Кто ответит за «потемкинские деревни» в «Хоргосе»?
2016 ж. 17 қазан
4518
2
Азат Перуашев возмущён игрушечными макетами строительства казахстанского МЦПС «Хоргос» на фоне живого современного города на китайской стороне. Об этом он заявил в ходе выездного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса, состоявшемся на МЦПС «Хоргос» на прошлой неделе.
«Что касается темы нашего обсуждения – работы Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» – мы сейчас были с вами на той площадке. И что увидели? С китайской стороны – современный, живущий полной жизнью город, с высотными отелями, офисами, банками, промышленными предприятиями. А с нашей стороны – пустые участки. И павильон с макетами будущего города, из пенопласта», – рассказал руководитель парламентской фракции ДПК «Ак жол».
«И Казахстан, и Китай начинали свои проекты на пустом месте, в одно время, 11 лет назад. И вот, через 11 лет у них – реальный, живой город, а у нас – пенопластовые игрушечные домики, – отметил он.
Не знаю как вы, коллеги, но я возмущен тем, что увидел. И считаю нужным поставить вопрос об ответственности тех, кто все эти годы, до передачи МЦПС в ведение КТЖ, морочил голову и руководству страны, и обществу».
Азат Перуашев высказался отдельно и об инвестиционной политике МЦПС: «До сих пор в индустриальной зоне остаются невостребованными 81% участков. Нам докладывают, что «бизнес пассивен», никто не хочет сюда идти.
Да кто пойдёт-то, если за право инвестировать в МЦПС с бизнесменов вымогают взятки, как недавно - миллион долларов чтобы построить отель? То есть, хочешь потратить свои же деньги – сначала дай взятку чиновникам. Чего же теперь удивляться, что так мало желающих к вам инвестировать?
Казахстанские производители никак не могут сюда пробиться напрямую. Нам сейчас докладывали, что казахстанские конфеты, сигареты, водку, коньяк китайские покупатели просто сметают с лавок. А, например, отечественным табачным компаниям невозможно зайти на МЦПС из-за кыргызского контрафакта, который завозят непонятные перекупщики. Казахстан производит конкурентоспособные алкоголь и сигареты, это вредная продукция; но раз так – давайте её отправлять на экспорт, пусть хоть будет польза бюджету. Почему мы свою площадку отдали под чужой контрафакт?»
В партию «Ак жол» пишут предприниматели: «Загнать одну грузовую машину с продуктами в торговый дом «Самрук» на МЦПС, как минимум стоит 1 млн. тенге, и еще
мы должны им давать деньги как минимум 500 тыс. тенге за фуру». Всё это – и перекупщики, и контрафакт, и поборы с продавцов – один большой коррупционный узел.
Масса бизнесменов терпит убытки из-за неопределенности правового статуса МЦПС. В талдыкорганской «Желтой газете» (№ 13 от 24 июня 2016 года), говорилось, как сотни грузовиков с товаром не смогли пройти таможенное оформление в МЦПС и понесли ущерб. Выяснилось, что запрет вызван тем, что до сих пор не разработан единый правовой акт, регламентирующий деятельность МЦПС «Хоргос». «А ведь это один из крупнейших проектов, созданный по инициативе Глав государств РК и КНР, – подчеркнул Азат Перуашев. – Решение о создании МЦПС появилось не вчера, а больше 10-ти лет назад. Плохо ли, хорошо ли – его структуры создаются и функционируют. Да, здания начали строить только с приходом КТЖ в 2014 г., но бумаги-то, приказы и законопроекты можно же было за 10 лет подготовить?»
Руководитель демократической фракции в Парламенте потребовал от министерства национальной экономики и других ведомств ускорить разработку и принятие необходимых документов для полноценной работы таможенных органов МЦПС.
В то же время, Азат Перуашев выразил признательность руководству страны и АО «Казакстан Темір жолы» за строительство железной дороги Жетыген-Хоргос: «Как человек, работавший в 1991-92 гг. в Панфиловском районе, хочу поблагодарить руководство страны и компанию КТЖ за сам факт проведения железной дороги на Китай через этот район. Панфиловский район – самый густонаселённый в талдыкорганском регионе, здесь проживает около 150 тысяч граждан. И то, что в советское время он оставался без железнодорожного сообщения, сдерживало экономический потенциал, оставляло население на обочине развития всей страны.
Важность железной дороги мы понимали и тогда, 25 лет назад. Но это были только несбыточные мечты, которые упирались в хребты Алатау. Мы были вынуждены ездить в Алма-Ату по 5-6 часов через ущелье Кокпек, а когда кокпекскую дорогу смыл сель – два года добирались через перевал Алтын-Эмель. В то время транспортная изолированность этого региона ощущалась особенно остро.
Но сегодня казавшееся невозможным стало реальностью. Я, как и многие люди, работающие и живущие здесь, искренне рад этому. Сотни жаркентцев получили работу на КТЖ и связанных объектах. Благодаря решению акима области в районе построены два зернохранилища кукурузы, производственная мощность крахмало-паточного завода увеличена с 15 до 65 тысяч тонн. Одновременно возрос спрос на кукурузу и продукцию её переработки со стороны КНР. В результате, стоимость кукурузного зерна выросла с 20 до 40 тенге за килограмм. И если ещё два года назад хозяйства не знали, что им делать с собранным урожаем, разорялись и сокращали посевные площади, то сегодня в Жаркенте настоящий бум сельского хозяйства, которое стало выгодным и перспективным.
Всё это – результат программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», и мы с вами видим её практические результаты».
qazaquni.kz