ЖЕЛТОҚСАН как предтеча НЕЗАВИСИМОСТИ РК
2016 ж. 14 желтоқсан
6514
9
Нуртай Сабильянов 17 декабрь 1986 год
Во все времена выступления угнетенных масс, бунты и восстания жестоко подавлялись власть предержащими ради эгоистичного стремления удержать в руках личную власть или якобы во имя сохранения устоев государства в интересах народа. Вот классические примеры. Из мировой истории – восстание рабов под предводительством Спартака в Древнем Риме. Из истории Российской империи – крестьянские бунты Разина и Пугачева. Из нашей казахской истории: народно-освободительное восстание под предводительством хана Кенесары – внука Абылай хана и последнего хана страны Великой Степи (1837-47 гг.). Массовый мятеж 1916 года против царизма, 100-летие которого исполняется в этом году. И еще более 300 выступлений казахов против удушающего колонизаторского ига России, в течение нескольких веков являвшейся «тюрьмой народов». В их ряду – ЖЕЛТОКСАН-1986, 30-летие которого отмечаем в этом году. И чем отличается кровавая расправа над казахской молодежью морозным декабрьским вечером и последующей ночью ужасов в тогдашней столице Казахии Алма-Ате (ныне Алматы) от утра стрелецкой казни на Красной площади в Москве в 1698 году и казни декабристов на Сенатской площади в 1825 году? Весь ужас в том, что ничем. А ведь тогда, в те жестокие времена, человечество даже и не помышляло о правах и свободах человека, палачи рубили топорами головы и затягивали веревки на шеях бунтовщиков. Правда, делалось это открыто, днем, на виду толпы, для демонстрации силы. А в тот студеный вечер 18 декабря 1986 года (хотя, заметим, это уже конец 20 столетия, век расцвета демократии и прогресса в процессе развития мировой цивилизации), дружинники, вооруженные арматурой по приказу кремлевского сатрапа Геннадия КОЛБИНА и его подручных местных казахов-бастыков, начали силовой разгон мирных демонстрантов. Затем, под покровом темноты, специально обученные зверствам над людьми спецназовцы-головорезы из Новосибирска саперными лопатками завершили «зачистку» Новой площади (ныне площадь Республики). Эта кровь до сих пор на руках последнего генсека КПСС и первого и последнего президента СССР Михаила ГОРБАЧЕВА, потому что ее невозможно ничем смыть. Ведь именно по приказу невесть каким образом оказавшегося на вершине власти в Советской империи Горбачева и его клики – ходячих мертвецов из Политбюро ЦК КПСС – была разработана и осуществлена карательная операция под романтично-зловещим названием «Метель», разметавшая казахских парней и девушек, вышедших на площадь с мирным протестом, поверив в утро демократии на волне идеологии «перестройки». Но их ожидала зверская, кровавая расправа вечером и всю последующую ночь. Затем были годы репрессий, которым были подвергнуты те, кто остался в живых после массового жертвоприношения молодых жизней и судеб на алтарь агонизирующей Красной империи. И вплоть до падения «империи зла» казахские «декабристы» были изгоями общества. На них, участников мирной демонстрации, в лучших традициях зловещего 1937 года были навешаны «черные метки», клейма-ярлыки – «националисты», «бандиты», «алкоголики», «наркоманы». Но бонзам тоталитаризма этого оказалось мало – специальным постановлением ЦК КПСС весь казахский народ получил клеймо националистов. И это несмотря на то, что, что Казахстан после двух акций большевистского геноцида – голодоморов и нескольких волн репрессий с 1920 по 1960-е годы – потерял 70 процентов коренного населения. Вместо них на опустевшие земли были переселены представители более 100 различных этносов с территории Империи, и республика стала «лабораторией дружбы народов». Недруги казахского народа (идеологи российской царской и советской империи и казахи-отщепенцы) все годы Независимости Казахии твердят, что наш народ не боролся за свободу, якобы она упала нам в руки случайно, по стечению обстоятельств. Это намеренное отрицание объективной истории многострадальной казахской земли легко развенчивается исторической наукой Казахстана, историческими фактами и событиями. Казахский народ начал борьбу против подданства царской России еще в первой половине 18 века. Вот наиболее крупные из них. Это антиколониальное и антифеодальное восстание 1772-1797 годов батыра Срыма ДАТОВА в Младшем жузе. Народное восстание в Букеевской орде (1836-1838 гг.) под предводительством Исатая ТАЙМАНОВА. Национально-освободительное движение казахов в Среднем жузе, возглавленное внуком Абылая КЕНЕСАРЫ ханом (в 1837-1847 годах). Затем борьба казахов за независимость продолжилась в 50-х годах 19 века против России, Хивы и Коканда, боровшихся между собой за казахские земли. Восстания казахов против царской колонизации в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау вспыхнули с новой силой после принятия новой системы колониального управления в казахской степи в 1868 году. Этот закон был направлен на то, чтобы покончить с остатками былой независимости казахского народа. На восстание 1916 года казахи поднялись после вступления России в империалистическую войну, когда национальный и колонизаторский гнет усилился непомерно. Указ о мобилизации на тыловые работы мужского населения в возрасте от 18 до 43 лет, разорение (реквизиция юрт, повозок, лошадей, кожи, попон, мяса и других продуктов животноводства, хлопка, мыла, денежных средств и прочего добра, введение военного налога) довели народ до отчаяния. Во время голодомора 1929-32 гг. против политики коллективизации при Советской власти прошли массовые восстания в ряде регионов. Это Кара-Калпакский, Сыр-Дарьинский (Бостандык, Созак), Кустанайский (Батпаккара), Алматинский округа (Сарканд), Адаевская степь, Сары-Суйский, Иргизский, Балхашский, Кастекский, Абралинский, Чингистауский, Чубартауский районы и др. Как и при царизме, после восстания 1916 года, с восставшими расправлялись огнем и мечом, «аулы горели вместе с живыми людьми в юртах» (очевидец В.Вегсман). Часть казахов была вынуждена откочевать в Туркмению, Иран, Афганистан, в Западный Китай. Будущий генсек КПСС, тогда еще молодой красноармеец К.У.Черненко, из пулемета расстреливал убегавших женщин, детей, стариков. В царской России все народные выступления жестоко подавлялись, повстанцы приговаривались к смертной казни через повешение, каторжным работам, имущество осужденных конфисковывали, карательные войска угоняли скот, который потом не возвращали. На казахов налагалась контрибуция для возмещения убытков русским казакам и поселенцам. Вот как описывал одну из расправ с восставшими казахами ГЕРЦЕН на страницах своего нелегального журнала «Колокол»: «Со времен ветхозаветных войн или монгольских набегов ничего не было гнуснее в свирепости, как набег полковника Кузьмина и майора Дерышева, которым заправлял (еще при Перовском), сидя в своей канцелярии, бывший помощник Липранди Григорьев. Этот кровавый эпизод еще ждет своего описания». О том, как все начиналось в 1986 году – резня, оставшаяся в казахской Истории под названием ЖЕЛТОҚСАН-86 – и чем закончилось, рассказал свидетель тех дней, казахский патриот, кинорежиссер Калдыбай АБЕНОВ в своем пронзительном по силе трагичности повествования фильме «АЛЛАЖАР» (смысл этого понятия на русском языке – молитва обреченных «О, Алла, спаси и сохрани!»). Фильм воспринимается как документальный, так как в нем использованы кадры хроники тех исторических событий. Об этой кровавой трагедии рассказывается и в столь же пронзительной по трагической образности песне композитора и исполнителя Абирбека ТНАЛИНА «Желтоксан желі» на слова поэта Абдирахмана АСЫЛБЕКА – «Студеный ветер Желтоксана». И хотя до сих пор, даже спустя 25 лет суверенитета, этот фильм не выпускают на широкий экран, а песня не выходит в эфиры официальных радио и ТВ-каналов, память о Желтоксане живет в народной памяти, в соцсетях, на различных сайтах в Интернете, на газетных страницах, на фотографиях, кинопленках, в архивных документах. И никогда не будет забыта. Так же, как народный эпос об исторических событиях в жизни казахского народа в древности, народная песня-реквием о «великом бедствии» после нашествия джунгар в 1723 году сохранили в памяти потомков и донесли до наших дней память о днях скорби и потерь. После «казахской трагедии» 1986 года последовали кровавые конвульсии Красной империи в Прибалтике, на Кавказе. Но Империя уже рушилась и наступил крах, пришел закономерный конец коммунистической диктатуре, десятилетиям тоталитаризма, оковы пали, и на обломках советского монстра возникли новые постсоветские государства. И в их числе ныне свободный Казахстан – Страна Великой Степи, отмечающая в этом году 25-летний юбилей Независимости. Мы успешно прошли трудности переходного периода и встали на прямой, как стрела номада, путь построения завещанного нашими великими предками – древними тюрками Вечного государства – Мәңгілік Ел. Слава Всевышнему, сегодня Казахия процветает и уверенно смотрит в свое прекрасное будущее. Иншалла! Гайнижамал ШЕКЕЙqazaquni.kz