Новая казахстанская мечта: миф или реальность?
2016 ж. 26 қаңтар
5130
26
Что-то в последнее время в печати стали много уделять внимания так называемой новой казахстанской мечте, будто панацею от сегодняшних бед и экономических неурядиц. Автором этой идеи, как известно, является Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Лично я ничего против очередной инициативы Главы государства не имею. Более того – с интересом воспринимаю их, так как за время его неустанного правления каких только идей и новшеств было озвучено, а сколько проектов так и остались нереализованными. Как говорят, идеи тем и хороши, что заставляют ум работать в активной фазе, применяя эти идеи на практике. Особенно новаторские идеи нашего президента.
Понятно, когда об этом рассуждают политологи, эксперты, социологи или журналисты. Это их, так сказать, хлеб насущный. Но я не могу взять в толк, зачем о новой казахстанской мечте, пусть даже высказанной президентом страны, нужно высказываться именно спикеру сената парламента Касым-Жомарту Токаеву? Второму человеку в государстве. У него что, других нет дел, как пиарить идею Главы государства о новой казахстанской мечте на весь мир.
Комментируя статью Главы государства «План нации - Путь к казахстанской мечте», опубликованную на сайте Акорды, спикер палаты Касым-Жомарт Токаев заявил: «Елбасы в своей статье определил конкретные пути укрепления государства, а также достижения новой казахстанской мечты. Наши соотечественники выражают широкую поддержку этому труду Главы государства, статья получила высокую оценку и со стороны международных экспертов. Предложенная Президентом новая казахстанская мечта стала мечтой всего народа».
Прежде чем говорить о новой казахстанской мечте (а речь идет о вхождении Казахстана в 30-ку самых высокоразвитых государств), как о мечте всего народа, необходимо для начала выяснить: а есть ли, вообще-то говоря, такая мечта у простого казахстанского среднего статистического гражданина. Или такую мечту всех казахстанцев выяснили ученые-социологи, проводя специальные исследования? Ведь мечта мечте рознь. У меня, например, тоже есть мечта. Мечта есть у моего соседа по лестничной клетке, который желает переехать в другой район, ближе к работе. У продавца газет и журналов, что расположился на углу, тоже есть мечта. Человек без мечты, что птица без крыльев. Банально, конечно, но главное – в этом суть человеческого существования. Одно дело, когда мы ведем разговор о конкретном человеке и о его конкретной мечте. И совершенно другое – если эта всеобъемлющая для всех казахстанцев мечта, которая возведена в ранг государственной идеологии, и что к этой мечте стремится не только нынешнее поколение, но в будущем будет целью для других.
Именно такого концептуального подхода казахстанской мечты я так и не услышал. А как вы хотите, чтобы я без всяких экономических выкладок поверил в эту мечту, которая будет греть мою душу на старости лет? Или я буду глубоко тронут, что при моем поколении родилась великая казахстанская мечта – войти в число передовых стран, пусть даже в 10 самых высокоразвитых государств, через, скажем, 100 лет.
На этот счет очень хорошо сказал известный политолог Досым Сатпаев.
«Американская мечта», говорит он, предполагает наличие определенных равных стартовых возможностей для представителей среднего класса. В ее основе лежит культ self-made person, человека, который много добился в жизни, в первую очередь благодаря своим мозгам, способностям и делам. «Здесь также есть и немного идеологии, суть которой состоит в том, что граждане верят в равенство всех перед законом, что тяжело представить в Казахстане». Материальная составляющая «американской мечты» – это желание иметь свою частную собственность и железные законы, которые позволяли бы ее защищать.
Политолог приводит пример – Южную Корею. В основе ее экономического чуда и ее способности эффективно мобилизовать общество лежал простейший лозунг: «Мой дом – самый лучший на улице. Моя улица – самая лучшая в городе. Мой город – самый лучший в стране. Моя страна – самая лучшая в мире». «И никаких высокопарных слов о том, как космические корабли бороздят просторы «Мәңгілік Ел», чтобы войти в 30-ку развитых стран мира. Ведь многим простым людям эти лозунги ни о чем не говорят, так как они далеки от их жизненных интересов, которым привычнее пословица: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», – заключает Досым Сатпаев.
Мы потеснили кое-кого и вошли в число 50 самых высокоразвитых государств
Для начала выясним, какие страны входят в 50 высокоразвитых стран мира. В качестве экономически развитых стран мира Международный валютный фонд (МВФ) выделяет такие государства, квалифицирующиеся Всемирным банком (ВБ) и МВФ как страны с развитой экономикой. Это 31 страна: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США. В более полную группу развитых стран входят еще 9 стран: Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.
К cтранам с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах, включены еще 5 стран: Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур.
Две страны - Китай и Индия - хоть МВФ относит к развивающимся странам, но тем не менее они входят в число развитых стран мира. Среди основных факторов развитых экономических стран определяют ВВП на душу населения, которая в настоящее время в среднем составляет более 20 тыс. долларов, и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом. Социальная опора – «средний класс», разделяющий ценности и основные устои общества.
Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг, и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.
К странам с переходной экономикой относятся:
1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы (14 стран): Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
2. Бывшие 12 советских республик (страны СНГ): Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
3. Бывшие прибалтийские республики: 3 страны Латвия, Литва, Эстония.
Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.
В список высокоразвитых входит 40 стран, а также 5 стран с высокими доходами. Всего получается 45 стран. Теперь обратимся к претендентам в этот список из числа стран с переходной экономикой. В первую очередь это страны бывшего социалистического лагеря 10 стран — Венгрия, Польша, Словакия, Чешская Республика, Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория. Бывшие прибалтийские республики: 3 страны Латвия, Литва, Эстония.
Всего получается 60 стран, и из этого списка Казахстан потеснил 11 стран и вошел в число 50 экономически развитых стран. Кого потеснил? Страны бывшего социалистического лагеря или бывшие прибалтийские страны? А может быть, Индию или Китай? Во всяком случае, конкретных данных на этот счет нет. А на «нет», как известно, и суда нет. Приходится верить на слова наших высокопоставленных чиновников Акорды. Или полагаться на версии сомнительных социологических агентств как отечественных, так и зарубежных. Кстати, одно из последних сообщений, растиражированных нашими СМИ. По версии издания U.S. News Казахстан занял 55-е место в рейтинге лучших стран мира. Всего в список вошли 60 стран. Составители рейтинга оценивали страны по таким критериям, как туризм, социальные обязательства государства, культурное влияние, инновации, историческое наследие, темп роста экономики, открытость для бизнеса, сила на мировой арене, уровень жизни. Первое место в списке заняла Германия, за ней идут Канада, Великобритания, США, Швеция и Австралия. Три последних места достались Ирану, Украине и Алжиру. В описании отмечается, что у Казахстана имеются значительные запасы полезных ископаемых, в том числе урана. Кроме того, в стране развито сельское хозяйство.
По мнению составителей, рост экономики в стране связан с нефтяным сектором, который позволил увеличить ВВП в несколько раз за последние 10 лет. Ранее сообщалось, что Казахстан замкнул ТОП-50 самых инновационных экономик мира. Абсолютным лидером в этом списке стала Южная Корея, которая возглавляет рейтинг с совокупным показателем индекса инноваций в 91,31 пункта. Второе место заняла Германия (85,54 пункта), третье — Швеция (85,21). Четвертое место отошло Японии (85,07), а Швейцарии — пятое (84,96).
Сая ИСА
"Қазақ үні" газеті