Единственный внятный довод правительства не выдерживает никакой критики

Депутатам Парламента Республики Казахстан

ОБРАЩЕНИЕ

Предпринимателей и профсоюзов Казахстана

Уважаемые депутаты!

Как известно, у Вас на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс РК. Одним из изменений данного проекта предлагается переход от плоской шкалы индивидуального подоходного налога к прогрессивной. Бизнес-сообщество и работники предприятий выражают свою озабоченность по данному поводу.

Прежде всего, необходимо отметить, что разработчиком проекта – Министерством финансов Республики Казахстан – так и не были представлены убедительные аргументы в пользу такого решения. Единственный внятный довод – об увеличении доходной части бюджета на 12 млрд.тенге – не выдерживает никакой критики в свете хронического недоосвоения расходной части бюджета на сотни миллиардов. Примечательно, что ответственность за это недоосвоение несёт в том числе разработчик вносимых поправок.

Ещё более сомнительно выглядят попытки представить этот шаг как некую «социальную справедливость». В условиях рыночной экономики мерилом социальной справедливости выступает именно достойная заработная плата за совершённый труд. И размер заработной платы определяется трудовым вкладом работника в рентабельность компании. «Уравниловка» в данном смысле является отступлением от базовых принципов рыночной экономики, подрывающим здоровую мотивацию каждого члена трудового коллектива в общем успехе предприятия.

Более того, в результате предлагаемых мер, основная нагрузка дополнительных налогов ляжет на ИТР и других высококвалифицированных специалистов, а также работников, занятых на производстве с тяжелыми и особо тяжелыми условиями труда в горной, металлургической, химической и других отраслях промышленности. Насколько справедливо дополнительно отбирать часть доходов у тех, кто их заработал честным и квалифицированным трудом?

Бизнес регулярно поднимает работникам зарплату по призывам Президента Республики Казахстана к социальной ответственности и заботе о людях; рост зарплаты – это ещё и результат реализации Генерального соглашения о социальном партнёрстве, плод трудных переговоров и совместных усилий профсоюзов и работодателей. И все эти усилия фактически могут быть сведены на «нет» подобными мерами.

В данном плане, внесение разработчиком названного предложения противоречит п.п.17 и 18 Генерального соглашения между Правительством РК, профсоюзами и объединениями работодателей на 2009-2022 годы, которые предусматривают участие представителей работников и работодателей в рассмотрении социально-экономической политики.

Как такой подход согласуется с поддержкой профессионального и технического образования, задачей которого заявляется формирование казахстанских квалифицированных и высокооплачиваемых рабочих и технических кадров? Как скажется на экономике страны, прежде всего – на оборотах малых и средних предприятий – падение покупательского спроса за счёт изъятия из оборота вышеуказанных 12 млрд.тенге, которым предстоит пополнить число недоосвоенных средств на счетах госорганов?

А ведь эта сумма весьма ощутима для предпринимателей и сопоставима со средствами, направленными в рамках Дорожной карты бизнеса. Причем, если по Дорожной карте деньги выдаются под банковские проценты, то личные средства граждан поступают в малый и средний бизнес напрямую, через оплату за товары и услуги.

Каково будет влияние прогрессивной ставки ИПН на общий бизнес-климат в стране? По оценкам специалистов, непосредственной реакцией на её введение станет сокращение официальных зарплат на малых и средних предприятиях, а также возврат к теневым схемам через «обнальные» фирмы.

На практике это означает всплеск лжепредпринимательства и массовый уход от налогообложения. Разработчики, вероятно, запамятовали, что переход к плоской шкале ИПН в своё время был продиктован именно стремлением вывести зарплаты «из тени» и сократить уклонение от налогов. И этот переход действительно сыграл важную роль в легализации зарплат и заметном повышении собираемости налогов.

Напомним также о конкуренции за инвестиции в рамках Таможенного союза, в целях производства товаров и услуг для единого таможенного и экономического пространства. Одним из важнейших аргументов в этой конкуренции является фактор налоговой нагрузки. По данным экспертов, при переходе на прогрессивную шкалу ИПН, удельный вес налогов в заработной плате в нашей стране превысит аналогичный показатель Российской Федерации. Как скажется эта перспектива на позициях отечественных производителей?

Просчитывал ли кто-нибудь, наконец, влияние всех перечисленных аспектов на экономику страны, особенно в их комплексном взаимодействии? Существуют ли внятные экономические расчёты, отвечающие на поставленные вопросы, помимо отговорок руководства Министерства финансов Казахстана?

В одном из комментариев по данной теме, разработчики апеллировали к необходимости повышения налогообложения высокооплачиваемых менеджеров национальных компаний. Однако странно, что внесенные предложения в большей массе ущемляют работников частных компаний. Полагаем, что у Минфина имеются более адресные и более действенные инструменты.

Уважаемые депутаты!

На основании вышеизложенного, обращаемся к Вам с убедительной просьбой отклонить предложения по переходу к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога, до получения ясных ответов на поставленные в настоящем обращении вопросы и рассмотрения их на Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнёрству.

С уважением, Азат Перуашев, Председатель Правления

Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен»; Сиязбек Мукашев,

Председатель Федерации

профессиональных союзов РК;

А.Матишев, Казахстанская Ассоциация предприятий нефтегазового и энергетического комплекса

«KAZENERGY»; Н.Радостовец,

Ассоциация предприятий

горно-металлургического

комплекса; Л. Худова,

Ассоциация лёгкой промышленности; М. Глухов, Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности;

С. Аханов, Ассоциация финансистов; Н.Безрукова

Союз пищевой и перерабатывающей промышленности;

И. Исин, Казахстанская ассоциация IT-компаний;

А.Кажкенов, Союз машиностроителей; Ж.Ажибаева, Профсоюз предприятий торговли и сферы услуг; К.Кусаинов,

Профсоюз работников машиностроения; М.Никифоров,

Профсоюз работников угольной

промышленности; А.Нуралин,

Профсоюз трудящихся

Горно-металлургической промышленности