МРАКОБЕСИЕ БЕССОВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
2020 ж. 12 мамыр
5551
0
Одиозный Сentral Asia Moni-tor на днях отличился двумя статьями: «Языковой вопрос и новое противостояние: чем это чревато для Казахстана?» Сауле Исабаевой от 30.04.2020 г. и «Бессмысленная казахская война» Мади Алимова от 01.05.2020 г.
И о чем же статьи? Да о том же, что и раньше, ничего нового. Пугают нас, казахов, что небосвод рухнет на нашу голову, все полетит в тартарары, если, не дай бог, уберем то, что требуют более 115 тысяч человек, подписавшие петицию за 1 месяц на эту тему: 2-пункт 7-статьи Конституции РК.
Если уберем, Джанибек Сулеев, web-издатель, журналист, уверен: «проиграют все (здесь и далее подчеркнуто нами – Ө.А.) – и общество в целом, и каждый гражданин в отдельности, причем независимо от того, носителем какого языка в основном он является. Особенно в городах…»
В чем причина проигрыша? Вот она: «…давайте представим, что он окажется реально вне закона. …Что мы получим? Только навскидку – реальное снижение управленческой эффективности (которая и без того не блещет) и технологические (техногенные) траблы, причем индекс их сложности мы с вами просто не в состоянии понять и осознать. Кто в этом сомневается, пусть оглянется и оценит сегодняшнюю действительность, связанную с коронавирусом...»
О, бедный казахский язык, оказывается, это ты виноват в отвратительной ситуации с коронавирусом: если б один русский язык применялся, никакой коронавирус близко не посмел б к нам подойти… А кстати, как в той же России с этим, все ли в ажуре? Ни одного смертельного исхода, говорите, как в Монголии? Даже ни одного больного. Надо же, СМИ проморгали такую сенсационную новость…
«Если у вас нету тёти, то вам её...»
Далее: «Остается только горько пожалеть вас, меня, всех казахов, включая наивную паству инициаторов казахской петиции, за наличие у нас… таких вот «передовых инженеров человеческих душ»… Мне кажется, этим людям стоило бы взяться за решение задач, которые, как минимум, по плечу им, а не баламутить граждан РК своей недальновидностью, а еще точнее – недалекостью».
А перед этим было сказано: «Победа казахского языка в петиции конкретно увязывается с тем, чтобы лишить русский какого бы то ни было статуса. В нашем случае статуса языка межнационального общения».
А между тем ни в Конституции РК, ни в «законе о языках в РК» нет ни слова о таком статусе русского языка! Как можно лишить того, чего нет и в помине? И кто же после этого мутит воду, кого же назовем «баламутом»?!
Сулеев считает, что поднимать эту проблему еще рано, «…по меньшей мере, ситуация дня сегодняшнего для этого подходит меньше всего. И дело тут абсолютно не в коронавирусе – перед нами стоят очень серьезные современные вызовы, и грядут новые, похлеще нынешних».
Вот-вот, именно так, сегодня одни вызовы, завтра появятся другие, послезавтра – третьи, и так до бесконечности… Всегда находились более важные задачи, так было, так есть, пусть так и будет, предлагают нам. И предлагают ничего не делать. В том числе и Мади Алимов: «Ничего в Конституции менять не надо. Не надо делать резких движений».
Почему? Потому что… «русский язык нам нужен хотя бы потому, что он есть часть нашего «Я». Я прекрасно понимаю, что такая постановка вопроса вызовет бурю эмоций в национал-патриотическом лагере. Однако, с моей точки зрения, это давно пора осознать и быть честными перед самими собой. Такова сложившаяся историческая практика. Необходимо отталкиваться от положения дел дня сегодняшнего. А сегодня русский язык – это органическая составляющая нашего казахского мира. Да-да, именно так».
Вот он, излюбленный прием колонизаторов – сначала создавать нужную им ситуацию, потом разводить руками: «Такова реальность, давайте исходить из него». Но это не строки из Корана, можно и нужно эту реальность изменить, приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.
Нет же, продолжают гнуть свою линию, продолжают оскорблять и унижать наш язык: «Однако не нужно пытаться поставить его на несвойственное ему место, на замену русского языка». «У рьяных радетелей казахского языка напрочь отсутствует понимание, что языки такие, какие есть, каждый из них занимает свою нишу, одни духовно-ценностную, другие операциональную. Изменить это мы не в силах».
Мол, казахский язык годится только для словесности, сказок и легенд, а для техники и науки он слабоват. Нарочно забывая при этом, что и русский язык тоже не в один день стал «великим и могучим».
Сравнивают нас с сектантами и мракобесами, пишут, что «…они-то могут себя лишить русского языка, как, впрочем, и других жизненно важных составляющих личности. А народ его лишить они не смогут». Интересно, как живет весь остальной нерусский мир, лишенный его?
А Канат Тасибеков, автор популярной серии книг «Ситуативный казахский», по простоте своей считает: «Проблема государственного языка в Казахстане в том, что есть люди, которые его не знают. Так давайте их научим. Вот и все». А не желающих знать сколько, посчитали? То-то же и оно!
Кстати, господин Тасибеков, вы утверждаете, что член НСОД поэт Қазыбек Иса на I заседании Совета большую часть своей речи «потратил на восхваление президента и на рассказ об исторической роли Жошы-хана, а казахскому языку посвятил лишь несколько голых лозунгов».
А на самом деле Қазыбек Иса говорил об 11 проблемах, и 5 из них было о проблемах казахского языка. Дружеский вам совет, просмотрите еще раз ту запись и пока не поздно берите свои слова обратно…
Притом, чтобы убрать 2-пункт 7-статьи Конституции, было сказано впервые со столь высокой трибуны, перед Президентом страны! Вот это-то, видимо, вам и не дает покоя, раз вы сами, обучающий казахскому языку русскоязычных людей, не подписали Открытое письмо о принятии нового Закона о госязыке! А ведь его подписали уже многие представители русского, узбекского, немецкого и других народов нашей страны.
Оно и понятно, ведь вам, как сами признались на esquire.kz: «язык нужен не тесты сдавать, а чтобы я мог прийти и достойно выступить на любом казахском мероприятии – на тое, на похоронах». Хорошо, что вы сами, того не желая, сняли маску…
Но! Как только мы в очередной раз попытались было сделать казахский язык госязыком на деле, а не только на бумагах, в нашу сторону полетели камни. Угрозы.
Угрожают нам последствиями: «Менять их в угоду разных группировок (?) чревато серьезными проблемами для нашей государственности». Интересно, какими?
«Раскачивать (?) лодку в такой момент, по меньшей мере, иезуитство. …А потому для всех разумных (?) и прагматичных людей более чем очевидно – важно сохранить в неприкосновенности Конституцию и языковую ситуацию в ней закрепленную. Здравый смысл должен восторжествовать. Любой другой вариант для нас чреват непредсказуемыми (?) последствиями». Это М.Алимов.
До каких пор? Все эти 30 лет мы слышим одни те же доводы, что приведены выше. Во всех странах мира государственный язык – язык государствообразующего народа, и он охватывает все стороны жизнедеятельности того или иного государства. И нигде не стоит вопрос о том, «почему вместе с этим госязыком не употребляется наравне язык представителей того или иного народа»? Почему во всем мире должно быть так и только у нас наоборот?
За последние 30 лет ни один политик или журналист не смог ответить на этот вопрос. Но требования остались прежние. Ей-богу, как капризный ребенок, не хочу и все!
Политика – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам
(Шарль де Голль)
Поэтому сколько бы ни улучшали конкретные методы обучения казахскому языку, сколько бы ни работали над его популяризацией, как предлагает К.Тасибеков, все это остается пустым звуком, пока не будет спроса на казахский язык.
А спрос будет только тогда, когда все виды делопроизводства – научного и экономического, судебного и банковского, государственного, все виды обучения, все-все будут вестись только на госязыке. Когда будет один государственный язык. И языком общения будет он же. Как во всем цивилизованном мире.
Думаете, Алимовы и другие об этом не знают? Знают. Поэтому всегда очень аккуратно обходят этот вопрос.
А когда казахский язык будет полновесным госязыком? Это уже зависит от власти. На нашу беду, власть всю «эпоху Назарбаева» была русскоязычной. И сейчас остается такой же. Власть до сих пор больше мешала развитию казахского языка, чем способствовала.
Но это пока. Вечно откладывать вопрос казахского языка в долгий ящик не получится, это будет бомба замедленного действия. Как не восхищаться после этого прозорливостью Махатмы Ганди. И как же был прав крупнейший политик современности Шарль де Голль, великий сын французского народа, второй его национальный герой после Жанны д Арк!
Ведь мы и сейчас не ставим ультиматум: «С завтрашнего дня пусть все будет на казахском!» Мы только предлагаем, например президенту К.Токаеву: «С завтрашнего дня принимайте все документы только на казахском и выступайте везде только на казахском. И тогда через год все ваши министры, акимы, банкиры и судьи будут говорить, да и вы сами, на чистом казахском языке».
За русскоязычными казахами – будут ли они врагами или друзьями казахского народа – выбор языка. Только будем помнить о том, что некоторые из них не хотят переходить на свой родной язык всего лишь потому, что жить им на русском языке привычно. Комфортабельно.
Если господа алимовы и другие будут продолжать свои не совсем благие дела, на них не стоит обращать внимания. Потому что считаю их самими бессовестными людьми. Поражаюсь, как за 30 лет никак не может проснуться у людей совесть, чтобы сказать себе: «Что же мы делаем? Как нам не стыдно до сих пор не выучить язык нашего государства? Позор на нашу голову! Так не пойдет!» Даже Первый президент Н.Назарбаев однажды не выдержал: «За 15 лет и медведь бы научился говорить на государственном языке!»
Слишком большая честь – реагировать на их опусы. Они на это и рассчитывают, на этом и живут, отрабатывая свой хлеб с маслом перед хозяевами.
Собака лает – караван идет. Мы в начале пути. Пусть лают…
Өмірзақ АҚЖІГІТ