Кредиты: по какому пути пойдет Казахстан?
2015 ж. 14 қыркүйек
1537
0
Что сейчас происходит в Греции, волнует многих, потому что то же самое может произойти с любой страной. Греция погрязла в долгах. 25 января этого года на волне популистских лозунгов к власти пришла партия СИРИЗА, руководитель которой Алексис Ципрас обещал раз и навсегда решить вопрос с кредитами. Но переговоры с представителями Еврогруппы и ЕЦБ (Европейский центральный банк) шли очень туго.
Греческий тупик
И тогда премьер-министр страны А.Ципрас назначил на 5 июля всенародный референдум. «Необходимость народного проголосования возникла из-за того, что международные кредиторы пытаются навязать Афинам невыполнимые условия, только ухудшающие и без того непростую ситуацию в стране. Греции фактически предъявили ультиматум, поэтому отвечать на него правительство должно лишь учитывая волю народа», - так он обосновал его.
Да, 61% участвовавших на референдуме жителей страны сказали «нет!» условиям кредиторов. Но то, что произошло дальше, было большой неожиданностью для всех. Ципрас уступил требованиям кредиторов – обещал отменить налоговые льготы для островов, сократить оборонный бюджет, отменить досрочный выход на пенсию и поднять базовую налоговую ставку на добавленную стоимость.
Фактически А.Ципрас предложил западным кредиторам намного больше, чем от него ожидали до референдума. Почему? Здесь возможны два варианта толкования. Первый. Ципрас осознал, что капитал доверия к нему со стороны стран Евросоюза полностью исчерпан и ему остается ничего иного, кроме как проявить добрую волю, как бы говоря «верьте мне, я даже пошел дальше, чем вы предлагали мне и я серьезно настроен провести экономическую реформу, и мне очень нужны эти деньги». Второй вариант – более циничный. Он как бы говорит Европе, «по моему призыву 61 процентов греков сказали «нет!» программе помощи, предложенной вами, я же готов на большее, чем предложили вы, за это я прошу вас облегчить мне бремя задолженностей, только тогда я смогу продать эту «сделку» греческому народу».
И «сделка» состоялась - Греция получит эту помощь в сумме 85 млрд. долларов. Из них 54 млрд. долларов уйдут на обслуживание долгов – на выплату процентов до 2018 года. А дальше на какое-то время наступит затишье. То же самое уже происходило и после первого, и после второго пакета — в общей сложности за последние пять лет Греции было выделено экстренных кредитов на сумму в 240 миллиардов евро.
И то же самое происходило после реструктуризации греческого долга в начале 2012 года, когда были списаны долги на 107 миллиардов. Через два-три года история может повториться, только уже без Алексиса Ципраса. Зато с толпой раздраженных европейцев, которые на самом деле хотели бы заняться решением совсем других проблем.
Так что же делать? Выбросить Грецию из еврозоны, как предлагают многие немецкие финансисты? Или любой ценой спасти единство валютного союза, к чему призывают французские власти? Если сохранить этот союз, то как?
А был ли настоящий план спасения Греции на руках Алексиса Ципраса и его министра финансов Янис Варуфакиса? Западная печать пишет: да, был план. Я.Варуфакис разработал «план Б», суть которого заключалось в предоставлении греческому правительству свободу действий с выходом из еврозоны на тот случай, если представители Евросоюза попытаются задушить в своих «объятиях» Грецию. Но Ципрас не поддержал своего министра!
Но представители Еврогруппы были неумолимы, они систематически отвергали любые предложения, причем в большей степени не по экономическим, а политическим причинам.
Пока же А.Ципрас после того, как целая группа членов партии СИРИЗА из 25 депутатов в знак протеста против политики премьера вышли из ее рядов и создали собственное движение «Народное единство», и таким образом СИРИЗА потеряла свое большинство в парламенте, подал в отставку, вызвав правительственный кризис.
Исландский «выход»
В Исландии в апреле 2009 года прошли выборы, и к власти пришла левая коалиция, которая, с одной стороны, сразу же осудила неолиберальную экономическую систему, но, с другой стороны, сразу же сдалась требованиям Всемирного банка и стран Евросоюза погасить долги исландских банков на 3,5 миллиарда евро. То есть, каждый житель Исландии оказался должен 12000 евро банкам.
Это «идея» вызвала невиданную волну массовых протестов, что президент Олафур Рагнар Гримссон отказался ратифицировать уже принятый парламентом закон, который сделал бы граждан Исландии ответственными за долги исландских банкиров, и назначил всенародный референдум. И тут же «свободный мир» показал свое истинное лицо – на Исландию было оказано беспрецедентное давление. Великобритания и Голландия грозили – в случае отказа от выплаты долгов исландских банков своим гражданам – суровыми экономическими санкциями, вплоть до полной изоляции Исландии. МВФ угрожал лишить страну любой своей помощи. Британское правительство грозилось заморозить сбережения и текущие счета исландцев.
Но крошечный и гордый народ не поддался давлению, а Президент Гриммсон высказался так: «Нам говорили, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой. Но если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити». Референдум был проведен в марте 2010 г. На нем исландцы решили не возвращать средства иностранным кредиторам – Великобритании и Нидерландам – 93% участвовавших проголосовали против выплаты банковских долгов. МВФ немедленно заморозил кредитование.
Но «закусивших удила» исландцев уже было не остановить. Правительство страны инициировало гражданские и уголовные расследования в отношении лиц, ответственных за финансовый кризис. Банкиры бежали из страны. Исландцы захотели написать новую Конституцию сами, все вместе. Если проект его писали 950 простых граждан, избранных произвольно (по лотерейной системе) членами парламента, то проект Конституции дорабатывали избранный на выборах Конституционный совет в составе 25 граждан. Всего от простых исландцев поступило 3600 комментариев к работе Совета и 370 поправок к Конституции. Заседания Совета можно было смотреть в режиме онлайн.
«Мы, люди Исландии, желаем создать справедливое общество, где каждый из нас будет иметь равное место за общим столом», – такими словами начинается Конституция. Согласно ей природные ресурсы острова находятся исключительно в общественной собственности. Статья «Открытая информация и правдивость» обязывает правительство держать в открытом доступе все рабочие документы, если они не являются государственной тайной. Также Конституция обязывает власти работать на благо не только человека, но и Земли и биосферы. И - что очень важно! - Евангелическо-лютеранская церковь Исландии сохраняет государственный статус.
Результат настолько превзошел ожидания, что вот уже скоро 4 года, как ведущие мировые СМИ красноречиво молчат об итогах исландского всенародного референдума 23 октября 2011 года, на котором проект Конституции одобрили более 80% исландцев при явке в 66%. Почему? Потому что приватизации как панацеи от всех бед экономики «получилась» национализация ресурсов. Ведь сегодня те же решения, что и Исландии 4 года назад, предлагаются другим - народу Греции говорят, что приватизация их государственного сектора является единственным решением. А что если они и другие последуют примеру исландцев? Страшно подумать... Именно поэтому мы ничего не знаем об исландском референдуме. Ведь СМИ, как и правительства, как и парламенты, тоже представляют интересы правящего класса…
Казахский вариант:
«Мне – деньги, остальным – законы»?
Долг Казахстана на сегодняшний день примерно 160 млрд. долларов. Население же – чуть выше 17 млн. человек. То есть, каждый из нас должен около 10 тыс. долларов…
Да, нам могут возразить, что львиная доля этих долгов приходится на долю национальных компании и других квазигосударственных учреждений. А разве это меняет дело? Формально «в статистике» долги могут считаться частными, а неформально – они государственные. Мы же все прекрасно помним, как совсем недавно из государственной казны были выделены 10 млрд. долларов на спасение частных банков. То есть это было наши с вами деньги – деньги налогоплательщиков.
Чем же наш случай не аналогичен исландскому варианту? С той лишь разницей, что исландцы взбунтовались, а мы великодушно позволили погасить долги частных банков, так как, говоря языком финансистов, «значимость компании и банков для экономики Казахстана позволяет считать, что меры господдержки в случае дефолта будут приняты в полной мере».
Сейчас, наверное, только «ненормальный» казах не сидит на кредите. Я «нормальный», поэтому тоже в этом списке. В 2010 году суд поддержал иск «Казкоммерцбанка», и вынес решение, чтобы я оплатил долг перед банком. Я и не против, но не мог добиться, чтобы банк мне позволил погасить по новому графику.
Но не все так плохо в «датском королевстве» - иногда и наша власть думает о нас. Например, 10 февраля 2011 года вышел закон, внесший некоторые дополнения и исправления в действующее законодательство. Одно, но очень существенное дополнение касалось банков – они теперь имели право взимать с клиента «пени» не более 10 процентов от той суммы кредита, который тот брал в течение года. И самое главное – этот закон имел обратную силу! Это было воистину забота о народе! Потому что, «пеня» по существу не является долгом – это штрафная санкция со стороны банка.
И я влез в долги, но собрал необходимую сумму моего долга как раз с учетом этих 10 процентов и пошел в областное отделение банка. Те уперлись: «вы должны платить указанную сумму по решению суда». Приехал в Алматы, зашел к заместителю председателя правления «Казкоммерцбанка». Молодой парень со свойственной нынешней «золотой молодежи» наглостью сказал: «вас много, и это не наша забота!» Записался на прием к Нине Жусуповой, председателю правления ККБ. Ее ответ просто поразил, потому что она сама того не желая, выдала позицию банкиров: «Ваша квартира стоит намного дороже, чем вы готовы оплатить!»
То есть, банкам наплевать на наши законы, они писаны не для них. Им деньги давай, а законы отдайте другим. И раскачивают лодку своими неумелыми действиями в первую очередь именно они, а не правительство и Нацбанк. По этой причине правительству и Нацбанку следовало бы продумать и принять решения по выходу из кредитного кризиса, учитывая опыт многих стран, в том числе и Исландии.
Кайрат НАРУЛЫ
"Қазақ үні" газеті