Қара майор: позабытый герой Афганской войны
2016 ж. 01 қараша
15909
11
«Самое ценное то, что становясь командиром там, в Афганистане,
чувствуешь ответственность такую, которую нелегко носить на
плечах, – это, в первую очередь, жизнь людей»
Борис Тукенович Керимбаев
Война в Афганистане 1979-1989 гг. осталась в истории как самая противоречивая, непонятная и даже неизвестная. Ее страницы разрознены и размыты, ее значение не определено, опыт не изучен, она оставила проблемы, которые мы до сих не решили, на многие вопросы мы не знаем ответов. Хотя участников этой войны в Казахстане много, общество мало информировано об их судьбе и проблемах, о значимости их вклада в военную отрасль Казахстана и т.д. Ведь есть военные секреты, военный опыт «афганцев», стратегия и тактика локальных войн, которые необходимы для нового поколения военных.
Когда мы будем ценить своих героев?
Любое сравнение хромает, однако без него трудно ориентироваться: если в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ориентиры в основном были определены, герои признаны, ее значение и опыт изучались уже в ходе войны, то в Афганской войне этого не случилось и после десятилетий ее окончания. Например, что мы знаем о прославленном герое Афганской войны Борисе Керимбаеве, известном как «Қара майор» (в тюркских языках слово «қара» – черный, грозный, великий, большой и т.д.)?
Официального звания Героя у Бориса Тукеновича нет, хотя в свое время за удачную спецоперацию его хотели присвоить …посмертно, но майор не только выжил в афганской «мясорубке», но и сохранил жизни своих бойцов. Появившись в Афганистане в октябре 1981 года, к лету 1982 года 177-й отдельный отряд специального назначения (177-й ооСпН) 15-й отдельной бригады спецназа ГРУ Генштаба СССР стал самой надежной частью советского контингента. За время, проведенное в Афганистане, через этот так называемый мусульманский батальон Керимбаева, по различным подсчетам, прошло около тысячи человек. Из них погибли всего лишь 50, в том числе четыре офицера. Керимбаев стал первым среди командиров, чьи боевые потери оказались наименьшими.
Если обратиться к деятельности известных полководцев, то их талант в этом и состоит: громить численно превосходящего противника, оберегая от смерти каждого своего воина. Большая часть бойцов Қара майора погибла в Панджшере. Но там им
противостояла многочисленная группировка влиятельного полевого командира Ахмада Шаха Масуда, впоследствии министра обороны Афганистана, а «шурави» (как называли в Афганистане советских солдат) – всего около 500 человек.
Отдала ли родина должное своему герою? К сожалению, сегодня о легендарном Грозном майоре родное государство практически забыло. Достаточно сказать, что Қара майора признал великим воином даже Ахмад Шах, который ничего не смог сделать в течение 8 месяцев с его батальоном в Панджшерском ущелье длиной 120 км. Этот комбат прославился тем, что его назвали личным врагом «Панджшерского льва» Ахмада Шаха, в противовес которому Керимбаева назвали «королем Панджшера». Ахмад Шах даже предлагал за голову этого необыкновенного тактика партизанской войны в горных ущельях миллион долларов, но в итоге был вынужден заключить временный мирный договор с руководством 40-й Армии.
В начале марта 1983 года, продержавшись в Панджшере более 8 месяцев, потеряв 45 человек убитыми и одного бойца, пропавшего без вести, 177-й отряд выходил из ущелья непобежденным многочисленным противником.
Орденами боевого «Красного Знамени» и «За службу Родине» третьей степени отмечены боевые заслуги Қара майора. Конечно, комбат достоин большего. Хотя говорят: по заслугам и честь, в жизни часто случается наоборот – не по заслугам честь.
Недавно я спросил Бориса Тукеновича: «Как относится к вам наше государство?». Полковник в отставке лаконично ответил: «Как ко всем «афганцам».
Конечно, вызывает удивление такое отношение к своим прославленным ветеранам войны. В свое время мы возмущались несправедливым отношением в СССР к национальным героям: к Бауыржану Момышулы, Рахимжану Кошкарбаеву и др. После приобретения независимости мало что изменилось в этом отношении. Среди тех, кто достоин звания Халық Қаһарманы, без сомнения, в первой строчке находится легендарный Қара майор. Конечно, чествовать героев, отдавать почести нужно при жизни, а не посмертно. Когда же мы научимся ценить своих героев?
Сейчас полковник в отставке Борис Керимбаев живет на даче под Алматы. В последние годы часто болеет – дают знать ранения, и вместо тихой дачи порой приходится ветерану проводить время в военном госпитале в Алматы. И если государство достойно отметило бы заслуги Қара майора, это было бы лучшей терапией для героя войны.
«Спираль Момышулы» или ложное бегство
На мой вопрос: «Изучается ли ваш опыт ведения войны в Афганистане в наших военных заведениях?» он сказал: «Не знаю». Судя по этому ответу, обширная информация о спецоперации в Панджшере, о принявших в ней участие воинах и офицерах, Қара майоре, который руководил ею, опыт спецназа в партизанской войне в горных условиях не изучается в военных ВУЗах.
Да, наш спецназ тренируется в горах, и возможность ведения войны в горных условиях актуальна в Центральной Азии, например, с теми же террористами. Почему бы не изучить готовый опыт выживания 177-го отряда специального назначения в тех же условиях?
Все изучают чей-то опыт. Когда отряд Қара майора вытеснил в одном из партизанских натисков душманов, в Рухе, в доме Ахмада Шаха нашли любопытный трофей – книгу известного командира партизанского отряда в Великой Отечественной войне Сидора Ковпака. Оказалось, она была для «Панджшерского льва» настольным пособием по тактике и стратегии партизанской войны. Кстати, о необходимости изучения опыта упоминает и Борис Керимбаев в своей книге «Капчагайский батальон»: «Многому нас учила сама обстановка, помогал и опыт Великой Отечественной войны, особенно партизанской войны».
Если партизаны опытного Ахмада Шаха не смогли противостоять небольшому «капчагайскому батальону», то, получается, Қара майор имел непревзойденную стратегию и тактику партизанской войны в горных условиях. Вряд ли «Панджшерский лев» сумел отгадать военный секрет – как это горстка бойцов почти год смог противостоять его многочисленным и вооруженным до зубов воинам?
Опять для сравнения. О Бауыржане Момышулы было известно уже в первый год войны, а с публикацией повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» в 1943 году имя старшего лейтенанта облетело весь мир. Бауыржан Момышулы вошел в историю военной науки как автор тактических маневров и стратегий, которые до сих пор изучаются в высших военных учебных заведениях многих стран мира. Например, в армии обороны Израиля, в офицерской школе вместе с оружием и сидуром (молитвенником) выдавали книгу «Волоколамское шоссе» на иврите, которая служила учебным пособием для офицеров.
Б. Момышулы блестяще осуществил на практике тактику боя малыми силами против многократно превосходящего по силам противника, получившую впоследствии название «спираль Момышулы». Как пояснил Б. Момышулы: «Спиралью я это называю потому, что все бои Панфиловской дивизии под Москвой характерны тем, что она перерезала путь, отскакивала в сторону и увлекала за собой противника, отводила его километров на 10, потом рывком снова становилась на его пути, снова уходила. Такими маневрами силы противника распыляются, наши части снова выходят на большак. Это, в настоящем смысле слова, изматывание противника давало выигрыш во времени».
В историческом плане это тактика ведения войны степными кочевниками. Это психологическая «диверсия», внесение раскола и сумятицы в стан врага, маневренность, растягивание многочисленного противника ложными беспорядочными отступлениями, притворными бегствами, изматывание и увод его от основной базы провизии, засады на
пути его наступления, внезапные нападения отдельных отрядов с флангов, неожиданный разворот навстречу уставшему врагу и т.д. По сути, эта та же партизанская стратегия.
Спецназ Қара майора: это диверсанты и …созидатели
Эту партизанскую стратегию использовал Борис Тукенович в горной местности. Как сказал полковник, ему пришлось научиться ориентироваться ночью, как днем, чтобы перемещаться в ночное время и использовать фактор неожиданности; научил своих бойцов, как охотников, часами терпеливо выжидать врага под палящим солнцем. Как кочевник в степи, Қара майор, посмотрев на небо, мог определять, какая погода будет завтра. Он знал в горах все малозаметные караванные пути для вьючных животных, которые служили каналами для переброски оружия и боеприпасов противника.
Ведь «капчагайский батальон» изначально готовился как отряд специального назначения в Капчагае, где бойцам азы диверсионной работы в тылу врага преподавал капитан-разведчик Борис Керимбаев. Ежедневные кроссы по 20-30 км, тысячи отжиманий, стрельбы, рукопашный бой, прыжки с вертолетов и самолетов, обучение минному делу, диверсионным операциям и т.д. В итоге воины под руководством Қара майора в боевых условиях превратились не просто в партизан, а в универсальных, неуловимых и профессиональных диверсантов, которые создавали хаос в тылу противника, оттягивая на себя этим его большую часть сил.
И в соответствии со словами Александра Македонского «Нападение – лучшая форма защиты», комбат и его бойцы предпринимали наступательные акции, очень похожие на тактику кочевников. Они избегали открытых боев, предпочитая диверсии, налеты на караваны, засады, ложные маневры, неожиданные штурмы высот, старались столкнуть моджахедов между собой, «подставляли» их и т.д. Извечное искусство партизан – быть незамеченным, красться, затаиться, ждать, уничтожить и уйти незамеченным – в полной мере освоили «афганцы» 177-го отряда.
К тому же в Керимбаеве удачно сочетались талант боевого командира, аналитические способности и дипломатический дар. Қара майор умел не только воевать, но и навести контакты с многочисленными противниками. Ведь в том регионе Афганистана действовали разные силы и группировки: с кем-то приходилось воевать, с кем-то – договариваться, а кое-кого – и сталкивать лбами.
Кто такие партизаны? Это военные отряды, действующие в глубоком тылу врага, где есть и мирное население. И здесь в дело вступают организаторские, дипломатические, хозяйственные способности командира и его подчиненных, чтобы переманить на свою сторону местное население. И на этом фронте Қара майор выиграл победу: налаживал доверительные отношения со старейшинами близлежащих кишлаков, оказывал всевозможную посильную помощь местному населению. Например, заболели местные жители – пришла помощь в лице советских военных врачей. «Афганцы» строили школы, дороги, больницы.
Снискать доверие местного населения в воюющей стране – дорогого стоит. Это высшая оценка человечности и справедливости командира. Как вспоминает полковник Борис Керимбаев, «война есть война, но и между боями надо было заниматься мирным трудом. Так было, когда мы занимались восстановлением всего разрушенного в Дарзобе.
Увидев это, народ стал возвращаться в населенный пункт. Еженедельно в четверг я с командиром афганского полка собирал старейшин, и мы планировали работу по обеспечению жизнедеятельности населения. О хорошем отношении к нам местного населения свидетельствовало и то, что когда я получил команду вернуться на прежнее место дислокации и мы стали собираться, старейшины Дарзоба написали письмо Бабраку Кармалю с просьбой оставить часть у них на полном их довольствии».
Один из моих вопросов касался секрета военных успехов «капчагайского батальона». Ответ Бориса Тукеновича на этот вопрос: «Учил, требовал от своих подчиненных и сам строил боевые операции таким образом, чтобы исключить гибель своих солдат. Поэтому отряд никогда не лез сломя голову на неизвестное, всегда имелись хорошо подготовленные разведданные о противнике, об его расположении, силах и замыслах, были и местные осведомители. Конечно, это и физическая, боевая, тактическая, моральная и др. подготовка личного состава. Да, иногда было очень страшно – а вдруг во время боя у меня, как у командира, не хватит знаний, умения, решительности или смелости и из-за этого погибнут подчиненные мне воины. Поэтому каждый наш бой, даже маленькую боевую операцию планировал самым тщательным образом».
Без синдрома афганской войны
Что же касается места Афганской войны в истории Казахстана, то здесь много разных трактовок. Конечно, скажут: войну в Афганистане – на чужой территории – вела страна, которой уже нет. Да, это так. Но ведь остались воины и офицеры, которые выполнили свой воинский долг перед бывшей родиной и прожили свои лучшие годы на этой войне, остались военные традиции, военная служба, тот же воинский долг перед родиной, военный опыт «афганцев», который необходимо изучать, и т.д. Немало участников Афганской войны до сих пор живут воспоминаниями о прошлом – это была их жизнь, их походы, потери друзей, ранения и смысл тогдашней жизни, которую не они выбрали.
Эрнест Хемингуэй, который принимал участие во многих войнах и был очень пристрастен в этом вопросе, в предисловии к роману «Прощай, оружие!» так выразил свое отношение к войне: «Те, кто сражается на войне, самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встречаешь; зато те, кто затевает, разжигает и ведет войну, – свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что все, кто наживается на войне и кто способствует ее разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться».
Надо ли говорить, что наши воины в Афганистане не по своей воле были все время на передовой, где часто линия фронта проходила везде, «здесь и сейчас»: днем «мирный» афганский крестьянин на поле, а ночью выходил на тропу войны. Эта линия фронта проходила через каждый кишлак, расположенный недалеко от воинской части; если был контакт с его жителями, а лучше – их доверие, материальная, медицинская и иная помощь им со стороны «шурави», то эта линия отодвигалась до следующего селения.
Но основная «линия фронта» на войне проходила в душах и сердцах солдат и офицеров. Война – всегда зло, но сложнее в боевых условиях сохранить в себе человека, способность ценить чужую жизнь как свою, именно на войне люди начинают понимать мужскую дружбу, чувство братского плеча, поддержку командира. И слова Қара майора – это слова настоящего командира и героя: «Самое ценное то, что становясь командиром там, в Афганистане, чувствуешь ответственность такую, которую нелегко носить на плечах, – это, в первую очередь, жизнь людей». Хотя Борис Тукенович был не намного старше своих подчиненных, но они называли его «Батей» за отцовское отношение к своим солдатам, за отцовскую ответственность за своих детей.
И, конечно, государство и общество должны изменить свое отношение к этой войне и ее участникам. Ныне мы должны научиться жить без синдрома афганской войны и отдать должное ее участникам…
Когда примут закон об афганцах?
15 февраля 2016 г. К 27-й годовщине вывода советских войск из Афганистана легендарному разведчику и герою «Афгана» из Москвы прислали медаль.
Конечно, я не мог не задать и такой вопрос: какая основная проблема у наших «афганцев»?
Борис Тукенович с горечью ответил: «У «афганцев» проблем много. Куда деть более 2000 инвалидов? Да, в их жизни теперь мало что изменишь, но им особенно нужны социальные льготы, ведь это уже пожилые люди, это самые незащищенные слои населения. После Афганистана в мирное время люди умирают, а родным хоронить их порой не на что. И с лечением тоже бывают проблемы – с военными госпиталями приходится в частном порядке договариваться, чтобы ребят положить на лечение.
Основная же проблема – когда будет принят закон об участниках войны в Афганистане? Прошло 27 лет после окончания этой войны, но до сих не определен статус «афганцев»! Нас приравняли к участникам ВОВ, но мы участники другой войны. Хотя, думаю, пока этот закон примут, многие проблемы станут неактуальными. Жизнь так стремительно меняется, что пункты старого закона давно устарели. Например, лекарства бесплатно уже нигде не возьмешь. То же самое касается бесплатного протезирования, дачных участках и т.д. Да, официально войну в Афганистане не объявляли, но она была и мы там воевали. Поэтому нас должны считать полноправными участниками именно войны – нас туда отправляло государство и мы выполняли приказ. Позиция некоторых чиновников «мы вас туда не посылали» имеет место быть до сих пор. Как будто все 22 тысячи ветеранов из Казахстана отправились туда добровольно, деньги зарабатывать. Такое отношение сильно унижает «афганцев», озлобляет их».
Мой последний вопрос: как мы должны относиться к Афганской войне и ее место в душе комбата.
Полковник Борис Керимбаев ответил: «Историю не стоит забывать! Я не могу предать память своих ребят. Почему я отмечаю 23 февраля? Я нес тело друга, которому осколок попал в шейную артерию, он умер на моих руках, и это случилось прямо перед 23 февраля. И я понимаю этот день как день памяти, как день преемственности поколений, в любом случае все мы вышли из советской военной шинели.
Что же касается места этой войны в моей душе, то это, конечно, индивидуальные впечатления, личностные восприятие и воспоминания. У человека есть душа, беспокойное сердце, и я, как любой «афганец», не могу не задумываться о том, что произошло в Афганистане. Бессонные ночи в раздумьях, теребящий голос совести, мысли о бесчисленных жертвах афганской войны, сцены гибели боевых товарищей… В этой непростой душевной борьбе нечто произрастает в тебе, нравственное страдание глубже открывает бездну бытия. И ты понимаешь, что твой враг по ту сторону фронта мог оказаться таким же, как и ты, человеком, быть может, даже нравственно и интеллектуально более развитым, чем ты, ведь его несчастный, истерзанный народ не был прикрыт щитом империи. Колоссальные жертвы его народа, ежедневные сцены несчастий войны превратили его в мыслителя, но не мстителя…»
Дастан ЕЛДЕС,
qazaquni.kz