Ерлан САИРОВ: Кто реальный кандидат на выборах, или что мы ждем от новой власти
2019 ж. 06 сәуір
6141
0
«У нас зарождается новая эпоха. В этой жизни столько правителей искали эликсир вечности, ни один не смог победить время. Время, которое тикает быстрее, чем секунда. Так и жизнь тикает быстрее времени, просто мы это не способны ощущать физически. Изменения неумолимы и они у нас тоже происходят. Вопрос, как они произойдут? Мирно, эволюционно или с какими-то надрывами и эксцессами? Этот аспект уже зависит от многих, в том числе и от нас».
Так рассуждает Ерлан Саиров, общественный деятель, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК о политической ситуации в Казахстане. Мы побеседовали о том, что ждать нам в переломный период.
Надо поменять закон «О выборах»
– Что актуально в данное время для общества?
– Общество и граждане должны научиться выдвигать и отстаивать свои приоритеты и права. Способность объединяться для этих целей является приоритетом номер один. Закон должен соответствовать праву. У нас большинство законов не соответствуют международному праву и стандартам. Я предлагаю создать группу для подробного изучения этого вопроса. Кто хочет работать, двери открыты.
Актуально: до выборов поменять закон «О выборах». В соответствии с этим законом кандидатов в президенты РК могут выдвигать только политические партии. Это грубое нарушение прав и свобод человека. Самовыдвиженцам путь заказан. Следует вернуть мажоритарную систему. С введением пропорциональной системы общество потеряло контроль за общественными процессами, депутаты отчитываются не перед избирателями, а перед серыми партийными бонзами. И депутаты, и предстоящий президент страны должны чувствовать ответственность перед населением.
Восстановление конституционной нормы власти народа – главная задача текущего момента. Т.е. вопрос стоит о легитимности предстоящих выборов. Предлагаю этот вопрос обсудить более детально.
Тасмагамбетов способен составить реальную альтернативу
– Кто будет реальным кандидатом от властей на выборах?
– Думаю, президентские выборы не за горами и произойдут быстрее, чем мы думаем. Несмотря на всякие конспирологические прогнозы, никаких драматических эксцессов не будет. Можно предположить, что К. Токаев и есть реальный кандидат от властей. Всякие другие варианты не соответствуют текущему моменту. Видимо, по данному вопросу у «элит» есть консолидированное мнение.
Сам К. Токаев своими решениями показывает, что он самостоятельный политический игрок и умеет задавать тон. Его активная деятельность в социальных сетях является сигналом для граждан, что он знает все проблемы в обществе и намерен их решать. Так и акимы разных уровней активизировались в сетях – это тоже веяние времени, свежий ветерок.
– Есть ли кроме Токаева весомая политическая фигура?
– Да, существуют и риски: контрэлита может объединиться и выставить своего кандидата. Но мы должны понимать, что в стране туго с «политическими личностями», и за короткую дистанцию раскрутить новых людей не реально. И. Тасмагамбетов – фигура, способная составить реальную альтернативу любому сценарию. Как он будет действовать, пока не известно.
Одной из задач визита в Москву, возможно, является разговор с глазу на глаз между К. Токаевым и И. Тасмагамбетовым, может, будет найден определенный компромисс. Других реальных групп влияния, которые могли бы составить альтернативное видение политических процессов, пока нет. Это грустно: для полноценного баланса в политике должны быть не менее 5 различных групп стратегии развития и политического влияния. Это и называется плюрализмом мнений.
– Какие ожидания общества от правления К. Токаева?
– Пока, ситуативно, все козыри у действующей власти или группы, которая занимается транзитом власти. Не имея подлинного народного мандата, страной руководить сложно, также внешним партнерам страны следует дать определенные месседжи по внешней политике, инвестиционному климату, выбору различных приоритетов. Экономические индексы страны следует наращивать, а при временном правительстве достичь этих целей просто невозможно. Особых интриг ждать не следует.
Выборы, скорее всего, пройдут по действующему закону «О выборах», т.е. будет ограниченный круг кандидатов. Решение множества вопросов внутриэлитных процессов, создание новых механизмов сдержек и противовесов оставят на потом.
Так что политическую модернизацию, либерализацию системы, изменения в парламенте в «повестку дня» можно включать после проведения президентских выборов. Главное ожидание от правления К. Токаева – либерализация общественных процессов, восстановление основных положений Конституции РК. У нас законы и нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции РК, во многом противоречат самой Конституции. Следует создать баланс между правами граждан и «стабильностью» государства. Этот баланс является источником благополучия государства в будущем.
Следует выравнять социальное положение в регионах
– Какие социальные проблемы накануне «перехода»?
– Хотел бы обратить внимание на следующих проблемах социального развития.
1. Согласно официальной статистике Всемирного банка, количество бедных в РК достигло 2,5 млн. человек или 14% от всего населения. При этом к «бедным людям» аналитики банка относят людей, ежедневный доход которых составляет 5 и менее долларов по паритету покупательной способности. Согласно курсу доллара, бедным считается тот, кто сумеет протянуть на 50-51 тысяч тенге в месяц.
В Казахстане порог бедности составляет 326 тенге в день, что является меньше 1 доллара. Это равно определению абсолютной бедности ООН (1 доллар в день) и почти вдвое меньше показателя Всемирного банка (1,9 доллара).
Т.е., в Казахстане «крайняя бедность» еще более крайняя. Согласно мировой практике, государственная помощь имеет намного больше результативности в борьбе с бедностью, когда она выражается в реформировании трудовой сферы с целью предоставления малообеспеченным гражданам рабочих мест. Создание большего числа рабочих мест более высокого качества – это, конечно, серьезный вызов для новых властей.
2. У нас социальная обстановка характеризируется анклавным развитием. Например, Нур-Султан и Алматы представляют собой среднеевропейские города, в то время как остальные регионы остались на уровне развития середины XX века. Эти анклавы, несомненно, облегчают задачи модернизации, но они и усиливают социальную несправедливость. Анклавная догоняющая модернизация, с одной стороны, ломает традицию, с другой стороны, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Следует выравнять социальное положение во всех регионах страны.
Мы ждем обновления и перемен
– Как оцениваете назначения президента на ключевые посты?
– Акорда задает политический ритм. Чувствуется, что там жарко. Ибо в эти дни создается основа политического процесса на долгосрочный период. Для меня важным является, увидим ли сигналы либерализации общественно-политического пространства, каким тактическим простором будут владеть граждане, каков будет принцип диалога граждан и властей.
На конституционную должность Государственного секретаря назначен М. Тажин. Это знаковое назначение. М. Тажин является вдохновителем таких ценностей, как модернизация сознания, осмысление истории и современности, духовный мир и разум нации. Мы должны быть способными моделировать наше будущее с точки зрения историзма. На многие вопросы современного бытия ответы лежат в исторической плоскости. Это назначение говорит о преемственности курса на духовное обновление нации, основанное на глубоких исторических корнях, а также магистральном пути «почвенничества».
М.Тажин является почвенником, пытается создать новую эпоху «просвещенного казахского почвенничества», основанного на историческом фундаменте, направленного на создание нового национального социума, опирающегося на духовные корни и современные социальные течения. Он также является либерально мыслящей личностью. Либерализм как течение может войти в «повестку дня» этой команды. Возможно, создание «новой модели» демократии по-казахстански. Индекс демократии в стране следует повышать.
Обновление и перемены – вот коллективный запрос общества. Это веление времени. Есть надежда и вера, что так и случиться. Б. Сагинтаев во время премьерства выделялся деликатностью, обходительностью, он умеет уважать и ценить позицию других.
- Будет ли меняться институт президентства?
- Как будет реализоваться институт президентства К. Токаева, зависит от грамотной работы в идеологической сфере. Впереди сложный процесс создания новых принципов, взглядов, правил и убеждений. Нового мировоззрения у управленческого аппарата, перезагрузки работы правительства и парламента. Парламент страны должен быть способным эффективно работать в новых условиях.
Можно предположить, что М. Тажин и Б. Сагинтаев займутся этими непростыми вопросами. Этот процесс можно обозначить как строительство нового этапа развития республики.
Также придется вести большую работу внутри элиты и контрэлиты. Нужны полноценные модераторы этого процесса – на них особая «миссия», новый мандат. Это почетно, ответственно. Я желаю, чтобы работа началась с либерализации общественного процесса, чтобы эти шаги были ознаменованы совместным движением в сфере справедливости и способствовали повышению сопричастности и солидарности общества, граждан и властей.
– Ваши пожелания.
– Мы нуждаемся в обновлении, в переосмыслении настоящего и будущего. Мы должны научиться критическому мышлению. Мы испытывали дефицит справедливости. У нас забрали воздух, дышать было нечем, везде он был испорчен. Протекционизм следует демонтировать с корнями и навсегда. Парламент должен быть народным, быть трибуной граждан, а не машиной для голосования. Правительство должно быть структурой, которая работает ради граждан. Нам надо определить некий моральный кодекс, какими качествами должен быть наделен человек, чтобы мог нести почетную и ответственную миссию, быть выразителем коллективного разума.
Мы должны добиваться выхода новых лиц, которые в парламенте, в правительстве смогут отстаивать интересы общества и граждан. Новые времена требуют новых подходов и ценностей в общественной сфере.
– Большое спасибо за интервью!
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz