Прогрессивный характер программы партии «Алаш»
Прогрессивный характер социальных преобразований программы партии «Алаш»
Для того чтобы глубже понять процессы, происходящие сегодня, важно взглянуть на период жизни казахского народа, прошедшего сквозь политические, культурные, идеологические испытания. Зародившееся в 1905 г. движение «Алаш» в 1917 г. трансформировалось в партию «Алаш». Ядром национального движения в казахском обществе стала национальная интеллигенция. Ее устремления получили концентрированное выражение
в программных документах и практической деятельности партии «Алаш». Обладая знаниями родной, восточной, русской, европейской культуры, казахская интеллигенция не только сформировывала идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века, но и обозначила основные ориентиры социальной политики.
В 1917 г. в газете «Қазақ» печатается программа партии «Алаш». Реформаторский характер основного документа партии нашел свое отражение в постановке социально-экономических, культурно-просветительских, религиозных и иных вопросов. «Алаш» отстаивает справедливость, поддерживает бедных, заботится о повышении благосостояния народа, ведет народ по пути прогресса. Проблемы просвещения, образования, земли, переселенцев, этноса, религии, женщин и детей, власти, языка вначале поднимались партией с позиций социализации казахов, а затем с позиций создания суверенного государства. Из 10 пунктов программы половина обращена к социальной сфере.
Основное право, равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати. Все народности без различия религии и граждане без различия пола уравниваются в своих правах (свобода собраний, свобода выбора, объединений и открытия их, свобода слова, печати, неприкосновенность личности). Первый казахский журнал демократического направления «Айқап» и газета «Қазақ» затрагивали широкой круг вопросов: культуру, литературу, образование, достижения науки и техники. Консолидации этнокультурной элиты способствовал учрежденный при газете по инициативе Дулатова фонд помощи казахским студентам в вузах Петербурга, Варшавы, Стамбула, Парижа, Берлина.
Религия отделена от государства, все религии равноправны, казахи имеют свой муфтиат. Пропаганда религиозного верования не запрещается. Предоставляется свобода исповедовать или не исповедовать религию. Казахское общество имеет самостоятельное муфтийство. Бракосочетание, разводы, обряды, именование новорождённых и другие подобные дела передаются муллам. Спорные дела, связанные с вдовством, калымом рассматриваются в суде.
Рабочие должны быть защищены законом. В вопросе о рабочих партия «Алаш» одобряет программу социал-демократов (меньшевиков). По инициативе Советов рабочих депутатов летом 1917 г. был введен 8 часовой рабочий день на предприятиях Петропавловска, Семипалатинска, Уральска, Перовска, на предприятиях горнозаводской и нефтяной промышленности. Алашевцы считают важнейшей задачей защитить рабочих на законодательном уровне.
В целом в конце 20-х гг. численность представителей коренного населения в промышленности по-прежнему была еще низкой, хотя только за 1925-1927 гг. она выросла в 1,5 раза. Проблема состояла не только в формальном увеличении численности профсоюзов, но и в слабом участии коренного населения в работе предприятий и непроизводственной сфере. Особенно слабо были вовлечены в общественную жизнь женщины-казашки.
Наука и просвещение: обязательное образование, обучение бесплатное, начальные школы на родном языке, казахи должны иметь среднее учебное заведение на родном языке. По решению Общеказахского съезда, образование в Степном крае должно быть «всеобщим, бесплатным и обязательным». Для этого предлагалось открыть за счет государственной казны в городах, крупных поселениях, волостях мужские и женские медресе и аульные школы. Преподавание в этих учебных заведениях должно было вестись на родном и русском языках. Считали необходимым в целях развития народного образования расширить сеть профессиональных школ: ремесленных, медицинских, ветеринарных и других. Надлежало открывать библиотеки, читальни.
Часть казахской молодёжи, обучавшейся в вузах России, Турции, Польши, составила костяк алашского движения. Значительный вклад в образование и просвещение внесли лидеры партии «Алаш». Алихан Букейханов в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы.
В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсунова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры.
Дулатов Миржакып – поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вместе с Букейхановым и Байтурсыновым составил тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в. Первое собрание его стихов «Оян, қазақ» вышло в 1909 г. и сразу разошлось, в 1911 г. было переиздано.
Земельный вопрос: требование вернуть казахам землю. Букейханов обратился к народу: «Лозунг народа – единение, справедливость, демократическая республика. Спешно обсудите аграрный вопрос… земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием». Горные богатства должны составлять достояние государства, но ближайшим хозяином являются органы местного самоуправления (земства).
Женский вопрос. На Общеказахском съезде в Оренбурге 21-26 июля 1917 г. были рассмотрены 14 вопросов, один из них – женский: женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. В журнале «Айқап» и газете «Қазақ» публиковались статьи, призывавшие к борьбе с унижающими достоинство женщины пережитками (калым, многоженство, аменгерство – обязанность женщины после смерти своего мужа стать женой его близкого родственника), выдача замуж девушек против их желания за пожилых мужчин.
Идеи движения «Алаш» – фундамент Конституции РК. Сегодня сформирована национальная государственность. Конституция РК, вобравшая идеи и концепции конституций развитых демократий мира, закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности. Но именно идеи алашординцев стали фундаментом основного Закона страны.
«Ак жол» – последователь движения «Алаш». Сравнительный анализ программ партий «Ак жол» и «Алаш» показывает, что наша партия не без оснований считает себя продолжателем дела алашординцев. Идеи социальной модернизации общества, где главной ценностью является человек, составляет основу программы «Ак жола».
Многое из программы партии «Алаш» реализовано: сегодня образование является обязательным, в школах детей обучают на родном языке, издаётся литература и периодическая печать на казахском языке, приняты законы, защищающие рабочих, женщины получили права равные с мужчинами и т. д.
Но ещё больше предстоит сделать! Социальная платформа партии «Ак жол» предлагает системный подход к решению существующих проблем. Мы добиваемся: неуклонного повышения уровня жизни населения, особенно в сельской местности; достойной государственной поддержки незащищённых слоёв населения – детей, многодетных матерей, ветеранов, инвалидов; повышения качества жизни населения, которое напрямую связано с обеспечением прав граждан на получение качественного образования, своевременной качественной медицинской помощи.
Остро стоит вопрос качества средне-специального и высшего образования. Образовательные стандарты должны быть приближены к требованиям профессиональных стандартов. Учиться и лечиться казахстанцы должны на Родине, а не за границей.
«Ак жол» настаивает на обеспечении бесплатного обучения за счет государственных грантов в государственных вузах не менее 80% студентов и в коммерческих вузах – не менее 40% студентов. Следует систематически повышать реальную оплату труда работников бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников науки и культуры до уровня зарплат в коммерческих организациях. Необходимо обеспечить высокую динамику реформ в целом в социальной сфере, прежде всего, в образовании, здравоохранении, культуре.
Приоритетным направлением является снижение уровня безработицы, прежде всего, среди молодежи и в сельской местности, и обеспечение максимально возможной занятости.
Особое место уделяется человеку труда. Надлежит предоставить социальные гарантии работникам организаций и предприятий любой формы собственности, улучшать условия труда. При равных квалификационных характеристиках оплата труда казахстанских и иностранных рабочих в организациях и предприятиях с участием иностранного капитала должна быть равной. Важным фактором является создание профессиональных союзов, призванных защищать интересы трудящихся.
Относительно женского вопроса, обозначенного алашординцами, можно с уверенностью сказать, что гендерное равенство обеспечено: женщины уравнены в правах с мужчинами и освобождены от дискриминационных уз старых традиций. Однако в исполнительных и представительных органах количество женщин по-прежнему остаётся небольшим.
Коррупция, к которой абсолютно негативно относились алашординцы, сегодня стала стихийным бедствием. За годы независимости Казахстана её масштабы катастрофически увеличились и сегодня достигли размеров, угрожающих национальной безопасности страны. Она наносит не только экономический, но и моральный ущерб нашему обществу. Государственная служба для многих стала бизнесом. Кризис мотиваций обусловил профессиональную несостоятельность коррумпированных чиновников.
В сфере противодействия коррупции необходимы экстренные меры: ввести декларирование доходов государственных служащих и их родственников; обеспечить равенство всех перед законом (не должно быть «неприкасаемых»); обеспечить эффективную систему контроля использования бюджетных средств и др.
Алашординцы ставили перед собой грандиозные задачи по социальной модернизации общества в очень сложной политической обстановке. Сегодня же для этого созданы благоприятные условия, однако скорость и качество реформ в социальной сфере оставляют желать лучшего.
Глава государства предложил Программу социальной модернизации, имеющую большое концептуальное значение. «Ак жол» поддержал эту программу, так как она на одной волне с нашим видением решения назревших проблем в обществе.
Наследие движения «Алаш» поистине бесценно, это кладезь идей, которые актуальны и сегодня. Наиболее ценным из наследия движения «Алаш» является преданность и жертвенность ради интересов народа, национальной идеи. Именно эти качества помогут казахстанцам достичь настоящего процветания страны.
Партия «Ак жол», являясь одним из последователей движения «Алаш», ставит своей целью постепенную адаптацию казахского общества к современным реалиям на основе разумного сочетания национальных традиций с лучшими достижениями цивилизации.
Доклад
Людмилы Жулановой
на конференции в Астане
23 ноября 2012 г. на тему: «Актуальность движения «Алаш» в ХХI веке»
(в сокращении)