Что происходит с казахским языком?

У каждого – свой взгляд на праздничные даты, который формируется, в том числе, в зависимости от сфер профессиональных интересов и ожиданий. Поскольку я занимаюсь изучением языковой проблематики, включающей ряд важных аспектов функционирования современного казахского языка, то вынуждена констатировать, что 27 год своей независимости Казахстан встречает с нерешенными и порядком запутанными вопросами в этой сфере. Судя по всему, языковая ситуация будет ухудшаться и далее, так как в настоящее время в стране нет сколько-нибудь представительных сил, способных изменить ситуацию к лучшему. Ну, нет у нас ни одной, хотя бы мало-мальски оформленной, социальной прослойки, которая была бы заинтересована в таких изменениях. Вот это и настораживает. Языковая реальность такова, что всех устраивают бессилие, беспомощность и одно лишь формальное присутствие казахского языка в современной жизни суверенного Казахстана. В качестве наглядного примера, подтверждающего это пессимистическое наблюдение, хочу привести одну из привычной череды безграмотных надписей на алматинских билбордах – «Бұл әлемге көбірек жақсылық қажет». (Снимок сделан на днях, на письма и обращения, которые были отправлены и переданы в офис Coca-Cola в Алматы в период с 22 ноября текущего года, ответа нет.) А теперь задумаемся, почему этот безграмотный лайн, вступающий в противоречие с законом о языках, почти месяц находится в публичном пространстве? В процессе поиска ответа на этот вопрос нам придется с сожалением убедиться в том, что казахский язык в современном казахстанском и казахском обществе никому не нужен. Похоже, начиная с некого периода, казахский язык в нашей стране стал восприниматься в большей мере как орудие для политических спекуляций, нежели как важнейшее и необходимое условие для развития государства. А ведь если мы хотим жить в независимом и процветающем Казахстане, то мы должны проявлять заботу о своем государственном языке. Это – архиважное условие нашей гражданской состоятельности. Но что мы видим? Алматинский акимат, в ведении которого находится контроль за грамотностью городской среды, не выполняет свои обязанности. То есть принятые государственные законодательные акты не реализуются. СМИ, которые выходят на казахском языке, не проявляют интереса к этой теме; молчит национальная интеллигенция. Значительное число этнических казахов, предпочитающих существовать в пространстве других языков, лелеют в себе неприязнь к казахскому языку и испытывают прилив воодушевления всякий раз, когда предоставляется возможность обозвать кого-нибудь «националистом», а то и вовсе – навесить ярлыки «национал-патриотизма», «фашизма». Так что происходит с казахским языком сегодня? Где ему искать надежную социальную опору? Как казахский язык связан с формированием в стране гражданского общества и есть ли у такого пути перспективы?

Земфира ЕРЖАН

qazaquni.kz