«Там бы я всё равно не остался в живых». История побывавшего в Сирии
2019 ж. 12 қазан
3409
0
Диас Рахметов, вывезенный из Сирии казахстанец, приговоренный к тюремному сроку по обвинениям в «участии в деятельности террористической группы», «вербовке» и «умышленном незаконном пересечении границы». Карагандинская область, 23 сентября 2019 года.
Вывезенный с Ближнего Востока казахстанскими спецслужбами житель Темиртау, которого приговорили к девяти годам тюрьмы по обвинению в совершении террористических преступлений, рассказал Азаттыку о жизни в Сирии, своем «разочаровании» в идеологии группировки «Исламское государство» и дороге на родину.
Прямой взгляд, спокойный и уверенный голос, грамотная речь. 26-летний уроженец Темиртау Диас Рахметов обучался на дипломата — после окончания частной школы с углубленным изучением английского и получения юридической специальности в колледже он поступил в карагандинский вуз на «международные отношения». Но его выезд за рубеж в 2015 году никак не был связан с профессией, которую он так и не освоил. Об этом рассказал rus.azattyq.org.
ПУТЬ В СИРИЮ
С молодым человеком, которого казахстанские спецслужбы вместе с десятками других сограждан вывезли с Ближнего Востока, мы поговорили в стенах учреждения АК-159/18 в поселке Карабас Карагандинской области. Одетого в робу и обритого налысо заключенного завели в кабинет в административном блоке колонии общего режима. Он начал рассказ: как оказался в Сирии, что там делал, зачем решил сдаться, чтобы вернуться в Казахстан.
По словам Диаса Рахметова, исламом он заинтересовался в 17-летнем возрасте. Искал информацию в Интернете, слушал лекции и просматривал видео религиозного характера. Несколько лет назад наткнулся на видеоролики, подготовленные идеологами группировки «Исламское государство», боевики которой в то время удерживали под своим контролем часть территории Сирии и продвигались вглубь Ирака, провозглашая своей целью создание «халифата». Идеи увлекли молодого человека, который в итоге бросил учебу и решил ехать на Ближний Восток.
Он рассказывает, что в конце мая 2015 года вышел на контакт с «переправщиком», согласовал маршрут выезда. Путь пролегал через Кыргызстан (где в обход официальных пунктов пропуска они незаконно пересекли границу), затем через Турцию. Через год после отъезда из Казахстана он добрался до Сирии.
Запудривали мозги. Очень много людей записывались на операции самоподрыва. Если видели, что человек сомневается, то могли посадить в тюрьму либо казнить.
– Я и все, кто повелся на это видео и выехал в Сирию, – это люди эмоционально неустойчивые, даже если физически крепки. Они не понимают, что на самом деле происходит в этой стране, поддаются на эти уловки террористической организации. Туда зазывали, обещая, что если не понравится, то можно вернуться назад. Но это оказалось не так: человека не отпустят обратно. Отправляют в тренировочно-военный лагерь, а после обязательно отправляли на спецоперацию. Запудривали мозги. Очень много людей записывались на операции самоподрыва. Если видели, что человек сомневается, то могли посадить в тюрьму либо казнить, – говорит Диас Рахметов.
Родители, как утверждает Рахметов, об отъезде не знали. Он сожалеет, что не сказал им о планах, полагая, что отец с матерью, возможно, сумели бы отговорить и его жизнь сложилась бы иначе. Вместе с Диасом в Сирию выехал его старший брат. После выезда их объявили в розыск, ориентировки на них появились в местных СМИ. Рассказывать о брате Диас не захотел. Сказал лишь, что на Ближнем Востоке ему сообщили, что брата «ликвидировали». Верить в это Диас не хочет, надеется, что родственник в плену.
«РАЗОЧАРОВАНИЕ» В СИРИИ И ДОРОГА ДОМОЙ
Диас Рахметов рассказывает, что прошел в Сирии военно-тренировочные курсы и взял в руки оружие. Утверждает, что не убивал людей. Говорит, что в тот день, когда его должны были отправить на военную операцию, он попал под авиаудар и оказался под завалами здания. Был контужен, получил осколочное ранение правой кисти и височной области, поэтому в военных действиях не участвовал. Проверить, соответствует ли эта информация действительности, не представляется возможным. Проведенная в Казахстане экспертиза подтвердила наличие травм.
Как уверяет Рахметов, после ранения он «разочаровался» в «Исламском государстве».
– Я не хотел умирать на чужой земле за чью-то идею. Я действительно разочаровался в идеологии «ДАИШ» (арабское название группировки «Исламское государство), стал искать возможность выезда в Турецкую Республику для дальнейшего проживания, понимая, что в случае депортации в Казахстан я сяду в тюрьму за совершение террористических преступлений. Многие хотели уехать оттуда. Но для этого нужен проводник, который мог вывести тебя, а мог сдать, и тебя могли казнить. Вместе с «переправщиком» и теми, кто тоже разочаровался в идеологии, мы выехали за пределы «ДАИШ». В мае 2018 года я попал в плен к курдским военным формированиям, где пробыл восемь месяцев, и затем меня и еще нескольких человек передали Казахстану. Я понимал, что меня будут судить. Но там бы я всё равно не остался в живых, – говорит Диас Рахметов.
Рахметова вернули из Сирии вместе с десятками казахстанцев в январе 2019 года, когда «Исламское государство» утратило большую часть контролируемых им территорий. Спецслужбы назвали эвакуацию казахстанцев этапом гуманитарной операцией «Жусан» (весной из Сирии вывезли еще сотни казахстанцев, в основном женщин и детей, которых сначала разместили в «адаптационных центрах», а затем позволили им вернуться домой к родственникам). Через несколько дней после первого этапа «Жусана» начальник департамента комитета национальной безопасности Бакытбек Рахимбердиев сообщил, что в отношении шести мужчин и одной женщины из 47 вывезенных из Сирии граждан ведется расследование по террористическим статьям. Среди тех, кто оказался под следствием, был и Рахметов.
В мае суд в Караганде приговорил Рахметова к девяти годам лишения свободы по обвинению в «участии в деятельности террористической группы», «вербовке в целях организации террористической деятельности» и «умышленном незаконном пересечении государственной границы Республики Казахстан вне пунктов пропуска».
ИЗ ПРИГОВОРА…
В приговоре суда говорится, что Диас Рахметов стал приверженцем радикальной религиозной идеологии, целью которой является ведение «вооруженного джихада». Как говорится в материалах дела, у «Рахметова сложилось устойчивое мнение о правильности действий боевиков», совершающих акты терроризма на территории Сирии и Ирака. Согласно приговору, он решил вступить в ряды боевиков на территории Сирии и занялся вербовкой граждан Казахстана для участия в террористической деятельности в составе «Исламского государства». Эта группировка по решению столичного суда в октябре 2015 года была признана террористической и запрещена на территории Казахстана.
По материалам уголовного дела, некоторых мужчин, «завербованных Рахметовым», удалось установить и задержать. Один из них в 2015 году успел выехать в Турцию, чтобы переправиться в Сирию, но в последующем, испугавшись, сбежал и направился в посольство Казахстана в Турции, откуда был возвращен на родину и в 2017 году осуждён.
Согласно приговору, прибывший летом 2016 года в Сирию Рахметов попал в распределительный пункт, откуда вместе с другими был направлен для прохождения так называемых курсов религиозной и военной подготовки и вступил в ряды боевиков. Далее его и других новобранцев отправили на охрану так называемых границ «Исламского государства». Как говорится в приговоре, вина Рахметова подтверждается, помимо прочего, и материалами, предоставленными ФБР США. Срок отбытия наказания исчисляется с момента задержания – с 6 января 2019 года. В суде Рахметов просил о том, чтобы суд включил в срок отбывания наказания время нахождения его в плену, но суд отказал, мотивируя тем, что Рахметов находился в международном розыске и уклонялся от следствия. Признание вины и отсутствие судимости послужили смягчающими обстоятельствами. Суд учел также, что у него есть несовершеннолетний сын. Диас Рахметов женился до отъезда в Сирию, но прекратил общение с супругой до того, как решил отправиться за границу и примкнуть к боевикам «Исламского государства».
«ПОКА СЛОЖНО СКАЗАТЬ»
В колонии Рахметов находится в бараке вместе с десятками других заключенных. По его словам, после Сирии условия содержания и питание в колонии ему кажутся хорошими.
– Теологи и психологи дают нам рекомендации, как с этим осуждённым работать, какие склонности он имеет, на какие моменты нужно больше обращать внимание. Это неглупый человек (Рахметов), у него имеются ораторские способности. Он побывал в таких местах, где война, где смерть, он тоже как психолог своего рода, проявляет свою гибкость, пытаясь показать, что уже исправился. Но пока сложно сказать о нем, еще мало времени прошло, – сказали репортеру Азаттыка в администрации учреждения АК-159/18.
Диас Рахметов говорит, что надеется на условно-досрочное освобождение за хорошее поведение. Строит планы: рассказывает, что хотел бы открыть языковые курсы в Темиртау – за несколько лет в Сирии немного выучил арабский, турецкий, помнит английский, который изучал в школе и вузе.
В тюрьме в поселке Карабас находятся еще несколько молодых мужчин, осуждённых за выезд в Сирию. В прошлом году в комитете национальной безопасности сообщали, что с момента начала войны на Ближнем Востоке в Сирию и Ирак выехали около 800 граждан Казахстана. В рамках операции «Жусан» в 2019 году из Сирии вывезли 516 казахстанцев, большая часть – дети.
Елена ВЕБЕР
qazaquni.kz