О национальном вопросе моей Родины

Весной замерзшая листва теряет свою жизнь, но древо рода

твоего дает вам новые побеги.

(из казахских сказаний)

Природа наций казахской и американской совершенно разная. Американцы, не имеющие ни корней, ни истоков, ни родного языка, ни титульной нации берут свое начало от европейцев-христиан, когда-то оккупировавших индейские земли Америки, путем уничтожения титульной нации и вытеснения оставшихся в резервации. Казахи же, издревле населяющие свои земли, являются коренным населением Казахстана, с многострадальным и героическим прошлым, родным национальным языком, казахскими народными кюями и традициями. К тому же, казахи являются мусульманами, сыновья которых с детства проходят обязательный обряд обрезания. Как же быть с верой, обычаями наших предков, наследием своей родословной, если казахская нация, срубив свои корни, став в одночасье безродной, лишится своей нации и исторической родины, нивелируюясь в казахстанской нации разных национальностей и вероисповеданий, в котором большинство немусульман? Ведь у всех представителей казахстанского народа есть своя историческая Родина! Великий Бисмарк говорил, что предпочитает учиться на чужих ошибках. Почему бы и нам не извлечь уроки из всемирной истории? В Турции во второй половине XIX века в целях укрепления империи турецкое правительство пошло на уступки в отношении национальных движений. Были предоставлены равные права 40 % жителей империи немусульманской веры – армянам, болгарам, грекам, румынам, сербам. В результате этой политики все народы, подчиненные султану, назывались теперь османами, и все они обладали равными правами. Приравнивание прав немусульман к туркам вызвало у турок недовольство, так как они считали, что этим были попраны их многовековые традиции. В 1876 году либеральное общество «Новые османы» свергло с престола султана Абдула Азиза. К власти пришел султан Абдул Хамид II, который утвердил двухпалатный парламент и объявил основные права, обязанности и свободы граждан. Конституция провозгласила государственным турецкий язык, государственной религией – ислам. «Новые османы» предложили весь народ, находящийся в составе османской империи, считать единым народом, несмотря на их вероисповедание, язык, национальность. Из-за чего ни одна нетурецкая национальность идею «османизма» не поддержала - каждый народ хотел сохранить и свою нацию, и свой язык, и свое вероисповедание. Какие покоренные народы не мечтают вновь обрести независимость? Какой этнос не мечтает о своей государственности? Какая нация не мечтает быть титульной? Какой ценой не спасают то, что ещё можно спасти? Яркий пример тому, беспрецедентный поступок Мустафа Кемаль Ататюрка, который не хотел и не признал капитуляции и раздела Османской империи между европейскими державами по Севрскому мирному договору, обрекающему Турцию на полуколониальный режим. После высадки греческих войск в Измире в 1919 году он организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии. Отношения между Анатолией и султанским правительством в Стамбуле были прерваны. Севрский договор был воспринят в Турции как очевидное проявление неспособности султана защищать национальные интересы. В 1920 в Анкаре Ататюрк был избран председателем нового Великого национального собрания, которое отказалось ратифицировать Севрский договор. Ататюрк воссоздал армию, изгнал из Малой Азии и части Европы французские и англо-греческие войска, подавил сопротивление курдов, также выбил французов из Киликии и итальянцев – с юго-западного побережья страны, вынудил страны Антанты подписать более справедливый Лозаннский договор. Центральное же правительство при этом оставалось в положении бездействующего наблюдателя, к подписанию нового соглашения султанское правительство не было даже приглашено. Ататюрк упразднил султанат и халифат, основал республику и был избран первым президентом Турции в 1923 году и многоднократно переизбирался в 1927, 1931 и 1935г.г. Проводил политику модернизации турецкого государства и общества по западному образцу, реформировал систему образования и упразднил институты исламского права. Даже после потери власти его партией в 1950 году, глубокое почитание Кемаля народом сохранилось. Был принят закон, согласно которому особого рода преступлением признано осквернение изображений Ататюрка, критика его деятельности и очернение фактов его биографии. Запрет на ношение фамилии Ататюрк. Легендарного лидера нации, промелькнувшего словно яркий метеор, по заслугам именуют отцом современной Турции. Недавно, врач одной клиники восторженно делилась: «Столько средств государство выделило медицине! Какое спокойствие, мир и согласие в нашем многонациональном Казахстане!? Ведь в отличие от других СНГ у нас благополучно и вольготно всем!» У нас действительно привольно всем нациям. Зачем же менять проверенный временем опыт консолидации вокруг титульной казахской нации? Не каждому народу посчастливилось стать обладателем такого выигрышного билета, который имеет нынешний Казахстан - это дар Всевышнего - уникальные природные ресурсы, богатейшие недра, обширные земли, горы, реки, оставленные нам в наследие нашими великими предками. Сильные духом, в сложных суровых условиях, не щадя своей жизни, проявляя массовый героизм и патриотизм, они всю жизнь отчаянно защищали каждый клочок родной земли от врагов и набегов иноземных захватчиков, отстаивая свободу и независимость, спасая свой народ от гибели, вымирания и ассимиляции, сохраняя для своих потомков родную колыбель-землю. Нам надо ценить, уважать и сберечь для будущих поколений это бесценное наследие не только в виде земли, но и в виде культуры, обычаев, языка, корней. Мы должны учиться от наших отцов опыту жизни, видеть какую цель они преследовали и как её добивались. И чтоб не было стыдно перед памятью наших предков, мы должны оправдать их чаяния и надежды об укреплении и сохранении казахского народа как лидирующей самостоятельной нации. Приятно, что до нынешних времен казахи помнят и знают не только историю своей земли, но и древа рода своего: из какого жуза, племени и рода исходят их корни. Известный казахстанский ученый-геофизик Л.С.Прицкер писал: «Роль родства, истоков, корней среди казахов огромна! Уважение к старшим сохранилось даже в городах. И все это, наряду с мусульманским запретом на алкоголь, сдерживает распространение пьянства не только среди казахов, но и в среде 135 национальностей, живущих совместно с казахами в Казахстане и пустивших за это время корни в казахстанскую землю… Разумеется, алкоголики, люмпены и националисты в Казахстане все же есть, но их не более чем в цивилизованных европейских странах. Деградации нации у нас нет. В казахстанских газетах можно прочесть все, что угодно, вплоть до нападок на Президента, и это также то, что есть и в США, и в европейских странах. Но злобной «чернухи», порочащей подвиги наших ветеранов, в казахстанских газетах нет. Это «привилегия» многих российских газет, и обидно, что публикация, порочащая защитников Сталинграда, появилась совсем недавно в такой уважаемой газете, как «Аргументы и факты». Корни есть корни! И эти корни – основа того, что Казахстан окрепнет, вырастет в державу с высоким уровнем патриотизма и духовности; державу, восстановившую свою историю, как древнюю, так и историю советского периода; державу, уважаемую не только другими странами, но и благодарным собственным народом… Пора осознать, кто мы и кем можем стать. По крайней мере, мощной в военном отношении страной, способной отстоять свои границы от посягательств великих держав, таких как Китай, Россия или США, Казахстан никогда не станет. Он может и должен стать Швейцарией Востока, нейтральной страной, улаживающей конфликты восточных стран, страной, где есть такой город как Алматы, в котором был устранен ядерный конфликт между Индией и Пакистаном. Мы должны воспитать в себе гордость не за то, что мы самые сильные, а за то, что мы – самые миролюбивые и самые духовные. Это потребует иной культуры, иных примеров, иных героев. Но без этого, без гордости за свою страну создать её мы не сможем. Почему мы не знаем наших замечательных лауреатов, победителей международных конкурсов – скрипачей и виолончелистов, знаменитый во всем мире «Молодой балет Алматы», наших выдающихся кинорежиссеров и их пронзительные фильмы? Почему мы не знаем наших знаменитых ученых и писателей? А разве мы знаем казахстанцев-победителей и призеров олимпийских игр, первенств мира, Европы и Азии? А много ли мы делаем, чтобы они чувствовали гордость и удовлетворение оттого, что защищают честь Казахстана? И ещё меньше для того, чтобы они стали примером для наших детей, чтобы те захотели стать похожими на них! Если на экранах и в газетах будут лишь убийства, аварии, ограбления, то ничем иным, кроме как уголовно-полицейским государством мы стать не можем. Мы можем и должны гордиться собой, в том числе и в спорте. В этом – наш истинный патриотизм, любовь к своему Отечеству, в этом – будущее нашей страны». День независимости Казахстана - радостный и, в то же время, грустный праздник. Он напоминает о трагических событиях декабря 1986 года, когда беззащитную казахскую молодежь, мужественно выступившую против тоталитарного режима эпохи перестройки, предали жестокой бойне. Историческое значение их подвига велико – это был первый массовый протест эпохи перестройки против тоталитарной системы. Их примеру последовали и другие народы союзных республик, что привело, впоследствии, к распаду СССР. Поэтому, надо всегда помнить, что именно всплеск патриотизма коренной нации проложил первую тропинку к свободе и независимости Казахстана. Ляйла БАЛГИМБАЕВА Атырау