КОСА ГЕНОЦИДА КОСИЛА НЕ ТОЛЬКО ЭКСТЕНСИВНЫХ...
2010 ж. 25 ақпан
1339
0
В связи со скандальным интервью Олжаса Сулейменова «О земле, нации и «господствующих высотах», состряпанном в присущем ему антиказахском духе и опубликованном в известной также своими антиказахскими публикациями газете «Свобода слова» 11.02.2010 г., мы решили обнародовать предлагаемую ниже вашему вниманию статью известного общественного деятеля Жасарала Куанышалина 17-летней давности под названием «Коса геноцида косила не только экстенсивных…», поскольку считаем, что данный материал хорошо раскрывает черты личности известного казахского (казахского ли?) русскоязычного поэта и более чем убедительно показывает, что Сулейменов страдает казахофобией уже давненько.
РЕДАКЦИЯ
Дважды я получил “от ворот поворот” у “Казахстанской правды”. Сначала по мотивам “временного прекращения публикаций на межнациональную тему” (т.е. своеобразного “моратория” на нее), затем “забраковали” предлагаемую ниже статью по той причине, что газета ее... не заказывала!
Может, “Казахская правда” поможет мне высказать то, что столь “бдительно” пресекла “Казахстанская правда”?
Выступления Олжаса Сулейменова неизменно вызывают повышенный и всеобщий интерес. К его мнению прислушиваются. Слова его оказывают воздействие на умы и настроения. Оно и понятно: перед нами неординарная Личность, отмеченная несомненно ярким талантом Поэта с большой буквы. И политик, устами которого часто глаголет опять же... поэт. И по этой причине, на мой взгляд, порой глаголет слишком умозрительно, отвлеченно от реальной жизни. Вот прочел в “Казахстанской правде” (29.10.92) интервью “Мы должны жить богаче. И докажем это себе, миру, если сохраним мир у себя”. И задумался. В частности, над вопросом, почему Вы, Олжас Омарович, излагая в безупречных по стилю, отточенных фразах совершенно бесспорные по сути мысли о преобразованиях, насущно необходимых в Казахстане, ничего конкретного для их осуществления не предлагаете? Почему ограничиваетесь лишь констатацией общеизвестных фактов?
Мы за то, чтобы обществом управляли выработанные сообща законы, а не личности и эмоции”, - говорите Вы. Верно. Но кто против этого? Однако у нас, к сожалению, сейчас нет ни профессионального парламента, способного выработать актуальные законы, ни независимого суда. Оттого-то обществом и управляют нынче личности да эмоции.
“Эти три властные структуры при поддержке политических партий здравого смысла и должны быть гарантом стабильности и межнационального согласия в самый трудный переходный период”, - продолжаете Вы далее. Трудно понять, из каких соображений
каким бы то ни было партиям поддерживать непрофессиональный парламент и некомпетентное правительство? И еще, каким путем Ваше пожелание должно быть реализовано? Неизвестно...
Также неизвестно, какие общественные объединения Казахстана вы относите к “политическим партиям здравого смысла”? Те, которые, сообразуясь со сложившейся обстановкой, по мере своих сил и возможностей хотя бы пытаются что-то делать,
например, двигаться по пути создания жизнеспособной оппозиции властям, или те, которые не идут дальще общих фраз о “необходимости преобразований”, занимая, по существу, позицию “лояльного” по отношению к властям “нейтралитета”? Судя по Вашему интервью, здравым смыслом обладают последние, и в первую очередь – возглавляемая Вами ПНКК. Но в чем тогда заключается этот самый “здравый смысл”? Неясно.
Кстати говоря, всеказахстанская мирная политическая акция протеста, организованная и проведенная ГДК “Азат”, РПК и НДПК “Желтоксан” в июне прошлого года и произведшая, оказывается, “гнетущее впечатление” не только на Вас лично, но и на “верхи и низы честной сострадательной России”, - вовсе не требовала “отставки президента”. Она требовала, чтобы вместо нынешнего номенклатурного правительства было создано коалиционное правительство народного доверия с участием представителей зарегистрированных общественно-политических объединений.
Оппозиция также требовала выполнения решения самого же парламента о сложении депутатских полномочий с глав администраций с тем, чтобы за освободившиеся места могли бороться представители различных партийи движений. Вот и вся “крамола”, “докатившаяся и до Казахстана”, как пытались ее малевать. Но особенно горькое недоумение вызвали у меня следующие Ваши размышления касательно незаживающей боли в связи с трагедией нашего с Вами родного народа, постигшей нас в 30-х годах нынешнего века: “Почему узбеков не коснулся этот страшный голод? Потому что издавна, даже будучи кочевниками, они наряду с животноводством занимались активным земледелием. Полукочевое экстенсивное животноводство в ХХ веке стало не просто экономически невыгодным, но и, как оказалось, национально-губительным способом производства”.
Если следовать Вашей логике, Олжас Омарович, то получается, что чуть ли ни... сами казахи виноваты в своей массовой гибели! Контекст-то каков: вот, мол, узбеки молодцы, “наряду с животноводством занимались активным земледелием, благодаря чему их и... “не коснулся страшный голод”, а казахи почему-то упорно цеплялись за “полукочевое экстенсивное животноводство”, вот и... погубили себя.
То есть, по-Вашему, каждый конкретно взятый этнос должен “прозорливо” устраивать свою хозяйственную жизнь... в рассчете на возможные со стороны той или иной империи и жуткие в своей бесчеловечности социально-экономические “эксперименты”.
“Умные” узбеки это “предвидели”, а “глупые” казахи “не предусмотрели”?
М-да...
Однако реальность такова, что в условиях долговременной и тотальной колонизации земель своих предков Российской и Советской империями казахи были лишены не только выбора способа хозяйствования и производства, но и возможностей вообще нормального национального саморазвития. Эти возможности были отобраны у нашего народа еще тогда, когда он был “добровольно присоединен” к России. А в годы “столыпинских реформ” за какое-то десятилетие у казахов были изъяты 65 миллионов гектаров лучших земель, на которых до того времени они успешно занимались как животноводством, так и земледелием, и на которые впоследствии были переселены миллионы славян.
В этой ситуации казахам было не до раздумий над способом производства.
Для них началась отчаянная борьба за выживание, они даже вообразить себе не могли, какие еще жестокие испытания им готовит в будущем имперская система. Вряд ли даже самый гениальный провидец мог, например, предупредить их о сумасбродном “Малом Октябре” коммунисического маньяка Голощекина. Что касается “умных узбеков”, то не только они, но и вообще все наши среднеазиатские собратья должны быть благодарны судьбе за то, что казахи прикрыли их собой, как щитом, от “мессианских” вожделений Москвы и на столетия задержали проникновение в их регион ермаков, ермоловых, скобелевых да столыпиных, а затем и голощекиных. Вот почему их не постигла горькая участь казахов, и они “сумели” избежать катастрофических геноцидов и этноцидов, “не успели” превратиться в национальные меньшинства, пасынков в собственных Отечествах, лучше сохранили и язык, и культуру, и прочие составляющие собственного национального “Я”. Вот почему сегодня, в период обретения национальной независимости, у них многократно легче и быстрее идут процессы деколонизации.
И если уж Вы, Олжас Омарович, сравниваете между собой различные этносы с точки зрения их “готовности” к тридцатым-кровавым, то почему забыли о том, что такого же кошмарного Голодомора не пережили, к примеру, наши ближайшие соседи и родичи – кыргызыили туркмены, у которых тоже полукочевое экстенсивное животноводство было ведущей и национальной отраслью производства и остается ею до сих пор? Или они имели какие-то особые “защитные оболочки”, о которых не соизволили
сообщить казахам?
А как Вы объясните гибель от голода в те же годы миллионов коренных жителей Украины, где земледелие было развито даже лучше, чем в России? “Беспечностью” украинцев или еще какой-то “подходящей” причиной?
Нет, уважаемый председатель ПНКК, голод 30-х годов, погубивший огромную массу людей, и прежде всего казахов и украинцев, был результатом не “способов производства”, а исключительно целенаправленного акта государственного геноцида под прикрытием благовидных лозунгов “социалистического переустройства общества” и “приобщения к цивилизации отсталых кочевников”. Самые многочисленные в своем регионе и вольнолюбивые казахи и украинцы стояли поперек горла империи. И коса геноцида косила их, не разбирая, который “экстенсивен”, а который “интенсивен”. И Вы, уважаемый Олжас Омарович, не могли не знать (не имеете на это права) столь бесспорного факта!
Что же касается выказанной Вами заботы о необходимости выправить положение “в десятках экологически бедственных, культурно-отсталых районах, где проживают исключительно казахи”, считая это “одной из первостепенных задач государства и всего народа”, то здесь я вновь согласен с Вами. Однако, говоря об этом и о “демографической и культурной катастрофе, постигшей казахский народ в первой половине ХХ века”, по какой логике Вы посчитали нужным, насколько мне известно, исключить из Устава и Программы возглавляемой Вами партии даже упоминание о необходимости возрождения казахской нации? Может быть, по этой причине Вы всегда лишь констатируете бедственное положение
родного народа, но никогда открыто не критикуете правительство, ничего не делающее в этом плане?
Вместо этого Вы занимаетесь пока пропагандой своей партии, с апломбом заявляя: “У нас есть партия Народный Конгресс Казахстана, партия здравого смысла, цель которой – объединенно решать и проблемы, общие для всех наций, и особенные – для каждой”. Красиво, и только. Интересно было бы знать, у кого это у нас “есть такая партия”, безапелляционно объявленная Вами “партией здравого смысла”? Но такая партия, Олжас Омарович, “у нас” уже была. Она тоже зиждилась на красивой и предельно уравнительной декларации, тоже решительно разоблачала “национализм и экстремизм амбициозных политиков”, проще говоря – инакомыслящих, обвиняя их в превращении национальных проблем в “орудие борьбы за власть” и бог знает еще во что (вспомните трагические судьбы А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Тынышбаева, М.Жумабаева, М.Шокая и многих других детей Алаша).
Мне кажется, я нашел “ключ” к разгадке Вашей “тактики и стратегии” разрешения “проблем, общих для всех наций, и особенных – для каждой”. Он, похоже, в следующем Вашем “целеуказании”: “Мы должны выиграть время для осуществления полной экономической реформы. Дать возможность народу накормить себя, одеться, обуться, и тогда более спокойно, в более доброжелательной обстановке будут государственно и всенародно решаться вопросы языка, культуры, просвещения, здравоохранения”. Я бы еще мог понять, если бы подобное предлагал замкнувшийся на “материализме” коммунистический ортодокс, одержимый “планами” хозяйственник, мыслящий “колбасными категориями” обыватель или даже русский человек, перед которым не стоят проблемы возрождения родного языка, культуры и т.д. Но когда это делает казахский поэт...
Но ведь и такие призывы были уже, Олжас Омарович, были! Было и терпеливое ожидание “рога изобилия” где-то там, в “светлом будущем”, когда все разрешится само собой, с легкостью необыкновенной. Были даже времена, когда мы имели сравнительный материальный достаток, но не было Песни. Ее не могло быть, ибо не может петь пусть даже самый сытый, но теряющий родной язык, культуру, обычаи и традиции, одним словом, духовно деградирующий народ.
В лучшем случае он будет петь либо “Шумел камыш”, либо душераздирающую “Елим-ай”. А казахский Ваш родной народ “поет” сейчас так, хоть и вполголоса. Прислушайтесь повнимательнее, и Вы обязательно услышите ее мелодию, все еще печальную. И звуки той песни усиливаются каждый раз, когда Вы, наш народный Поэт, делаете широкие жесты засчет него. Поэтому он не может больше ждать, когда “осуществится полная экономическая реформа”. Не может ждать тем паче, что никто, включая и Вас, не может наверняка сказать, когда мы выберемся из социально-экономического тупика, когда настанет эта самая “более спокойная, доброжелательная обстановка”. Пока будем тешить себя иллюзией насчет “выигрыша времени” для этого, мы потерям, может быть, последнюю возможность и надежду в 1001 раз (вспомните строки незабвенного Жубана Молдагалиева) воскреснуть из мертвых, проиграем себя как жизнеспособную нацию.
Поверьте, говоря так, я нисколько не “преувеличиваю уродливого значения и смысла национальной идеи”, не “обособляю и выпячиваю национальный вопрос” и тем более не “разжигаю факела свободы в пороховом погребе”. Оглянитесь вокруг, Олжас Омарович, и Вы увидите, какого напряжения физических, морально-нравственных, нервно психологических сил и энергии, каких непродуктивных затрат времени стоит Вашему народу каждый его шажок к национальному возрождению. Вы, парящий в верхах, пока не знаете, что такое ходить по родной земле и, как нищий с протянутой рукой, униженно просить позволения открыть казахские школы и детские сады, восстановить исконное, историческое
название города или аула, переименовать улицу, носящую случайное и к тому же одиозное название, на имя преданного ранее забвению казахского азамата, десятилетиями мыкаться в родной столице по чужим углам, терпеть множество других проявлений явной и скрытой национальной дискриминации... Если бы Вы хоть раз испытали такое, то никогда бы не стали предлагать “подождать” с национальным возрождением “до лучших времен”.
А я, как и миллионы других казахов, прошел через все это и потому заявляю: казахский народ целых три века ждал, когда наступят лучшие времена, и считает, что они настали вместе с обретением независимости. Уже настали! И теперь отсылать его еще к какому-то неопределенному будущему – это просто безнравственно!
Поймите же, казахская нация похожа сейчас на тяжелобольного, заброшенного в тот момент, когда в душе у него затеплилась надежда на долгожданное спасение, а ему опять говорят: “Не до тебя, есть дела поважнее”, - и не спешат с лечением. Он просит, умоляет о неотложной помощи, а ему: “Странный какой-то! Бестолковый народец!”
Ни “национал-радикалы”, ни “национал-патриоты”, под которыми Вы, Олжас Омарович, подразумеваете национал-демократов, не требуют “переменить все в один день”, как Вы любите повторять. Они только хотят, чтобы вопиющие национальные проблемы казахского народа, которые можно и нужно разрешить сегодня, и разрешились сегодня, а не откладывались, не отодвигались за “более важные” социально-экономические проблемы.
Выступая первого ноября 92-го в программе-дебюте “Гульжан ТВ”, Вы, Олжас Омарович, повторили все то, о чем говорили в интервью “Казправде”, и попутно использовали
образное сравнение (передаю примерный смысл): “Нельзя давать жаждущему сразу ведро воды. Задохнется”.
Смею заверить – весьма неудачное сравнение. Жажда физическая и духовная – вещи принципиально разные. Первая из области физиологии, вторая – социальной психологии. Народ не задохнется, если возвратить ему сразу, в полной мере, все его национальные богатства: язык, культуру, историю, религию, обычаи, традиции... Напротив, от этого он только быстрее возродится и окрепнет. Почему Вы иного мнения?!
Жасарал КУАНЫШАЛИН,
лауреат премии Союза
журналистов Казахстана.
“Казахская правда”,
№1, январь 1993 г