Построение национального государства – необходимость!

Партия «Ак жол» предлагает начать дискуссию

по вопросам национального развития. Часть 3.

Проект Доктрины национального единства, представленный властями на «общественный суд», получает все новые порции критики. И критики настолько серьезной, что некоторые политические силы заявляют даже о готовности начать акцию протеста в виде голодовки в день независимости. На первый взгляд может показаться, что у обычных людей, особенно в столь непростое кризисное время, на первом месте стоят совсем другие проблемы, и национальные вопросы носят второстепенный характер. На самом деле вопросы и проблемы национального развития, в том числе межнационального согласия очень серьезны, и их обострение вызвано конкретными причинами. ДИАЛОГ НА СЛОЖНУЮ ТЕМУ Главная причина заключается в том, что вопросы нынешнего состояния НАЦИИ, ее развития и модернизации до сих пор не получили ни адекватной оценки, ни четкого оформления его концептуальных моментов. В итоге мы становимся свидетелями реакции общества на принципиальные ошибки, допущенные в подходах по национальным вопросам в последние годы. Напряженность в межнациональных отношениях имеет место, особенно на бытовом уровне, это подтверждают и социологи. Предложенный же проект Доктрины не только не несет многонациональному обществу ничего принципиально нового, но даже не дает ответы на наболевшие вопросы. Более того, не дается ответ на вопрос, что такое НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Кстати, аналогичные вопросы и проблемы обострились не только у нас в стране, но и у многих наших соседей по Содружеству. В Украине достаточно жестко поставили вопросы политической оценки характера и последствий Голодомора в ХХ веке, в Таджикистане приняли неоднозначный (по мнению ряда наблюдателей) закон о государственном языке. В самой России продолжаются горячие дискуссии о том, как должна называться их нация – русской или российской. И это объективный процесс, все национальные государства через него проходят. Давайте взглянем на нынешнюю Европу. Ведь в объединенной Европе, прежде чем перейти к тесной интеграции, национальные государства прошли длительный и непростой период войн и столкновений, в том числе через две мировые войны ХХ века. Только потом во главу угла национальных приоритетов были поставлены демократические ценности, права и свободы человека. МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФУНДАМЕНТЕ. Все познается в сравнении. Как мы уже говорили ранее, несколько столетий назад человечество пришло к выводу, что есть такая ценность – национальное государство. Сейчас это по-прежнему актуальное понятие, преимущества которого очевидны на фоне таких крайних «альтернатив», как несостоявшееся государство (failed state), у черты которого находился Таджикистан, или, скажем, возрождение Халифата, отрицающего национальные государства. Необходимость построения именно национального государства едва ли у кого-то вызывает сомнения. И строить его должна политическая нация, а ее составная часть – политическая элита – обсуждать вопросы и предлагать пути понимания и решения проблем. В этом отношении в последние годы было принято два ошибочных (неправильных) решения. Первое - называть народ (население) Казахстана термином «казахстанская нация». И пусть в предлагаемом проекте Доктрины это понятие не прописано, содержание документа прямо отражает его. Навязывание триединства языков - вторая ошибка, о которой написано и сказано немало и, поэтому не будем на ней останавливаться подробно. Нельзя не согласиться с тем, что на первом плане у казахстанцев, независимо от этнической принадлежности, должна стоять гражданственность. В проекте Концепции новой национальной политики РК на 2010-2020 годы, предложенном партией «Акжол», предложено использовать понятие «казахская нация» по исторически сложившемуся названию страны и народа, преимущественно проживающего здесь. Но вкладывать в это понятие следует именно гражданскую идентичность. А национальная политика государства должна быть направлена на модернизацию нации. В нашем случае – казахской нации, то есть всего населения Казахстана. Что такое современная казахская нация? Это численно (при этом темпы роста должны быть высокие) и качественное растущая нация, это здоровая нация (здоровье женщин и детей, прежде всего), это интеллектуально высокообразованная нация. Национальный стандарт качества жизни казахской нации должен быть на уровне развитых стран. Современная казахская нация – это нация, открытая миру и, особенно, соседним народам и странам. Все это важнейшие вопросы национального развития и государственной национальной политики. Вместе с тем, при построении, развитии и модернизации нациb, нам важно учитывать исторический контекст. Без понимания глубинных причин и последствий национальной катастрофы 20-30х годов ХХ века нам будет трудно двигаться вперед. Двукратная смена алфавита, приведшая к потери духовной связи с предыдущими поколениями, коллективизация и борьба с кулачеством как классом, приведшие к массовому голоду и более чем двукратному сокращению населения, массовые политические репрессии конца 30-х годов, приведшие к исчезновению практически всей национальной элиты. Безусловно, все это преступления политического режима того времени. Но вместе с тем, мы должны задуматься, почему и как нация в то время скатилась в эту страшную катастрофу, почему она не смогла создать механизмы защиты и позволила ставить над собой чудовищные эксперименты в виде коллективизации или массовых репрессий. Это непростые вопросы и ответы на них тоже будут непростые. Память о трагедиях так же священна, сказал президент России Д.Медведев, как память о победах. Поэтому было бы исторически справедливо и по-человечески правильно в память о сотнях тысячах безвинно погубленных в те времена, в каждом городе или крупном населенном пункте установить памятные обелиски с указанием имен всех подвергшихся массовым репрессиям граждан. И государство должно сделать все необходимое для того, чтобы правда о том времени и о тех преступлениях стала доступна для всех. Для этого необходимо за счет сред государственного бюджета предусмотреть расходы на обнародование рассекреченных документов той эпохи. Это задача национального значения, это наш священный долг перед предками, это важнейшая часть нашей национальной истории. Бурихан Нурмухамедов, заместитель председателя партии «Ак жол» №48-49