бактыкожа Салахатдинович займет должность председателя одного из комитетов мажилиса. Списывать его со счетов пока рано. 4. Асет Исекешев является одним из самых эффективных государственных менеджеров. Неудивительно, что Елбасы доверил ему управлять своим детищем - Астаной. Это свидетельство высокого доверия. Под руководством Исекешева была успешно завершена первая пятилетка индустриализации. Я думаю, что успехи в этом плане очевидны: каждое пятое рабочее место в экономике в последние годы было создано благодаря этой программе. Можно даже с уверенностью сказать, что программа ГПФИИР сыграла стабилизирующую роль в экономике Казахстана. Более того, Исекешев прекрасно умеет выстраивать обратную связь, коммуникации. Поэтому я поддерживаю данное кадровое решение президента и не сомневаюсь в том, что Исекешев справится с теми задачами, которые на него возложены. 6. Женис Касымбек является управленцем новой формации, одним из ведущих специалистов в дорожно-транспортной и логистической сфере. При этом в инвестиционной политике и других курируемых министерством отраслях он разбирается не хуже. Поэтому я не думаю, что будет какой-то однобокий подход с его стороны. Касымбек - профессионал своего дела, а самое главное - он большой энтузиаст.Бигельды Габдуллин, депутат маслихата города Алматы
Джаксыбекову надо будет говорить на казахском языке…
- Честно признаться, мне всегда интересно знать, в каком направлении движется мысль Елбасы или чем он руководствуется, когда решается на важные кадровые изменения во власти. Случившиеся на днях перестановки выглядят несколько загадочными, вряд ли кто способен разгадать все нюансы президентского пасьянса. Лишь одно назначение в этом ряду стоит особняком - перемещение Нурлана Нигматулина на пост спикера мажилиса. Все остальные, скорее всего, произведены под настроение и вызваны текущим (сиюминутным) политическим моментом. С другой стороны, Адильбек Джаксыбеков и Нурлан Нигматулин раньше уже работали на этих должностях, а Женис Касымбеков снова стал министром (два года назад возглавлял Министерство транспорта и коммуникаций). То есть для них это "забег по второму кругу". Возможно, в эту встряску заложен некий глубокий смысл, но, как говорится, поживем - увидим. Назначение Нигматулина было ожидаемым - об этом говорили в коридорах власти. Да и логика президентского выбора тут вполне понятна. Он вновь назначен руководителем законодательного органа, что позволит ему максимально проявить свои деловые и человеческие качества. Вряд ли кто станет спорить с тем, что Нигматулин умен, опытен и при этом достаточно молод. Он успешно выдержал проверку на очень ответственных должностях - акима крупной промышленной области, председателя нижней палаты парламента. Будучи руководителем администрации Президента РК, он показал себя как мудрый политик, быстро улавливающий суть проблемы и способный решить ее оперативно, эффективно. Умение разбираться в людях присуще ему с юности. И это важное качество сочетается в нем с умением анализировать ситуацию, выбирать правильное решение. Быстрый ум, помноженный на интуицию, - эти качества так необходимы руководителю мажилиса. Причем именно сегодня. А если учесть, что в общественном мнении почти нет негативного восприятия его фигуры, то возвращение Нигматулина на прежнюю должность можно расценить как верное кадровое решение Нурсултана Абишевича. Я уверен, что новому руководителю мажилиса удастся решить те задачи, которые поставили перед ним глава государства и время: оживить связь парламента с гражданским обществом, поднять на новый уровень роль и авторитет мажилиса как ключевого института государственной власти, улучшить взаимоотношения парламента с правительством (что практически было утеряно при прежнем спикере) и принять ряд очень важных законов по земельной реформе. Адильбек Джаксыбеков как "солдат президента" назначен руководителем аппарата главы государства в нелегкое время. Тяжесть и властную притягательность этой непростой должности ему не надо объяснять: он уже работал на этом посту. У него богатый опыт: бизнесмен, сенатор, министр, аким столицы, глава оборонного ведомства… При всем при этом Джаксыбекова как руководителя главного "политического штаба", как проводника идей Президента ожидают несколько опасностей. Опасность первая. После так называемого "земельного бунта" и кровавых событий в Актобе резко ухудшилась общественно-политическая ситуация в стране. За ней просматривается серьезное социальное недовольство людей. Причем граждане недовольны не действиями Акорды, а местной властью, которая напрочь забыла о насущных проблемах населения. Вторая опасность связана с незавидным экономическим положением в стране. Да, номинально Джаксыбеков, как руководитель АП, не отвечает за экономику. Но если человек голодает, не имеет работы, то он об этом непременно заявит власти. Значит, стрелы недовольства будут направлены в адрес Акорды. Третья опасность вызвана недовольством лидеров национал-патриотического движения (а они с каждым днем набирают авторитет и вес в обществе) и региональных элит коррумпированными чиновниками и неавторитетными областными акимами. Это может весьма громко аукнуться и в политике, и в экономике. Джаксыбеков - опытный политик, и он, я надеюсь, понимает, что необходимо предпринять для предотвращения этих опасностей. Причем ему надо будет говорить на казахском языке… То есть Джаксыбекову придется не просто выполнять поручения Президента, но и решать стратегическую задачу - сохранить равновесие в обществе. Сможет ли он в полной мере воспользоваться имеющимися у него рычагами управления для решения этих проблем - покажет время. Асету Исекешеву, думаю, даже в самом страшном сне не снилось, что ему придется управлять столицей страны. Он никогда не был ни хозяйственником, ни производственником. Для него даже бюджет города - это сложный ребус. Мало того, Астана - не просто город, это лицо страны. По ней судят в целом о государстве, от ее благополучия (инфраструктура, транспорт, связь и т.д.) зависит уровень инвестиционных вливаний в экономику Казахстана. Да, Исекешеву присущи и хороший прагматизм, и деловитость, и работоспособность, и порядочность… Хватит ли этих качеств, чтобы успешно руководить жизнедеятельностью Астаны, - большой вопрос. Хочется верить, что он справится со своими обязанностями. Тем более перед "ЭКСПО -2017". Про нового министра транспорта и коммуникаций Жениса Касымбекова не могу сказать ничего конкретного. Сужу лишь по отзывам людей, которые работали с ним. Мнения их можно выразить одним словом - профессионал. Тут я сразу отметаю всякие разговоры о непотизме. Да, у него влиятельный отец во власти. Но не думаю, что это сыграло решающую роль при его назначении.Ерлан Саиров, политолог
Перезагрузка работы с элитными группами
1. Мы переживаем период трансформации власти. Природу политики не обманешь. Перемены и изменения неминуемы. То, как пройдет трансформация власти, зависит от политического менеджмента. А он сконцентрирован в АП. В зависимости от того, кто станет руководителем АП, можно делать прогнозы, как будет происходить смена режима - относительно мирно или с определенными катаклизмами. Запросы общества очевидны: трансформация власти, политическая модернизация, социальное развитие. Нужно создавать реальные институты власти. Сегодня в Казахстане политические институты отсутствуют как таковые. Правительство должно реально отвечать за экономику и должно быть сформировано парламентом. В парламенте должны быть представлены все политические силы. Политические споры и дискуссии должны проходить в его стенах, а не на улице. Насколько власти готовы к таким переменам? Возможно, готовится определенный сценарий "бархатных изменений". 2. Разговоров про Нурлана Нигматулина много, и мнения разные. Надо сказать, что он сильный политический менеджер и технолог, имеющий организаторские способности. Последние события показали, что мажилис нуждается как в кадровом, так и в институциональном усилении. Необходимо увязывать проведение институциональных реформ с ожиданиями общества и народа. Парламентариям предстоит рассмотреть целый ряд важных законопроектов, над которыми они должны работать с учетом опыта Земельного кодекса. Депутаты нынешнего созыва еще не завершили первую сессию, а уже не раз попадали под огонь критики. И этот негативный фон не самым лучшим образом сказывается на восприятии населением принимаемых законов. Одним словом, работу мажилиса необходимо поднять до уровня ожиданий гражданского общества, повысить его эффективность и результативность как института власти. Возможно, президент посчитал, что никто лучше Нигматулина с этими задачами не справится. 3. Измухамбетов долгое время проработал на разных должностях. Сейчас непростые времена, и нужны кадры с неординарным мышлением. Времена простых решений прошли, поэтому, а также в силу возрастного фактора происходит постепенное обновление поколений. 4. У нас многие кадровые вопросы решаются кулуарно, и логику перемещений зачастую понять сложно. Иногда кажется, что просто идет заполнение "кадровых дыр". Исекешев был куратором государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. В ее рамках за последние годы государством было затрачено более 30 миллиардов долларов средств налогоплательщиков. Где эффект от этих громадных инвестиций? По идее, экспорт готовой продукции должен зашкаливать. А у нас он составляет всего 2 миллиарда долларов. То есть коэффициент полезности менеджмента не только низкий, он минусовый. И такого менеджера назначают акимом главного города страны. А ведь столица - это не только здания и сооружения. Это в первую очередь городское хозяйство. Насколько успешно справится Исекешев с этими задачами, покажет время. А возможно, у Исекешова нет другой задачи, кроме как отсидеться этом кресле. 5. Существует версия, что последние события происходили не без участия так называемых элитных группировок. Видимо, определенным группам становится тесно в "одежке" простых толстосумов, им нужны определенные властные полномочия. Общество же не хочет жить обычной жизнью, у него есть своя повестка дня. Поэтому нужно создавать различные диалоговые площадки для обсуждения целого комплекса вопросов развития страны. Повторюсь, запросы общества очевидны: трансформация власти, политическая модернизация, социальное развитие. Многие во властных коридорах после митингов и печальных "актюбинских событий" находятся в состоянии "драйва": мол, пронесло. Вот это и опасно. Для всех. Между тем наступает осень. А она у нас по традиции всегда "жаркая". Поэтому властям необходимо готовить широкую программу политической модернизации страны. Парламент страны выполняет только законотворческие функции, тогда как уже нужно переходить к системе консультационной и народной демократии. Парламент должен стать инструментом народного представительства! На местах нужно повышать полномочия маслихатов. Правительство должно утверждаться парламентом. Нужно создать правительство народного доверия, с широким представительством общества и народа. Инициатором политических реформ должна выступить сама власть. Сегодня, как мы видим, она потеряла инициативу. Нам нужно вернуться к нормам Конституции, статья 3 которой гласит: "Единственным источником государственной власти является народ". Народ, и никто иной… 6. Без комментариев.Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда "Аспандау"