СТРАСТИ ПО РЕФЕРЕНДУМУ
2011 ж. 24 қаңтар
1384
0
Даешь референдум!». Такой предновогодний «подарок» с востока страны для многих казахстанцев явился сюрпризом по многим показателям, начиная со срока продления полномочий президента и кончая вопросом на соответствие Конституции республики и закону «О выборах в РК» этого начинания.
Первыми отреагировали законодатели – сенаторы Гани Касымов, Иран Амиров, Светлана Джалмагамбетова и др., а также вице-министр юстиции Дулат Кусдавлетов, отметившие, что необходимости в референдуме нет, все расписано в выборном законодательстве.
Однако победила «народная» точка зрения: референдум – высшее проявление воли народа, а по Конституции «единственным источником государственной власти является народ». Хотя ниже этой строчки в Основном законе написано: «Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы». Референдум и выборы не заменяют друг друга – ни в Конституции, ни в законе «О выборах в РК», ни в законе «О республиканском референдуме» не оговорена возможность продления полномочий президента через плебисцит.
Поэтому депутаты парламента инициировали предложение о назначении республиканского референдума с внесением на него вопроса об изменении Конституции РК, предусматривающего возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий первого президента РК Нурсултана Назарбаева.
Т.е. развиваются два начинания по референдуму, которые не соприкасаются: инициативная группа озвучивает один вопрос – «продлеваете ли Вы до 6 декабря 2020 года срок президентских полномочий первого президента Республики Казахстан, Елбасы, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева на республиканском референдуме», а депутаты другой – саму возможность продления полномочий на референдуме. Иными словами, депутаты хотят узаконить уже проходящий начальную стадию референдум задним числом, а затем внести в него свой вопрос, по которому инициативная группа не собирала подписей своих сторонников.
Платформу инициативной группы референдума подмочила не только его правовая основа, но и вопрос о сроке продления полномочий – до 6 декабря 2020 года. Ведь инициаторы оперируют сроком новой стратегии развития страны до 2020 года, который не имеет отношения к выборному законодательству и не соотносится с конституционным сроком правления президента. По Конституции президент избирается на 5 лет. Именно этот срок можно указать на референдуме – до первого воскресения декабря 2017 года, а не до 6 декабря 2020 года – это больше срока президентского правления на 3 года.
Сторонники плебисцита ссылаются на опыт референдума по продлению полномочий президента в 1995 году. При этом они не обращают внимания на то, что после этого референдума были приняты новые Конституция, закон «О выборах в РК», закон «О республиканском референдуме», которые не предусматривают продление полномочий президента через плебисцит – только выборы.
Глава государства своим недавним указом отклонил не сам референдум, как писали многие СМИ, а предложение парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию страны. Однако без этих изменений и дополнений проведение плебисцита по продлению полномочий президента противоречит Основному закону. Впрочем, парламент может обойтись без референдума, приняв конституционный закон о продлении полномочий президента без изменения Конституции, который также будет противоречить Основному закону.
Судя по этим законодательным промахам инициативной группы и депутатов, не говоря об экспромтах «народного творчества», вроде экономии средств, времени, энергии, объединении народа вместо его разъединения и т.п., возможность референдума минимальна. Стержнем демократии являются выборы, а Казахстан по Конституции утверждает себя демократическим государством.
Парламент Казахстана в пятницу, 14 января единогласно преодолел вето президента по поправкам в Конституцию, предусматривающие проведение референдума по продлению полномочий главы государства до 2020 года без проведения выборов через референдум.
И как стало известно, 17 января президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не подписал поправки в Конституцию, предусматривающие проведение референдума о продлении полномочий главы государства и направил их в Конституционный совет (КС), сообщил ИА Новости-Казахстан сотрудник пресс-службы КС. Теперь судьбу референдума решит Конституционный совет в течение месяца.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
d.eldesov@mail.ru