РЕЛИГИОЗНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

В 1254 г. в глубине Азии, в столице Монгольского улуса Каракоруме состоялся, пожалуй, первый в истории «форум» представителей трех мировых религий: буддизма, ислама и христианства. Его описание оставил монах Гильом Рубрук. В эпоху крестовых походов соседство кумирен, мечетей, церквей, как и мирный теологический диспут в Орде Мунке-кагана для европейцев было открытием. Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была законодательно утверждена Чингиз-каганом в «Ясаке»: чингизидам предписывалось покровительствовать всем верованиям, оставаясь при этом тенгрианцами. Кстати, одной из причин распада великой империи и было отступление от Ясака в плане религии и образа жизни: чингизиды стали принимать буддизм, несторианство, ислам и т.д. и переходить на постоянное жительство в города. Рубрук был послан французским королем Людовиком IХ не только для миссионерской и разведывательной цели, но и для установления тайного союза с каганом в борьбе с исламом. Издавна с помощью религии властители владели душами своих подданных и управляли владениями; нередко она была и политическим инструментом в отношениях между странами. Этика глобальной цивилизации После 11 сентября 2001 г. появилось немалое количество всевозможных форумов мировых и традиционных религий. Как правило, на повестке в основном обсуждались общегуманитарные, политические, экологические, образовательные и др. проблемы, а не теологические. И обсуждаемые задачи нередко были не в компетенции религиозных организаций, как, например призыв к отказу от оружия массового поражения. К тому же эти форумы в разных регионах мира с унифицированными резолюциями стандартны и по своему составу участников. В них обычно участвуют духовные иерархи и политики: действующие и бывшие главы государств, члены правительств, депутаты парламента, представители ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и других международных организаций. Некоторые Диалоги мировых религий проводились с участием Всемирного банка. Возможно, среди участников форумов присутствовали настоящие духовные лидеры. Однако большинство выступлений, как и резолюций, грешат «глянцевым» единообразием. Сравните, например, Декларацию II Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (2006 г.) и Послание Всемирного саммита религиозных лидеров в Москве (2006 г.). В обеих резолюциях, кроме общих задач вроде поддержки процесса диалога цивилизаций или религиозной свободы, есть отказ от оружия массового поражения, осуждение терроризма и экстремизма в любой форме, содействие укреплению международного права и законности, тесное сотрудничество с ООН и т.д. Рефреном в этих и других резолюциях и выступлениях звучат «осуждение терроризма» и «сотрудничество с ООН». А Обращение участников III Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (1-2 июля 2009 г.) столь стандартно и нивелировано, что не содержит даже этих общих пунктов. Если в Астане в 2006 г. решили создать под эгидой Съезда Международный центр культур и религии, то в Москве заговорили о новом миропорядке: «Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию… с уважением к различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей». Кстати, в секционных заседаниях II Съезда в Астане тоже говорили «об обоснованности различных понятий справедливого порядка». Об этом же сказал президент Казахстана в своем выступлении на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий: «Нынешний кризис дает миру уникальный шанс преобразиться, реализовать извечную мечту человечества о справедливом миропорядке». Уже на I Съезде в 2003 г. Н.Назарбаев раскрыл цель мероприятия: «В перспективе это может заложить основы международной организации, задачей которой будет снижение межрелигиозного напряжения в мире, пропаганда духовности, миролюбия и терпимости». А на Московском саммите (2006 г.) главный раввин Израиля Йона Мецгер призвал создать постоянно действующую религиозную организацию, наподобие ООН. В 2006 г. во время встречи с президентом Казахстана Йона Мецгер предложил ему создать своеобразную «религиозную ООН», включив в ее состав глав религий. В ответ Н.Назарбаев предложил построить резиденцию для подобной организации в Астане. Кстати, на III Съезде президент Казахстана предложил создать совет религиозных лидеров, наделив его большими полномочиями. «Секретариат нашего съезда мог бы продумать вопрос создания совета религиозных лидеров для диалога и сотрудничества с другими форумами, международными организациями, работа которых направлена на диалог культур и экономическое взаимодействие», – сказал Н.Назарбаев. Идею «религиозной ООН» на Западе озвучили давно, но более определенно стали оформлять после распада СССР. В частности, на Межконфессиональной конференции «Мировые религии и намечающаяся глобальная цивилизация» (Сан-Франциско, 1995 г.) были выдвинуты идеи т.н. «глобальной этики» и было положено начало процессу объединения религий. Кстати, одним из организаторов конференции, где прозвучала крылатая фраза бывшего генсека «тот, кто управляет религиями – повелевает народами», был фонд Горбачева. «Новый мировой порядок» Конечно, когда рост ВВП Казахстана приближается к нулевой отметке, финансовая сторона таких дорогих мероприятий, как III Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, не может не интересовать. Однако, вероятно, это решается в рамках «глобальной бухгалтерии». Это вполне возможно, учитывая, что III Съезд религиозных лидеров прошел под эгидой ООН; многие проблемы межрелигиозных форумов были решены еще в 90-ые годы прошлого столетия. «Главной задачей конференции в Ламбертском дворце было включение мировых религий в процесс интеграции мира и формирования «нового мирового порядка»... Они (духовные лидеры) должны обеспечить «духовное руководство» им, сформировать «моральный кодекс нового мирового порядка». Аналитики предполагают, что первым итогом Ламбертской конференции станет активный рост мировых межрелигиозных структур за счет мощного финансового стимула членства в них» (Московские новости. № 12, 1998). А всевозможные межрелигиозные мировые форумы, конгрессы, съезды и являются этими структурами. Кстати, одним из организаторов II Съезда религиозных лидеров в 2006 г. в Астане выступила крупнейшая еврейская организация континента – Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК), штаб-квартира которого находится в Алматы (Семен Чарный. Съезд мировых и традиционно-национальных религий в Астане). Мы «вклинились» в западную либеральную экономику, финансовую систему с мировой валютой, перенимаем западные культурные ценности, опыт соблюдения прав человека и т.д. Теперь черед за религиозной глобализацией. Надо признать, что идея «религиозной ООН» вызвала опасения. В частности, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем послании участникам II Съезда в Астане отметил: «Ныне… возникают идеи о создании универсальной религии, которая сводила бы все вероучения в одно. Убежден, что попытки «смешения вер» и различные синкретические эксперименты не могут принести пользы межрелигиозному диалогу». Аналогичное положение присутствует и в Послании Московского саммита 2006 года. Но… «процесс пошел». Многие понимают глобализацию религии, как их «слияние», хотя на форумах говорят, что нахождение общей позиции между религиозными лидерами будет обсуждаться не в сфере религиозного учения, а в сфере нравственности. Весь парадокс ситуации в том, что в РФ и РК, конституционно являющиеся одними из немногих светских государств мира, многие политические деятели во главе с президентами обеспечивают «духовное руководство» в межрелигиозных форумах. Ведь для веротерпимости в стране должна быть развитая духовная культура: тот же советский атеизм показал свою нетерпимость. Национальные особенности эзотерики Однако после 70-летнего агрессивного атеизма в обеих странах было принято в 90-ые гг. очень либеральное религиозное законодательство, что вызвало бурный рост многочисленных иностранных сект при «светскости» государства. Если в 1990 году религиозных организаций в Казахстане было 670, то ныне более 4 тыс., т.е. 6-кратное их увеличение, а в Алматы по официальным данным – 12-кратное(!), представляющих 46 конфессий. Возможно, эта особенность – аморфная религиозная ситуация – и привлекла архитекторов «нового миропорядка» создать в этих странах свои структуры. К тому же в этом году Конституционный Совет РК принял антиконституционное постановление: будто по Конституции РК право на свободу совести является «абсолютным»(!) и «не подлежит ограничению ни в каких случаях»(!). Это оказалось «возможным» из-за игнорирования КС 2 пункта 22 статьи Конституции РК: «Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Т.е. по Основному закону общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством ставятся «выше», чем свобода совести, и права на свободу совести осуществляются в рамках гражданских прав и обязанностей перед государством, поэтому нет абсолютной свободы совести. Кстати, церковь Сайентологии рассылает свои листовки тоже без 2 пункта 22 статьи: «Каждый имеет право на свободу совести» (1 пункт); ничем себя не ограничивает и берет на себя функции Минздрава. Ибо в этой церкви можно пройти тест на обследование своего здоровья, Оксфордский тест анализа личности(!), улучить свое здоровье, продлить жизнь и даже обрести бессмертие(!). Если «Дианетика» запрещена во многих странах, а кое-где в Европе можно потерять и работу из-за членства в этой секте, то у нас – абсолютная свобода! А «Свидетели Иеговы», нарушая конституционное право граждан на свободу совести, пристают на улице, ходят по домам, навязывая свои религиозные убеждения – ведь их никто не вызывал на дом. Многих представителей исламских религиозных организаций осудили лишь за их идею создать халифат на территории РК и распространение религиозной литературы, а не за реальные антигосударственные действия. Ведь «Свидетели Иеговы» свободно распространяют те же идеи: строительства своего теократического государства – государства Свидетелей Иеговы, преследуют те же цели: гибель «сатанинских» стран «несвидетелей». И представители этой секты добиваются это у нас путем нарушения Конституции РК: игнорирования воинской службы и защиты страны в случае войны, непризнания государственных символов, праздников, неучастия в общественной, политической жизни и т.д., не говоря о «промывании мозгов» и зарубежной социализации своих сторонников. К постоянно действующим межрелигиозным Съездам, естественно, есть вопросы: Что мы от них приобретаем? И что теряем? Скорее всего, терроризм и экстремизм, как и межрелигиозные и межэтнические распри, обойдут нашу страну: слишком большие игроки в лице ООН, ОБСЕ и т.д. заинтересованы в этом. Соответственно, будут продвигать Казахстан как образец толерантности и межконфессионального согласия, а президента Н.Назарбаева как лидера мирового уровня, как это случилось на всех Съездах. Для этого в стране есть и законодательная основа, и идеологическая работа. В нашем светском государстве с либеральным законом о религии была принята Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы, программа «Триединство языков», внедряется по американскому образцу идея «казахстанская нация». Законодательно закреплен статус Ассамблеи народа Казахстана как конституционного института, который определяет в парламенте национальную политику и призван укреплять межэтнические отношения и межконфессиональное согласие и т.д. Создан Международный центр культур и религии. Т.е. имеются «глобализационные» наднациональные законы и структуры. Обратная сторона «глобализационных» проектов: не создан ни один национальный институт (казахского языка, тюр­кологии, исламских исследований, казахской музыки, Литературного института и др.), не приняты законы (деколонизации, о государственном языке, о религии, книгоиздательстве и т.д.). Мало представлен государствен­ный язык в книжной продукции, в СМИ, в Сети и т.д. Потихоньку прививаются западные «ценности»: проституция почти легальная, правозащитники говорят о правах сексменьшинств, порносайты и фильмы насилия доступны и т.д. Эти «ценности» в совокупности с западной гендерной политикой разрушают институт семьи, духовность, нравственность. В религиозной сфере секты будут усиливать свое присутствие, особенно американского происхождения: они под крепкой защитой госдепартамента США, Института религии США, БДИПЧ/ОБСЕ и наших правозащитников. Будет вытеснение мировых религий, прежде всего ислама, а внутри ислама – традиционного степного «модернизированными» зарубежными течениями. Мировой миротворец Конечно, при всей стандартности Деклараций, Обращений участников Съездов на них звучали те или иные инициативы к мировому сообществу. В частности, одной из значимых инициатив Казахстана, поддержанных ООН, стало провозглашение 2010 года «Международным годом сближения культур». Другое обращение к ООН, озвученное на III Съезде – инициатива объявить 29 августа, день, когда 18 лет назад Указом Н.Назарбаева был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, Всемирным днем отказа от оружия массового уничтожения. Официальный визит президента Израиля Шимона Переса в Казахстан и его участие в III Съезде религиозных лидеров в Астане наложило на его работу дополнительную «нагрузку» в виде арабо-израильского конфликта, в мирном урегулировании которого изъявила принять участие Астана. Такую надежду питала и израильская сторона. «Я полагаю, что Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева может сыграть значительную роль в разрешении многих конфликтов, в том числе, ближневосточного», – заявил президент Израиля. Шимон Перес предложил арабским лидерам приехать в Казахстан и обсудить мирную программу. В решении этого конфликта, имеющего вековые корни, потерпели фиаско такие мировые лидеры, как США, Китай, Франция, Швеция и др. Сами участники конфликта не раз отмечали, что без участия США ближневосточный «узел» не развязать. И стремление Казахстана «потушить» этот «пожар» не только несостоятельно, но и опасно для самой республики. Ведь на III Съезде религиозных лидеров как возможной площадки для мирного диалога двух сторон была представлена лишь одна сторона, озвучены мнения только одной стороны, тем самым уже нарушены правила будущего диалога. К тому же главный ашкеназийский раввин Израиля Йона Мецгер открыто сказал в Астане, что в настоящее время ведение мирных переговоров с исламским движением сопротивления ХАМАС и шиитским движением «Хезболлах» невозможно. И, соответственно, президент Казахстана как принимающая сторона говорил слова сочувствия своему коллеге Шимону Пересу по поводу того, что Израиль «окружен не мирными странами». …В священных писаниях Всевышний посылает потопы, ураганы, землетрясения, эпидемий за греховные деяния человечества, за нарушения законов нравственности, законов природы. Надо отметить, что в последнее время происходят невиданные потопы, ураганы, посылаются пандемий.

Дастан Ельдесов d.eldesov@mail.ru