Из истории казахов в разрезе истории кыпшаков

4
4195

Таким образом, согласованные данные источников письменных известий, археологических исследований и лингвистических показаний вопрос этногенеза кыпшаков следует рассматривать в тесной связи с вопросами центрально-азиатских кочевых этносов. С этой точки зрения очень близко смыкается еще одно направление в кыпшаковедения, которое предполагает, что в этногенез кыпшаков связан генетически с динлинскими элементами, представители древней европеоидной расы в Центральной Азии, имевшие светлые цвет волос и голубые, зеленые глаза. Динлины в районах севернее Гоби от Байкала до Иртыша кочевали с конца 1 тыс. до н.э. и 201 г. до н.э., когда хунский каган Модэ (Огуз хан) предпринял военную экспедицию, в результате которого “покорил на севере владения динлинов”.

(Продолжение)

Лесостепи, место где уже указывалось выше, кочевали кыпшаки. Приведем конкретное сообщение из китайского источника «Ганьму» о том, что в 30 тыс. ли к северо-западу от Китая проживал народ, очень богатый лошадьми и быками, по имени кыпшак в старокитайской транскрипции (кыйчак). Люди были голубозеленоглазыми и рыжеволосыми. В 1937-1939 гг. в серией интересных статей о кыпшаков выступил Д.А. Расовский, который также отстаивал тезис о светловолосости кыпшаков. Л.Н.Гумилев пишет: «Представляется возможным видеть в андроновцах древних кыпшаков…народ, несомненно динлинского происхождения». Л.Н.Гумилев указывал, что кыпшаки являются потомками динлинов. Такое единодушие источников, причем независимых и хронологически относящихся друг от друга на значительный промежуток времени, в фиксации внешнего облика народа говорить том, что, по всей вероятности, кыпшаки действительно обладала специфическими внешними чертами.
1. Динлины в Забайкалье, к берегам Енисея прибыли в 1 тысячелетии до новой эры (3 тысячи лет назад) со степных просторов Тибета(Годи) после изменения климата. Климат стал более сухим и жарким, а северные земли свободными и более благоприятными. 2. Гоби они постепенно освоили и заселили примерно во 2 тысячелетии до новой эры (4 тысячи лет назад) мигрировав в течение длительного времени с Понтийской степи, то есть с территории современного центрального и западного Казахстана. 3. Туда же они пришли с запада (5-6тысячи лет назад). Об этом подтверждают сохранившиеся и изученные мумии в Гоби и Восточной Сибири. Оба вида мумий найденные в различных местах идентичны по внешности и на генетическом уровне. Народы, обитавшие и часто прикасавшиеся с кыпшаками – русские, армяне, грузины, поэтому и не акцентировали внимание на их внешнем виде, так как он не очень отличался от привычного им вида физического облика. В тоже время, когда на исторической арене вслед за кыпшаками, народа с кочевым образом жизни, появляются новые кочевые племена, монголов, то и русские, и армянские, и грузинские авторы подробно описывают их внешний вид, как совершенно для них новый, непривычный. Например, армянский историк сообщает: «В году 685 армянского летоисчисления (1236) настиг страшный божий гнев, появился с востока некий жестокий кровожадный народ. Они были широкоплечими, с мускулистыми руками, большеголовые, с гладкими и взъерошенными волосами, узкоглазыми, широколобые, плосконосые и редкобородые». Хотя информатор и постарался сгустить краски, описывая завоевателей, однако перед нами четко предстает, типичный для монголоидного облика, и он был как видим, отличен от внешности кыпшаков.
С начало новой эры или 2 тыс. лет назад началась первая, зафиксированная в древней литературе, великая миграция населения, движение кочевников под объединенным названием гунны на запад. Гунны в 5 веке дошли до Испании.
В 6 веке, через 500-600 лет началась вторая великая миграция населения передвижение на запад огузов, кыпшаков, завершившимся разгромом Восточно-римской империи (Византии) и образования Османской империи, а так же расселением кыпшаков от Алтая до центральной Европы.
В 13 веке так же через 500-600 лет, третья миграция населения главными действующими лицами которого стали монголы-татары(тюрки).
Как видно из выше изложенного все кочевые племена Евразии начиная до скифского периода кончая монгольским периодом постоянно находились в тесно взаимосвязи, перемешивались, переходили из одного объединения в другой или же несколько объединений состояли из одинаковых племен. В зависимости о того кто доминировал в объединении они видоизменялись, изменялись и название племен, родов.
В страшные годы (1220-1240), кости кыпшаков устилали всю Великую степь от Алтая до центра Европы. Монголы в начальный период своего становления беспощадно истребляли всех, кто называл себе кыпшаком. В период доминирования монголов в степи, главными соперниками которых были кыпшаки, многие кыпшакские рода, по религиозно-мистическим понятиям и другим причинам, в очередной раз стали скрывать свое подлинное имя. Стали называться по имени предков и отбрасывали имя племени, из которого они вышли (кыпшаки). Это бесконечное разделение народа на роды всячески поддерживалось и стимулировалось всеми правителями, начиная от монгол, российской империей и кончая периодом советской власти. Чем больше разделения в народе, тем легче внешней правящей системе проводить свою политику. Через несколько поколений все забывалось, а через столетия укоренилось современное родоплеменное деление, в особенности среди казахов. Большинство казахских родов все же вышли из общей многотысячелетней среды кочевников проскифов (андроновцев), скифов, гуннов, кыпшаков, монголо-татар. Рода центральной, западного Казахстана, казахов Сырдарьи, рода семиречья и юга Казахстана сформировались путем смешения уйсунских, других родов и сыгнакских кыпшаков. Род Канжыгалы в центральном Казахстане входит в более большой род Аргынов. А на юге в районе Туркистана, Кызылординской области они считают себя кыпчаками. Это подтверждает надписи на старинных надгробных камнях, где написаны (канжыгалы-кыпчак). Все из истории знают, что мадияры – это кыпчаки, но в Центральном Казахстане они входят в род Аргын. Казахские рода Западного Казахстана еще при наших дедах (около 1850 года) наравне с установившими названиями родов еще назывались тентек-кыпшаками. Они прямые потомки кыпшаков известных в России как половцы. Благодаря их усилию были сохранены казахские земли на западе и юге от внешних посягательств. Только отдельная часть кочевников сохранила имя «кыпшак», это казахские, каракалпакские, киргизские, узбекские кыпшаки, кыпшаки Северного Кавказа, венгерские кыпчаки.
Большинство ученых-исто­ри­ков мира рассматривает кыпчаков как основным составляющим казахов. Современное родоплеменное разделение казахов начинает свое исчисление с момента доминирования монголов и укоренилось в сознании людей в течение 7 веков.
Кыпшаки- потомки скифских племен, динлинов, правопреемники древних хуннов – один из коренных племен тюрков, занимавшие огромную территорию от Алтая до Карпат (территория современного Казахстана, Узбекистана, Урала, южных степей Причерноморья). На Алтае их называли Кимаками, славяне Половцами, в Европе Куманами. Все они, в общем, назывались Кыпшаками. Страну кыпшаков называли Дешт-и-Кыпшак (кыпшакская степь). Кыпшаки (кюй­ше, динлины, сиры,), с начала новой эры и до 6 в. н.э., уже кочевали южнее хакасов (киргизов), на южных склонах Саяно-Алтайских гор и степей, примыкающих к ним с юга. В последствие в 8 в.-13 в. кыпшаки расселились по всей территории Казахстана, южных степях и лесостепях Восточной Европы, на северном Кавказе. Часть кыпшаков обосновалась в Средней Азии.
Канглы. Во время Махмуда Кашгарского еще не существовало рода канглы, слово «канглы» приведенного у него только как «имя знатного человека среди кыпшаков». Ал-Нувейри и Ибн Халдан свидетельствуют, что канглы (кангароглы) входят в состав кыпшаков как одно из их рода. О жителях степей к востоку от р.Урал Рубрук писал: «Прежде там был некие команы (кыпшаки), называемые канглы.
Аргын – крупное тюркское родовое объединение Центрального и Северного Казахстана. Стали известными в период походов монголов на Запад. До монгольского движения на запад на данных территориях по многочисленным историческим литературным источникам жили кыпшаки-кимаки, которые после монголов уже ни в каких источниках не упоминаются и на данных территориях уже упоминаются аргыны. Вероятнее всего кыпшаки (кимакы) живших в 11-12 в. н.э. в лесостепной зоне Западной Сибири и Центрального Казахстана по традиционным религиозно-мистическим традициям, под давлением монголов стали называть себя род аргын, по имени своих знаменитых представителей.
Род кожа – потомки кыпшаков-мамлюков которые были широко распространены в арабском мире от Ирана до Египта. Именно они были знакомые с бытом степняков и первыми пришли в степь с мусульманскими проповедями, стали известными как кожа, людей занимающие обрезанием. В арабском мире их называли кыпчаками, в степи как кожа, выходцами из арабов. Так же как и в современное время мы казахов, прибывших с Монголии зачастую просто называем монголами. Арабы практически не могли жить и выжить в суровых условиях степи чуждых для них.
В «Дешты Кыпчаке» кыпчаки объединялись в различные Ханства и состояли из западного и восточного крыла. Часть кыпчаков в том числе саклабы в смешении с другими племенами образовали Булгарское ханство и стали называться Булгарами. Современные казанские татары это те же булгары (кыпчаки-саклабы). В зависимости от направления своих основных военных походов кыпчаки перетекали из одного племенного объединения в другое и находились в состоянии постоянного смешения. В последствии в ходе стабилизации места жительства в результате развития человеческой цивилизации отдельные группы кыпчаков создали новые народы. Но все они знают, что они один народ (кыпшаки).
Кыпшакские племена 10-12 веков – Ойбас, Токтабай, Дюйт, Дурат, Даукара, Жерсай, Саксын, Буртас, Саклаб. Кыпшаки (саксыны), жившие в низовий Едиля, ушли до нашествие монголов на запад и остались на территории Саксонии (Германия) примкнув к раннее прибывшим родственным племенам гуннам. От них произошли Саксонцы. В течение 8 веков ни один вышеуказанный род не сохранил своего названия. Они преобразовались в современные название родов при этом многие сохранили название племени (народа) – кыпчак.
Торки, как и берендеи, часто обозначаемые собирательным именем «черные клобуки», – кочевые племена кыпшакского происхождения, сосредоточенные в 8-10 веках в пограничных местах Киевского государства. Предки современных каракалпаков.
Кыпшакские ханы 9 – 13 веков:
Орак-хан правил на Урале в примерно10-11веке нашей эры. Его именем названа гора Урал (в русской транскрипции).
Султан Бейбарс – основатель правящей мамлюкской династий Египта вышел из рода «бершты», племени «кыпшак».
Каир-хан правитель Отрара – 1180-1220.
Баяндур-хан – 1230-1250 годы.
Кунан – основатель ханской династии кыпшаков. Сын его носил имя Сомона от него родился Инасы, от него пошел Хулусуман, от него Бандуча. Знаменитый Тутуха, которому посвящена биография в «Юаньши», был сыном Бандуча. Все они из поколения в поколение были государями(ханами) кыпшаков. Хан Тутух впоследствии был кыпшакским полководцем в монгольской армии Хубулая багадура и сражался с Бейбарсом.
Иесун Нохой (Нохай-хан)– племя­нник(жиен) Батый-хана, потомок кыпшакских ханов, упраздненных монголами. От кыпшаков (отряд«буйных») под предводительством Нохай-хана вышли современные ногайцы.
Котян-хан – кыпшакский хан, кочевавший в близи нынешнего Харькова, Киева в 12-веке. В последствии, под натиском монгол, кыпшаки Котян-хана откочевали к мадьярам (Венгрия– само название Хунгария) под подданство короля венгров Бела (потомок гуннов, мать Белы была кыпшакской княжной). Они также поселились в низовьях Дуная в Добрудже (Болгария), где жили потомки гуннов.
(Продолжение следует)
Серик
АБДЫГАПАРОВ

4 ПІКІРЛЕР

  1. «В страшные годы (1220-1240), кости кыпшаков устилали всю
    Великую степь от Алтая до центра
    Европы. Монголы в начальный
    период своего становления
    беспощадно истребляли всех, кто
    называл себе кыпшаком. В период доминирования монголов в степи,
    главными соперниками которых
    были кыпшаки, многие
    кыпшакские рода, по религиозно-
    мистическим понятиям и другим
    причинам, в очередной раз стали скрывать свое подлинное имя.
    Стали называться по имени предков
    и отбрасывали имя племени, из
    которого они вышли (кыпшаки).
    Это бесконечное разделение
    народа на роды всячески поддерживалось и
    стимулировалось всеми
    правителями, начиная от монгол,
    российской империей и кончая
    периодом советской власти. Чем
    больше разделения в народе, тем легче внешней правящей системе
    проводить свою политику. Через
    несколько поколений все
    забывалось, а через столетия
    укоренилось современное
    родоплеменное деление, в особенности среди казахов.» сейчас кипчаки составляют всего 10% в родо племеном составе казахов

  2. булгары были до кыпшаков, канлы это кангуй,берш аланское племя берсил, племена младшего жуза не половцы просто вошли в эго состав,черные клобуки(каракалпаки) не кипчаки, это печенеги (печенеги носили на голове черный калпак), мадьюр угоры, повашему все кыпчаки все от них произошли возможно и негры кипшаки

  3. Кипчакские племена КУМАНЫ( ҚУМангİЕль). Страна Кумания (Казахия) – «страна, родина, земля лебедей. Тюркский кочевой народ «Ку – Ман» ,где компонент «Ку» означает «лебедь», а второй компонент «Ман» означает «человек». В целом этноним ҚУ Мангi означает «Лебедь-человек» или обозначался весь народ, страна Кумана( Қу Мангi Ель). ҚУ (КАЗАХИ) и Мангİ(МОНГОЛ)родные братья! ҚУ +Мангİ =ҚАЗАҚ Манги ельİ. Этноним Куман (казак) 0.Сулейменов расшифровывает как белый лебедь (Гусь). Р. Г. Кузеев писал: «Топонимы и гидронимы с основой кубáн (куман)распространены на всей территории от Алтая до Кавказа. Их распространение связывается с кыпчакской эпохой этнической истории ряда народов Средней Азии и Восточной Европы». В Азербайджане известен город Куба, в прошлом столица Кубинского ханства.

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз