Как чиновники-депутаты СИРОТ ЗАЩИЩАЛИ

0
713

В Комитете по экономической реформе и регионального развития депутаты Мажилиса Парламента под предводительством Сейтсултана Аимбетова вдруг озаботились, цитирую: «необходимостью внесения законодательных поправок в акты, регламентирующие жилищные отношения. Нововведения касаются совершенствования законодательства в области распоряжения государственным жильём», и всерьёз взялись за решение жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дело для сирот благое, нужное и можно только порадоваться за ребят. Заодно на Комитете депутаты констатировали, что из 11 категорий социально уязвимых слоев населения (ветераны, инвалиды, многодетные матери и т.д.), большинство граждан таковыми уже не являются. Не буду говорить за ветеранов, инвалидов и других, так как не компетентен. Но за сирот скажу. Грешным делом подумалось, что депутаты от партии «Нұр Отан» решили улучшить жизнь сирот, а заодно и закрыть часть своих предвыборных обещаний. Желания ребят просты и ясны, как день – убрать из закона возрастной ценз в 23 года. Прочитав пресс-релиз заседания, насторожился – это что, такой юмор?!! Пробежал ещё раз. Ну, каким всё же неисправимо наивным человеком надо быть, чтобы бесконечно верить во все эти безответственные обещания?!!

Оказывается в Законе «О жилищных отношениях» депутаты, каким-то образом усмотрели правовой беспредел в отношении сирот и, что, по достижению 23 лет ребят снимают с очереди. Или, по крайне мере, обязаны были это делать, как того требует законодательство страны. Поэтому, видимо, депутаты и обратили внимание публики на бездействие местных органов власти и прокуроров, которые недосмотрели в законе нормы лишающих ребят права на жильё. Вот как это благодушие чиновников на местах они объясняют и трактуют в своём Комитете: «согласно действующему Закону, правом на получения жилища из государственного жилищного фонда имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако они имеют такое право только до момента достижения ими 23-летнего возраста (с 18 до 23 летнего возраста воспитываются в Домах юношества). После этого они из очереди исключаются». Вот это да!!! Нормальным, здравым умом до таких трактовок ну никак невозможно додуматься! А депутаты смогли. Мы пишем Президенту, в Парламент, возмущаемся, чтобы убрали возрастной ценз в 23 года, так как ребята по молодости или по не знанию не успевают встать в очередь. А теперь выясняется, что они должны были не только успеть встать, но, и тут же сняты с очереди. Вот это креатив!!! Имея таких горе избранников – никаких врагов не надо! Причём, заметьте, наши заседатели, заявляя «о праве на получения жилища», умалчивают, что это право обеспечено всего лишь только правом на постановку в очередь, но никак не на получение жилья. (Пример тому ветераны войны, которые имеют право на жильё (читай, стоять в очереди десятками лет) но, и по сей день его не имеют). А теперь выясняется, что по достижения 23 лет ребята и этого права давным-давно лишены.

Идём далее. Раскрыв нам глаза на вопиющий беспредел в отношении сирот депутаты предлагают, цитирую: «В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законопроектом предполагается не снимать их с учёта, если они являются нуждающимися в жилище». Ну-у-у, спасибочки! Высосали проблему из пальца и тут же её на радость всем разрешили. Хороша работа – валяй дурака и иди в кассу за деньгой! Выдумывай глупости и получай зарплату в 300 000– 400 000 тенге Благодетелю – закон о Небожителе, а сиротам – шарик-малик с сомнительной трактовкой. Здорово!!! Одним дворцы и коттеджи, а другим – шалаши и пещеры! Такое ощущение, что депутаты не законотворчеством занимаются, а законоблудием.

В европейских странах, куда Казахстан так стремится войти, жильё предоставляется в течении месяца, а в случае необходимости сразу. То есть, оплачивают в разумных пределах аренду жилья или номера в гостиных домах. И раз уж мы по всем «Хабарам» и «Казахстанам» заявляем всем казахстанцам, что наша страна впереди планеты всей, то, наверно, и законы страны должны обеспечивать нормальную и достойную жизнь граждан, а не усложнять и делать её проблематичной.

Почему-то чиновнику или судье законодатель позволяет приобретать жильё за миллионы бюджетных денег, а гражданам – извольте в очередь. А ведь чиновник, судья и даже депутат всегда были и будут вторичны по отношению к Гражданину. В любом цивилизованном государстве мира (бедном или богатом) всё крутится и вертится вокруг и ради Гражданина. Чиновник, судья, депутат и даже президент – это обслуживающий персонал. Все должностные лица добиваются права на обслуживание Граждан и в целом народа на конкурсной основе, через выборы. Когда же Граждане лишены такого права на выбор (или же это право реализуется по принципу игры напёрсток «шарик-малик»), тогда страна получает Правителя или Хозяина. Вот здесь и происходит незаметная подмена понятий и приоритетов, и всё становится с ног на голову. Теперь уже народ обслуживает чиновников через поборы, подарки, откаты и взятки. Кумовство, трайбализм и протекция – естественное следствие расширения и совершенствования системной коррупции во всех эшелонах власти. Только с этой точки зрения появляется возможность понять и объяснить всю абсурдность происходящих в стране вещей.

Возьмём, к примеру, предложение депутата А.Жамалова внести в Закон «О жилищных отношениях» Олимпийских чемпионов (и тренеров), в категорию социально-уязвимых слоев населения. Представляете!!? Самые сильные люди Планеты – цвет Нации, у нас в Казахстане, народные избранники предлагают приравнять к инвалидам, старикам и хроническим больным. А произошло это после вопиющего случая, когда аким южной столицы Ахметжан Есимов подарил ключи от квартиры олимпийскому чемпиону Пекинской Олимпиады боксёру Бахыту Сарсекбаеву, потом предпринял попытку отобрать. Вообще-то дарить кому-то подарки – это интимное дело. Дарят в знак благодарности или просто так, из-за симпатии к зазнобе. Второе мы отметаем напрочь, так как чиновник является функционером, а не романтиком. Значит, получается, что аким сделал подарок в знак благодарности за Славу страны. Но, подарил не своё личное, а чужое, вверенное ему в пользование, государственное имущество. Так ведёт себя только Хозяин, считая общее добро своим. (По аналогии с московским мэром Юрием Лужковым, который, как считают «Единороссы», из «хорошего хозяйственника» превратился в Хозяина столицы – за что и поплатился). Кто бросился защищать Хозяина? Правильно – депутаты! И не важно, что за чужой конфуз расплатился своими миллионами спонсор-предприниматель, который не имеет права выкупать государственное имущество без тендера. А с легкой руки депутата Жамалова олимпийские чемпионы теперь приравниваются к немощным старикам. Но, даже, если эта абсурдная поправка пройдёт, то никакой олимпиец все равно никакого жилья не получит, так как, надо быть ну, уж очень бедным человеком (т.е. иметь прожиточный минимум не ниже 14 952 тенге), чтобы только встать на учёт. Даже подняв прожиточный минимум в 3,1 раза, т.е. до 48 723 тенге, олимпиец всё равно останется без жилья, так как у него только одна стипендия получается свыше ста тысяч в месяц, не считая других доходов.

Кто внимательно следит за работой Парламента, наверно заметили, что депутаты в своём большинстве – это бывшие чиновники, так называемая номенклатура. Они имеют опыт и хорошо знают, что при подходе очереди получения жилья, очередник вновь собирает необходимые документы и представляет справку с ЦОНа (БТИ) о наличии или отсутствии жилья. Эта справка и является основанием для предоставления или отказа в предоставлении жилья. Эта практика давным-давно уже отработана в квартирных отделах на местах. Но тогда возникает вопрос: зачем чиновникам-депутатам понадобилось озвучивать эту несусветную чушь? Ведь дурака валяют далеко не глупые люди. Хитрые – да! Умные – возможно. Но, то, что не мудрые – очевидно.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в жилье не нуждаются. Они имеют жильё и опеку, так как находятся в детских учебных заведениях. В жилье нуждаются выпускники детских домов, интернатов и Детских деревень по достижению ими совершеннолетия. Они уже не сироты, а молодые граждане, нуждающиеся в социальной поддержке государства и общества. Поэтому в 1987 году, ещё в бытность СССР, законодатель взял за основу обозначать выпускников детских домов, как «сирота». А так как слово «сирота» после 16 лет звучит как нонсенс, а в очереди их надо как-то обозначать, то он (чиновник) долго не морочась решил считать детдомовцев «сиротами» до 20 лет (+ 2 года службы в Армии), чтобы как-то согласовать слово «сирота» с правом предоставления жилья. Но, по достижению 20 лет ребята теряли право встать на учёт НЕ по причине наличия или отсутствия у них жилья, а по утрате статуса «сироты» после 20 лет. Фактически он этот статус утерял с наступлением своего 16-летия, но его проблемы самостоятельного обустройства в жизни никуда не исчезли. Только уже не сироты, а молодого человека. В законе РК «О жилищных отношения» от 1997, 1999 годов норма в 20 лет сохранялась. А год назад, в 2009 году депутаты Парламента РК внесли поправки в Закон, заменив цифру 20 на 23, тем самым, продлив статус «сироты» на 3 года. Но это же нонсенс – 23-х летний сирота!

Как правило, большей частью ребята – выпускники детских домов, надеются на себя, на свои силы и возможности и не считают нужным становиться в очередь. Они молоды, энергичны, романтичны! Жильё, посуда, кастрюли – это не про них! Но проходит время, и эти мелочи начинают их потихонечку доставать. Когда же они осознают всё это, то выясняется, что поезд-то ушёл. Встать в очередь и получить жильё уже нельзя – 23 года. Поэтому мы считаем, что выпускник детского дома должен всегда надеяться только на себя и свои силы, но в социальном государстве должен быть подстрахован законодательством в отношении жилья и работы. Моральная или разовая помощь им никогда не помешает, но им необходима системная поддержка общества и государства, а значит иметь право встать на учёт и получить жильё в любое время, а не только до 23 лет.

Если депутаты действительно желают усовершенствовать жилищное законодательство в отношении сирот, то мы предлагаем вообще убрать возрастной ценз. Не может быть сироты в 18, в 20, или в 23 года. Есть молодые люди, из числа сирот, нуждающиеся в социальной поддержке государства.

P.S. Кстати, предполагаемые поправки в законодательные акты депутатов Парламента РК уже взяли на своё вооружение чиновники столичного акимата Астаны. На днях мне позвонила выпускница детского дома и пожаловалась, что она стояла в очереди сирот 17 лет, а в конце августа 2010 года, когда подошла её очередь, жилищное управление сняло её с очереди с формулировкой “по ст.68 Закона “О жилищных отношениях” в связи с достижением 23 лет”.

Обращаюсь к общественному Фонду “Бота” срочно провести круглый стол, семинар или конференцию с приглашением руководителей НПО, депутатов и журналистов для обсуждения проблемы. Необходимо срочно предотвратить этот правовой беспредел в отношении сирот.

А.Жансеитов, председатель

Западно-Казахстанского Союза

воспитанников детских домов:

(т.8777 184 06 90)

г. Уральск

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз