НОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА

Статья Главы государства Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» нашла полное понимание и поддержку со стороны коллектива Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Если в 2017 годы мы приняли участие и продолжаем участвовать в реализации президентских программ, изложенных в его программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», то теперь появилась новая публикация, дающая многим ученым обществено-гуманитарных наук импульс и повод для дальнейшей активизации своей деятельности. Очевидно, что новая статья Главы государства возлагает большую ответственность, прежде всего, головному научному и идеологическому учреждению как наш. Хотелось бы заострить внимание читателей на некоторые моменты из данной работы, касающейся непосредственно нас, историков. Так, Глава государства прав, когда особо подчеркивает, что «История Казахстана также должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам». И президент с методологической точки зрения совершенно верно отмечает, что «большинство протогосударственных объединений …образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации». Да, саки появились «не вдруг» и не случайно. Казахстан относится к уникальному ареалу нашей планеты, на территории которого на протяжении более двух последних тысячелетий существовала государственность на основе Великой скотоводческой цивилизации, органически вкрапившей в себя и городскую культуру, и земледельческие оазисы. По мнению отечественного антрополога, академика НАН РК О. Исмагулова, значительная часть населения нашей страны на протяжении почти 4 тысяч лет были автохтонными жителями, передававшими из поколения в поколения самое бесценное, что есть у народов – землю, а вместе с ней его недра, фауну и флору. Смена одного государства другим не меняла ментальность, форму хозяйственной деятельности древних насельников этой земли. Смена правящих элит и изменение названий государств не мешали народу жить и творить на этой древней и благословенной земле. Саков сменили гунны, их сменили средневековые тюрки, затем кыпчаки и казахи. При этом из века в век, из тысячелетия в тысячелетие четко прослеживается традиция преемственности поколений, например, через превосходное знание степняками своих шежире. В этом плане Глава государства как прекрасный знаток национальной истории четко подмечает: «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков». Когда древнегреческий ученый и врач Гиппократ (460-377 гг.) описывает образ жизни, быт, пищу древних саков, то создается какое-то ощущение, что за более 2500 лет ничего в степи не изменилось и как будто речь идет о жизнедеятельности казахов рубежа XIX-XX веков: «Они (юрты на повозках – авт.) кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях, за ними следуют их стада овец и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для скота, а когда ее не хватает, переходят в другую местность. Сами они едят варенное мясо, пьют кобылье молоко и едят «иппаку» (сыр из кобыльего молока)». А знаменитый наш земляк и предок сак Анахарсис (VII-VI вв.), отмечая положительные черты характера своих соплеменников в письме Медоку восторженно пишет, которые никак не согласуются с тезисами евроцентрийцев, охаивающих наших легендарных предков как «варваров»: «Скифы радуются чужому благополучию и стремятся к тому, что им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов». Поэтому, когда в 2015 году президент выступил инициатором празднования 550-летия Казахского ханства, то он всего лишь предложил обществу отметить только один из очередных эпизодов нашей славной и длинной истории… Огромное теоретико-методологическое значение имеет и важная и четкая мысль Главы государства о том, что «выдающиеся культурные достижения… не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг». Наш президент подытоживает научные результаты разных поколений отечественных историков: «Исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории». К примеру, мало кто из нас задумывается, что степняки еще в средние века вовсю использовали …лыжи. К примеру, известный арабский ученый аль-Марвази (1046-1120 гг.) пишет о том, что кимаки, жившие в районе Среднего Прииртышья, активно использовали лыжи при охоте: «Если кто-нибудь из них на охоту за соболями, горностаями и другими зверями, то он пользуется двумя досками, каждая из них в три локтя длины и в пядень ширины. Один из двух концов ее (доски) сделан загнутым, словно нос лодки. Он привязывает их обеих на свои ноги вместе с обувью. Затем он опирается на них и передвигается по снегу словно лодка, которая рассекает морские волны». Глава государства подвергает критике бытующий до сих пор европоцентристский подход в освещении истории Великой степи: «Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации». Н.А. Назарбаев отмечает непреходящую роль Казахстана в мировой культуре, когда именно Казахстан явил миру уникальные предметы материальной культуры, многие технические новшества, благами которых пользуется до сих пор все человечество. К примеру, он особо акцентирует на роли приручения лошади, сделавшего самую настоящую революцию и переворот во многих отраслях жизни жителей планеты: «Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле». Мало кто из иностранцев знает, что именно Казахстан стал важным центром, где функционировала металлургия. Когда-то именно ученый нашего института А.Х. Маргулан явил миру уникальнейшие научные доказательства о существовании крупного центра металлургии на территории Центрального Казахстана. Они нашли подтверждения и у известного геолога, первого президента НАН Казахской ССР К.И. Сатпаева. Об этом же написал наш президент, когда-то начавший свою деятельность в качестве металлурга в Темиртау: «Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа». Не обошел в своей статье президент и знаменитый «сакский звериный стиль», достигший своего расцвета именно на территории Великой степи и прилегающих земель, куда доходили копыта аргамаков наших непосредственных предков: «Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является «искусство звериного стиля». Использование образов животных в быту было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков». До сих пор слабо прописаны бесценные творения сакских ремесленников. Ведь не случайно один из выдающихся и талантливых евразийцев первой волны П. Савицкий ставил сакское искусство выше греческой и римской, до сих пор считающихся эталоном: «Более совершенных и более современных (сверхсовременных) вещей вообще нет в искусстве нашей планеты, кочевнический «звериный стиль» стоит выше всей греко-римской культуры!». Глава государства предложил и уникальную программу «Архив-2025», которая призвана собрать со всех концов не только Казахстана, но и всего мира архивные источники, которые позволят усилить историко-культурные исследования, для чего необходимо привлекать и зарубежных исследователей: «Многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру. Поэтому я считаю, что нам необходимо создать семилетнюю программу «Архив-2025», в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью». Кстати, многие книги, вышедшие по программе «Культурное наследие», были подготовлены учеными наших гуманитарного направления институтов, в том числе и Института истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова. Важность формирования исторического сознания требует, чтобы мы приняли кардинальные и системные меры на государственном уровне для усиления патриотического воспитания, которое невозможно без усвоения подлинных исторических знаний, всего богатейшего культурного наследия народа. Подлинная история Казахстана всесторонне и полностью не изучена, а в прежних научных оценках и изложениях преобладает все же тенденциозный (европоцентристский, имперский, классовый, колонизаторский) подход, который противоречит провозглашенным идеалам свободы и независимости нашей родины, а также «Всеобщей Декларации прав человека» – общепринятым принципам и стандартам, светскому и демократическому характеру полиэтнического общества.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, директор Института истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова

qazaquni.kz