Гуманизм Льва Толстого и агрессивность Петра Толстого
2024 ж. 25 шілде
2889
0
В последние годы усилилась информационная война России против Казахстана. Каждый год казахстанским политикам, общественным деятелям, журналистам приходится отвечать на провокационные высказывания российских экспертов, журналистов и депутатов. Тон выступлениям в свое время задал сам президент РФ Владимир Путин.
Даже президент РК Касым-Жомарт Токаев несколько раз выступал по этому поводу.
Противостоять провокациям некоторых иностранцев
Например, осенью 2020 года депутат Госдумы от «Единой России» В.Никонов в эфире программы «Большая игра» заявил: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана – это большой подарок со стороны России и Советского Союза». Это провокационное заявление «взорвало» информационное пространство Казахстана и вызвало множество публикаций.
Главное богатство современного Казахстана – это его «священная земля, унаследованная от предков», заявил президент страны Касым-Жомарт Токаев в опубликованной 5 января 2021 года республиканской газетой Egemen Qazaqstan статье «Независимость превыше всего».
Президент Казахстана заявил, что «никто извне» не отдавал казахам занимаемую страной территорию и казахи жили на ней много веков: «Никто извне не отдал казахам эту огромную территорию. Наша история не начинается 1991 или 1936 годом. Наши люди жили и росли здесь во времена Казахского ханства и раньше – при Золотой Орде, Тюркском каганате, гуннах и саках».
Президент указал на необходимость противостоять провокациям со стороны «некоторых иностранцев, которые сомневаются в нашей территориальной целостности», и защищать национальные интересы любым способом.
«Нагнетание антироссийской истерии в Казахстане» появилось не само по себе, а из-за выступлений нескольких известных и влиятельных депутатов Государственной Думы с территориальными претензиями к РК, которые вызвали закономерные возмущения граждан Казахстана.
Нередко очередную атаку со стороны России проводят с помощью надуманной языковой проблемы: мол, в Казахстане запрещают русский язык и насильственно насаждается казахский.
Такая ложная позиция призвана нащупать почву для новой провокации, стравливания русскоязычных и казахскоязычных граждан, вмешательства во внутренние дела суверенного государства, навязывания своих условий языковой политики и др.
И в этом году была такая очередная атака. В конце мая вице-спикер российской Госдумы Петр Толстой обвинил Казахстан в русофобии, заявив в эфире радио «Комсомольская правда», что казахские города являются исконно русскими, поэтому РФ имеет на них исторические права.
«Просто все ждут, чем закончится тема Украины. Наблюдают. И если мы не закроем тему Украины, то у нас возникнут проблемы и с Казахстаном, и с Арменией, и с другими странами, которые нас окружают. Ну посмотрите на то, что происходит сегодня в Казахстане в плане отстраивания некоего Казахского государства, какая там расцветает национальная мифология по поводу независимости, по поводу перехода на латиницу. Там очень много всего интересного», – сказал в интервью Петр Толстой.
Эта тема стала основной в интервью Садвакасова Накипбека Кенжебаевича, юриста-правоведа, политолога, публициста, автора книг «Этико-правовые нормы и культура поведения», «Намыс пен парыз», «Познание и сознание», «Елестер мен белестер».
Садвакасовым написано около 100 статей по научно-публицистической тематике, опубликованных в журналах «Мысль», «Жулдыз», «Жалын», газетах «Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда» и т.д. В свое время он работал в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР, Министерстве юстиции Казахской ССР, Верховном Совете Республики Казахстан, руководил юридической службой различных организаций и т.д.
Гуманизм Л.Толстого и агрессивность П.Толстого
– Накипбек Кенжебаевич, Петр Толстой намекнул, что Казахстан будет следующим после Украины в списке стран для военной интервенции. А ведь его предок являлся не только великим писателем, но и великим гуманистом.
– Лев Толстой по праву считается одним из великих русских писателей и мыслителей, автор таких известных произведений, как «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение». Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных, публицистических произведений и дневниковых записей, оказавшее значительное влияние также на мировую литературу и мировоззрение людей.
Он был не только великим писателем, но оставался великим гуманистом до последнего вздоха. Основной принцип гуманизма – это подлинное уважение к человеку, без различия национальных и иных признаков. Для Л.Толстого это был важный принцип. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире целом. Острое проявление сострадания и гуманизма особенно отражается в сознании писателя во время войны, когда человеческая жизнь висит на волоске и душа терзается сомнениями праведности или неправедности совершаемого деяния.
Он как истинный гуманист в своих художественных произведениях и актуальных публицисических статьях яро выступал против насилия, войны, унижения достоинства человека и игнорирования интересов чужих народов. Его идеи и убеждения легли в основу религиозно-философского течения, которое обрело название «толстовство», основу которого составилодин из принципов – без нравственной работы над собой жизнь не имеет смысла.
– Да, Лев Толстой много писал о войне, о нравственности…
– Он писал: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» («Набег», 1853); «…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» («Война и мир», 1863–1868 гг.); «Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести» (Дневник. 6 января 1853); «Один человек крикнет в наполненном народом здании: "Горим!" – и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей. Таков явный вред, производимый словом. Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова» («Круг чтения»); «Избегай всего, что разъединяет людей, и делай все то, что соединяет их» (т. 20. С.267); «Зрячую, духовную часть человека называют совестью… Она молчит, пока человек делает то, что должно» (Путь жизни. С.25).
Великий провидец был крайне убежден, что «…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…» («О том, что называют искусством». 1896). Надо полагать, что «высшее призвание человека» заключается в том, чтобы жить честно, справедливо, руководствуясь высокими этико-гуманистическими принципами, стремиться облагораживать мир, беречь и обустраивать его максимально разумно. Но все ли так здраво рассуждают? Наверняка нет. В этом легко убедиться…
– Неужели Петр Толстой не учитывал мировоззрение своего великого предка?
– Существует такая теория, что «природа отдыхает на детях гениев». И это доказано учеными. А есть примеры и того, что в потомках «природа отдыхает» вовсе в искаженном, абсурдном свете, и заодно совсем противоречит всему, что титаническим трудом создал великий предок.
Это напрямую касается праправнука Л.Толстого – Петра Толстого. Как иначе воспринимать недавние неразумно-агрессивные инсинуации вице-спикера Государственной думы Российской Федерации П. Толстого в интервью «Радио КП», где он безапелляционно заявил, что, если Россия не закроет украинскую тему, то у нее начнутся проблемы с Казахстаном, Арменией и другими соседними странами (видимо, имелось в виду Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Туркменистан и др.).
Россия предъявит претензии к Казахстану?!
– Он что, имеет в виду, что Россия предъявит территориальные или иные претензии к этим странам?
– Абсурд да и только! Далее, в том же пренебрежительном тоне и саркастической манере он изрек буквально следующее: «Ну посмотрите на то, что происходит сегодня в Казахстане в плане отстраивания некоего Казахского государства, какая там расцветает национальная мифология по поводу независимости, по поводу перехода на латиницу. …И я против того, чтобы они забывали о том, что Алма-Ата это наш город Верный, наша русская крепость казачья».
Супротив сказанному следует отметить, что первые памятники на территории современного города Алматы датированы VI-III веками до нашей эры. Городок в VIII-X веках получило название Алмату (Алматы). В XIII веке Алмату завоевали монголы. Спустя один век город в письменных источниках уже упоминался как Алмалык.
Казахские степные просторы начали интересовать русских царей в начале XVII века с точки зрения расширения владений. В середине XIX века царская власть России в целях колонизации казахских земель возвело на территории нынешнего города военное укрепление Верное. Но это не означает, что казахская земля и город Алматы – российская собственность.
Российская, затем советская империя пала, и Казахстан, как и многие колониальные народы Азии, Африки, Латинской Америки получили свободу и независимость. Восторжествовала историческая справедливость! Восторжествовали гуманистические идеи Льва Толстого!
И соответственно, П.Толстой не имеет никакого права называть «Алма-Ата это наш город Верный», это ни в коей мере не соответствует исторической правде. Подобные высказывания являются провокационными и могут настроить враждебно мирное население наших стран. «Кто сеет ветер, пожнет бурю» (Библия, Осии, 8:7) .
– Под кого же тогда «чистит» себя внучатый российский политик? Что же подвигло его скрежетать зубами в адрес соседних суверенных государств?
– Попробуем проанализировать слова П.Толстого «без гнева и пристрастия» (Sine ira et studio) в рамках объективного рассмотрения и политкорректности.
Прежде всего, следует отметить, что даже любому смертному носить фамилию великого писателя и мыслителя мирового масштаба Толстого – ответственность не из рядовых: тем более для кровного потомка – не легка она, должна быть, «шапка Мономаха». Однако… Наверняка П.Толстой верующий и усердно крестится, соответственно не христианское это дело чужое добро считать своим. Восьмая библейская заповедь гласит: не укради (Исх. 20:15), то есть не присваивай себе чужого. И естественно, что Божие наказание не заставит себя долго ждать. Как сказал царь Соломон, «кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:19). И еще: «Корыстолюбивый расстроит дом свой» (Притч. 15:27). А ведь Россия – страна огромная, занимает 1/6 часть земной суши: нетронутых и неосвоенных земель – непочатый край: на территории России может поместиться аж 70 Великобританий, Исландий – 166. Уму непостижимо, какое раздолье, и при этом зачем же зариться П. Толстому и другим на чужие земли?!
– Какие еще аргументы можно привести против «в плане отстраивания некоего Казахского государства», «мифологии» и т.д.?
– По поводу велеречивой сентенции в прошлом журналиста П.Толстого о том, что Казахстан будто бы отстраивает некое Казахское государство и подвержен зловредной национальной мифологии, по поводу независимости. Прежде всего, гражданам любой страны и тем более политикам высокого ранга не следует забывать, что еще за год до полного распада «могущественного, нерушимого» Союза Советских Социалистических Республик в Казахской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Это исторический важный документ, принятый 25 октября 1990 года Постановлением Верховного Совета Казахской ССР XII созыва. Декларация провозгласила суверенитет Казахской ССР и декларировала политико-правовые основы Казахской ССР как независимого государства. Дата принятия декларации стала национальным праздником – Днём Республики.
В качестве основополагающих принципов суверенной государственности были установлены: унитарное государство, целостность, неделимость и неприкосновенность его территории, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка казахского народа и других народов Казахской ССР, укрепление национальной самобытности. Отмечено, что деятельность организаций, призывающих к насильственному изменению конституционного строя Казахской ССР, нарушению целостности территории, подрывающих межнациональное согласие, будет преследоваться по закону. Провозглашён принцип самостоятельного решения проблем, связанных с политическим, экономическим, социальным, национально-культурным строительством в Республике, его административно-территориальной структурой.
Если П.Толстому недостаточно ясно значение слова независимость, обратимся к общедоступному Словарю русского языка С.И.Ожегова, где дается следующее определение: «Независимость, -и.ж. 1. см. независимый. 2. Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. Национальная н. Отстаивать свою н. Независимый… 1.Самостоятельный, ненаходящийся в подчинении, свободный. Н. человек. Независимые страны (указ. словарь, Москва, 1975, с. 369).
Тем не менее, в свете упомянутых политически некорректных выпадов П.Толстого, не лишне раскрыть значение слова неоколониализм, которое определяется как «система политики бывш. метрополий по отношению к государствам, ставшими самостоятельными из бывш. колоний; отличается развитием новых форм неравноправного экономического, политического и социокультурного взаимодействия (Политология: Энциклопедический словарь – Москва, 1993, с.217).
Независимость РК признана во всем мире
– И независимость нашей страны официально признана большинством стран мира.
– 16 декабря 1991 г. в Казахстане был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», в котором Казахстан был провозглашен независимым, демократическим и правовым государством со всеми вытекающими отсюда удобопонятным и международно-правовыми последствиями. С первых дней провозглашения независимости международная политика Казахстана была направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости Республики Казахстан. Свыше 120 стран официально признали и 184 установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом Организации Объединенных Наций (ООН), а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.
– Не говоря о двусторонних договорах между РК и РФ…
– Да. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года. Двусторонние союзнические отношения и интеграционные связи строятся на прочной договорно-правовой базе (действует около 4000 договоров и соглашений). Основополагающими документами являются: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1992 г.), Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие (1998 г.) и Договор о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке (2013 г.).
Знаком ли П.Толстой с этими важными документами? Скорее всего, нет. Иначе он не допускал бы упомянутые непродуманные резкие выпады в адрес Казахстана.
Не лишне вспомнить, что Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано 8 декабря 1991 года лидерами Белоруссии, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики. 22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества, в соответствии с которым СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов и не обладает наднациональными полномочиями.
– К тому же нельзя забывать о годах Второй мировой войны.
– Да, немаловажным направлением сотрудничества России и Казахстана признана работа над сохранением исторической памяти. Россияне, должно быть, помнят, что более полтурамиллиона казахстанцев участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны, героически отличились в обороне Москвы и Ленинграда, освобождении от фашистской оккупации. Более 600 тысяч из них погибло на фронтах войны. Более 497 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них бесстрашные казахские девушки – пулемётчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова. День и ночь самоотверженно трудились казахстанцы и в тылу, не покладая рук всемерно приближая вожделенный день Победы.
Еще одним важным направлением в сфере российско-казахстанских отношений является сотрудничество в сфере обучения русскому и казахскому языкам. Все это вкупе должно подтверждать незыблемость дружественных отношений России и Казахстана. Не к лицу по совести депутатам П.Толстому, Е.Федорову и другим понапрасну «наводить тень на плетень» и бесцеремонно разваливать прочные доверительные отношения между Россией и Казахстаном.
– Накипбек Кенжебаевич, по какой причине продолжает нарастать великодержавная истерия в России, нередко в провокационной форме, по отношению к Казахстану?
– Кто такой «провокатор»? Провокатор «…тот, кто предательски подстрекает к каким-нибудь неблаговидным, преступным действиям». Соответственно, зловредные и противоправные по своей сути антиказахстанские выпады депутатов Госдумы РФ В.Никонова, покойного В.Жириновского, Е.Федорова, П.Толстого следует признать провокационными, вызывающие закономерные возмущения истинных патриотов Казахстана и честных людей в мире.
Ведь их заявления подвигли к всплеску негатива не только у депутатов Госдумы, но и вызвали и другие публикации в СМИ. Все казахстанцы высказываются против разжигания вражды между соседними дружественными странами и народами.
– А есть ли еще дополнительная «подпитка» этого явления?
– В свое время, когда существовал «могучий и нерушимый» СССР и сплоченный, в определенной степени, социалистический блок, США и капиталистические страны Запада ставили себе главную цель – ослабить, развалить и раздробить СССР.
И одним из основных действенных доктрин ЦРУ США была избрана активная деятельность по раздуванию русского национализма и шовинизма. Видимо, это сработало.
Руководитель СССР Горбачев М.С. и его супруга Горбачева Р.М., будучи в определенной степени инородцами, развалили и сдали СССР. С первых дней они вели бурную и открытую деятельность по возвышению русских в многонациональном СССР, начисто забыв коммунистическую заповедь об «интернациональном братстве и равенстве народов».
Р.Горбачева развила бурную деятельность, создав «Фонд русской культуры». Позднее, экс-президент СССР М.Горбачев в интервью газете Bild сказал: «Никто не волнуется об Украине так, как мы, русские (?). Моя мать была украинкой и вторая женщина моей жизни, которую я потерял, Раиса, тоже была украинкой».
– В 1986 г. целый народ обвинили в «казахском национализме»!
– Да, с приходом к власти Михаила Горбачева в Союзе вдруг обострились межнациональные отношения, начались военные конфликты, развал целых отраслей экономики, денежной системы, инфляция и т.п. Этот опытный «режиссер» по провокациям начал с замены почти всего руководства КПСС и СССР с насаждением национализма и вражды народов.
А если вражды нет? Надо создать! Тем более в «лаборатории дружбы народов». Так, в преддверии алма-атинских событий в декабре 1986 г. Гейдар Алиев убеждал Горбачева не рубить сплеча, решая вопрос нового партийного руководства. Давайте подумаем, кем из местных можно заменить Кунаева – ни в коем случае нельзя насильственно русифицировать руководство республики. А Горбачев, по словам Алиева, заладил одно и то же: «казахский национализм», «казахский национализм».
– И в заключение.
– Ко всему изложенному со всей ответственностью могу утверждать, что с нравственной и политической точек зрения упомянутые вредоносные наветы и претензии П.Толстого по отношению независимого, суверенного и мирного Казахстана не имеют под собой абсолютно никаких оснований.
Дастан ЕЛДЕС