ИСТОРИЯ ОДНОГО ПИСЬМА
2016 ж. 14 желтоқсан
3368
0
Некоторое время назад, проходя по проспекту Достык в Алматы, я увидел улицу. Она носила имя народного писателя Казахстана Дмитрия Снегина. Я прошелся по этой улице, и мне вспомнились наши встречи с писателем. А еще я подумал о семейной реликвии, которая вот уже много лет хранится у нас дома.
Мы с сыном храним одно письмо, которое для нас очень дорого. Мы ее получили в октябре 1994 года. До 9 октября 2005 года мы это письмо хранили втроем. В этот день ушла из жизни моя супруга, мать нашего сына – Бейсенкуль.
Письмо написал народный писатель Казахстана Дмитрий Федорович Снегин. Он был близким другом легендарного Бауржана Момышулы и написал не одну книгу о своем друге, казахском батыре. А письмо адресовано нашему сыну – Бектасу-Алибеку, который родился 1 апреля 1993 года в городе Шымкент.
История появления этой семейной реликвии такова. Мой отец, Асильхан Оспанулы, филолог по образованию, был ученым, последним аспирантом Мухтара Ауэзова. Мой отец всю свою жизнь посвятил собиранию и исследованию литературного наследия поэтов юга Казахстана. Также в 1972 году мой отец написал статью «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта», который получил в те годы большой резонанс. В ней говорилось, что Герой Советского Союза, генерал-майор Сабир Рахимов – сын двух братских народов, казахов и узбеков. Мать героя, Бахараим, была узбечкой, а отец, Омаркул, был казахом из Казгурта.
Поэтому мы – дети нашей семьи – с детства росли рядом с книгами. И у нас часто в гостях бывали известные творческие личности.
20 мая 1980 года в наш город из Алматы приехала группа известных писателей и поэтов. Среди них были Абдильда Тажибайулы, Дмитрий Снегин, Калтай Мухамеджанулы, Олжас Сулейменов и Саурбек Бакбергенулы.
На фото: писатель Д.Ф. Снегин.
Утром я по каким-то делам вышел на улицу. Тогда я не предполагал, что этот день станет для меня знаменательным. Перед домом я встретил поэта Исраила Сапарбая. Он и пригласил меня пойти с ним в областной исполнительный комитет на встречу с известными гостями из столицы. Я попросил его немного подождать меня и побежал домой за альбомом и карандашами. Дело в том, что я всегда хотел нарисовать портрет знаменитых писателей и получить их автограф. Вот и подвернулся случай, обрадовался я, хоть и немного сомневался, смогу ли нарисовать. Вот мы и на месте. Я решил начать с Олжаса Сулейменова. Поэт видел, что я его рисую, но не стал позировать. Сидел свободно, то и дело двигался всем телом. Наверное, он таким образом решил проэкзаменовать меня, смогу или нет. Я даже про себя обиделся на него. Видит же, что я рисую, зачем он так? Ничего у меня не получалось. Меня охватило отчаянье, мало того, поэт вдруг встал и вышел из зала. Что делать? Я обошел сидящих и подошел к Калтаю Мухамеджанулы. Известный драматург смотрел на меня одобрительно и слегка улыбался. Нарисовал я его за считанные секунды. До сих пор не знаю, как это объяснить – везение или профессионализм, я ведь с пятого класса ходил в художественную школу. Потом закончил художественно-графический факультет Шымкентского педагогического института. 18 июля 1942 года. Снегин-Поцелуев, Момышулы и Логвиненко. Тут вернулся поэт и я полетел через зал к нему. О, чудо! Несколько секунд и готово! Меня охватило очень сильное чувство радости. Третьим, кого я стал рисовать, был Дитрий Федорович Снегин. Тот самый знаменитый писатель, который написал книги «В городе Верном», «Открытый всем – Арысым еді-ау, Бауыржан» и др. Профиль маститого казахского поэта Абдильды Тажибайулы я запечатлел издалека. И тоже за считанные секунды. Только Саурбека Бакбергенулы я не смог нарисовать, о чем очень сожалею до сих пор. Он сидел далеко среди людей и подойти к нему у меня не было возможности.Письмо Д.Ф. Снегина Бектас-Алибеку ОСПАН.
Теперь я с нетерпением стал ждать конца собрания. Так как хотел, чтобы писатели подписали мои рисунки. Мне казалось, что собрание никогда не закончится. И вот все встали и начали выходить из зала. Дмитрий Федорович сидел очень близко и я подошел к нему и попросил автограф. Он посмотрел внимательно на рисунок и сказал: «Молодец, я сам себя узнал, ты кто?» Я не помню, что ответил, в мыслях было только одно, как бы не упустить Олжаса Сулейменова. А Дмитрий Федорович все неспешно рассматривал рисунок. Уф! Вот он поставил подпись под своим портретом. Я быстро, насколько было возможно, вышел из зала, а тогда мне казалось, что я летел, и догнал поэта, который в потоке людей шел по коридору. «Ого!» – многозначительно воскликнул поэт, посмотрев на мой рисунок, и быстро подписал его. Давнишний друг моего отца, Калтай ага заулыбался, когда увидел меня, и одобрительным жестом подтвердил, что рисунок ему понравился. Только найти Абдильду Тажибайулы оказалось не так-то легко. Он успел первым выйти на улицу и уже садился в машину, когда я подошел к нему. Вот и все, сбылась мечта! Радости моей не было предела! Я побежал домой, чтобы показать родителям и братьям свои рисунки. А еще я очень боялся их потерять. Для меня они были настоящим сокровищем. Как же, такие люди подписали мои рисунки! Это было то же самое, что получить благословенье! Через некоторое время я нашел адрес Дмитрия Федоровича и отправил письмо, в которое вложил копию рисунка. Дмитрий Федорович ответил письмом. Так завязались наши отношения. Однажды, набравшись смелости, я послал ему свои первые стихи. Он мне ответил: «Вы – поэт». Бывая в городе, который сейчас называют южной столицей, я заходил к Дмитрию Федоровичу. Он со мной общался как с равным. Однажды, после распада Советского Союза, в трудные времена, он передал моим родителям маленький, как он считал, гостинец – коробку конфет. При этом извинился, что такое, мол, время. В декабре 1990 года я женился. А 1 апреля 1993 года у нас родился сын. Сперва мне приснился мальчик, который сказал: «Меня зовут Бектас». Вот и весь сон. Я никогда не рассказываю свои сны. А тут рассказал матери. Тогда моя мать Оразкуль Батырбеккызы, улыбнувшись, радостно сказала: «Я тоже на днях видела сон, как я примеряла золотые серьги. Значит, родится внук. Когда я вижу серьги, всегда рождаются мальчики». В день Советской космонавтики мы привезли сына домой. И мой отец в ухо младенца три раза повторил: «Твое имя – Бектас-Алибек». Перед тем, как выписаться с родильного дома, моя супруга сказала мне, что ее старшая сестра желает дать имя мальчику. Мол, у моих родителей уже есть внуки. Родители дали согласие просьбе свахи и таким образом мой сын был наречен двумя именами. Время от времени я приезжал в Алматы и непременно заходил проведать Дмитрия Федоровича. Во время одной из таких встреч Дмитрий Федорович подписал мне свою книгу. И я сказал: «В Шымкенте растет у Вас внук. Не могли бы Вы написать ему что-нибудь». На что мне писатель ответил: «Я напишу ему письмо». Через некоторое время к нам пришло письмо от Дмитрия Федоровича. Мы с супругой много раз перечитывали это письмо и мечтали, представляли себе, как вырастит наш сын и прочтет первое письмо, которое было ему адресовано народным писателем Казахстана. Вот что написал Дмитрий Федорович нашему сыну: БЕКТАСУ-АЛИБЕКУ ОСПАНУЛЫ П и с ь м о № 1 От 17 октября 1994 года. Д о р о г о й Б е к т а с! Ты родился на свет не случайно: Свыше тебе предопределено делать Д о б р о, оттого твоя жизнь будет подвигом. Долгий и сложный путь предстоит тебе преодолеть, пока ты достигнешь желаемой цели. Будь мужественен и терпелив. Сорвешься на крутом повороте или тебя столкнут в пропасть, встань, распрямись и снова устремись к вершине. День за днем, ступенька за ступенькой... Уважение к родителям, к старшим, к памяти предков – это естественно, как потребность уталить жажду, оказавшись в пустыне Сахара, раскаленной полуденным солнцем, как казан для плова. Любовь к женщине – не только потребность в продолжении рода или постельных утех. Женщина – начало всех начал, воплощение красоты и нежности. Она – Богиня, перед ней шептать молитвы и боготворить, даже если она в чем-то ошиблась. Люби ее так, чтобы она полюбила тебя! Степь – это женщина, воплощенная в природу. Ее предназначение – быть обиталищем народу по имени К а з а х . Стань батыром духа и тела, чтобы ты смог достойно лелеять ее и помогать быть здоровой и плодородной, а в годину смуты и раздора – бесстрашно /победно!/ защитить свой народ от козней черных сил Зла. При успехе не мни, что тебе в округе нет равных. Это не гордость, это – гордыня, разъедающая душу, подобно ржавчине. При поражении не стенай «пепел на мою голову», а помолившись Аллаху, снова берись за дело. И все делай хорошо и красиво. В красоте – нравственное здоровье человека, семьи, народа! На этом прерываю первое письмо к тебе, мой юный друг! Всегда с тобой Дм. С н е г и н. Я знал, что мой сын время от времени будет обращаться к этому письму. Потому что содержание у этого письма неординарное. Дмитрий Федорович написал его, осознавая, что он этим своим посланием будет многие годы поддерживать моего сына в его жизни. Письмо было написано, как белый стих. Мне думается, что это тоже было сделано осознанно. Дмитрий Федорович завершил письмо словами: «На этом прерываю первое письмо к тебе, мой юный друг!» Он хотел написать и другие письма моему сыну, своему внуку... Как бы то ни было, Дмитрий Федорович занял свое место в жизни моего сына. И я благодарен ему за это. Письмо хранится вместе с тем самым рисунком, который писатель подписал светлым майским днем 1980 года. Я часто вспоминаю наши беседы. Однажды, прощаясь с ним, я вспомнил про свой фотоаппарат и поспешно сказал: «Дмитрий Федорович, я забыл Вас сфотографировать!» На что, стоя в дверном проеме, он сказал спокойным голосом: «Куда спешить, Бердалы, впереди вечность». С тех пор прошли годы. Но все было, как будто вчера. Мой сын закончил учебу в одном из университетов города Алматы. Сейчас продолжает учебу за границей. Когда прохожу мимо дома, где жил Дмитрий Федорович, иногда мне хочется зайти. Но я не делаю этого, мне кажется, он сидит в своем тихом кабинете и пишет. Не хочу его отвлекать. Бердалы ОСПАН, культуролог qazaquni.kz