ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БРАКА

1
1691

Великая восточная метафора гласит: «Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу». Она была основой и в представлениях древних тюрков. Божественная искра – кут (душа, благодать) – посылалась небесным Божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, начиная с зачатия и кончая возвращением к духам предков (ср. каз. қайтыс болу «скончаться», от қайту «возвратиться»).

Семья, куда попадало небесное семя, также была освящена традициями, нарушение которых, по поверью, негативно влияло на продолжение рода. В силу всеобъемлющих прав семьи ритмы как мирного, так и военного времени подчинялись ее законам. Согласно древним представлениям, Бог покровительствует браку, рождению детей, вообще семье: «Бог – помощник того, кто создает дом и женится» (турецкая пословица).

 

«Похороны» невесты

В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9-11 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в «зятьях» в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак.

В основе современного брака по любви лежит, прежде всего, любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же кроме него учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая и другая совместимость, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они являются более крепкие. Их неудачно определили как браки «по расчету».

 

Гордиев узел

 

У многих народов считалось, что душа человека входила в тело в первые сорок дней после рождения. И принято в эти дни никому не показывать новорожденного, кроме самых близких родственников, чтобы чужое дыхание, взгляд не навредили, не вспугнули душу младенца.

Немаловажно было соблюдение и древних обрядов. В частности, само жилище подвергалось очищению огнем (аластау). Ныне доказано, что огонь свечи улучшает энергетику помещения. В древности при посещении ставки кагана послы и его вещи очищались огнем – считалось, что огонь и дым способны нейтрализовать дурные помыслы, людей, зловредные духи, в том числе и болезнетворные.

Роды принимала особая женщина – повитуха, которая имела соответствующие знания и навыки и сама родила здоровых детей. Вообще, в прошлом большое внимание уделяли энергетике людей и жилья. Тот же баксы (шаман) мог устранить какие-либо энергетические препятствия. Повитуха или баксы с помощью иглотерапии, действуя на определенные точки, обычно на кончики пальцев рук и ног, могли оживить ребенка, который при рождении не дышал.

Люди издавна понимали, что «чистый лист» ребенка очень восприимчив именно в первые месяцы и годы своей жизни. И к этим месяцам готовились заранее. Даже проводились специальные терапевтические сеансы, например, устраивались праздники небесной Повитухе, когда женщины мазали себе лица топленым маслом и некоторое время смеялись, стараясь в этом превзойти одна другую. Лечебные свойства смеха и хорошего настроения особо ценились, ибо человек бодрый духом повышал уровень своей энергии, поддерживал порядок в психическом плане. Недаром, верховная Покровительница давала кут (счастье) ребенка той женщине, которая смеялась больше всех. В наше время внешними признаками умственных способностей новорожденного является его ранняя улыбка (иногда даже на первой-второй неделе), активность, бодрствование, особенно если он не много спит.

Специальные молитвы и заклинания были призваны предохранить мать и будущее дитя от сглаза и болезней. Носили для этого и обереги. Поощрялось посещение будущими матерями священных мест, святых или многодетных людей и получение их благословления. При посещении святынь произносили свои пожелания, просьбы или просто молились и завязывали цветную ленточку обычно на ветках деревьев, которая как бы закрепляла словесную информацию и в то же время была подарком духам Природы.

Завязывание и развязывание узелков с древности известно многим народам и использовалось в разных целях, в том числе магических, лечебных и т.д. Перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов; отсюда и выражение «разрубить гордиев узел». Это же начало используется при обряде «тұсау кесер» (обряд разрезания пут), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги, и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно. Этот обряд показывает, что люди верили (и верят) в возвращение с того света. 

 

«Похороны» невесты

 

В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9-11 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в «зятьях» в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак.

В основе современного брака по любви лежит, прежде всего, любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же кроме него учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая и другая совместимость, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они являются более крепкие. Их неудачно определили как браки «по расчету».

Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.

Вступление в брак с давних пор считалось вторым рождением человека. В основе свадебного обряда многих народов лежит погребальный ритуал. Многие элементы дошли до наших дней: причитания матери по выходящей замуж дочери, закрытое лицо невесты и т.д. Высокий свадебный головной убор казахской невесты саукеле – из ритуальной одежды древних для погребения. В прошлом перед замужеством в доме невесты совершали мнимый погребальный ритуал: одевали ее в ритуальную одежду, причитали по «умершей», шаманы совершали соответствующие обряды. Затем увозили «покойную» с закрытым лицом к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободной от них в новом доме и приобщилась к духам, энергетике семьи и рода будущего мужа. Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал «воскрешения» невесты – беташар (открывания лица): он знакомил «пришедшую с иного мира» (келін от келу «приходить»; ср. невеста от «неизвестная») с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчой открывал ей лицо от покрывала.

Нередко в замужестве женщина получала и новое имя (в наше время – фамилию мужа). Обряд изменения имени – это своего рода продолжение ритуала беташар: открывалось лицо «иного» человека с новым именем с целью ввести в заблуждение духов. В первое время невесте также запрещалось называть по именам близких родственников мужа, чтобы не привлечь к ним внимания злых духов. При обращении к новым родственникам она использовала термины родства или иносказательные имена.

Столь мощное освобождение вновь «родившейся» от своего эго, несомненно, облегчало вхождение в семью мужа – хранителя и продолжателя рода. Семья и рождение детей требуют от супруг, особенно жены, постоянного обновления, гибкости души, изменения сознания, отношения к жизни и людям. Недаром говорят, что у женщины сорок душ. Ибо это основа традиционной семьи, присущей многим народам.

 

Права человека   или семьи?

 

Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маминых сыновей (папиных дочерей), как часто бывает ныне.

Естественно, традиционное воспитание готовило детей, прежде всего, для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей. Они были не только работниками и воинами, но и заботились о старых родителях, и бездетный человек нередко был обречен. Т.е. дети кроме заботы выполняли функцию современного пенсионного обеспечения. От многодетности зависела и судьба племени, рода. Поэтому сирот в Степи не было – их брали на воспитание более обеспеченные сородичи. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, левирата (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов.

В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует ее традиционному статусу. Дело в том, что разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание.

Например, западная женщина нередко вступает в брак после 35 лет. Вначале образование, работа, карьера, только потом семья, и рождение ребенка, порой единственного, сопряжено с большим риском. К тому же половое воспитание подростка ориентировано в первую очередь для секса. Изменилось само сексуальное поведение европейских женщин. Поэтому молодые люди ищут сексуального партнера, а не жену или мужа: их не готовили с детства к роли матери и отца. В силу этого разводы и бездетность стали чуть ли не правилом, а однополые браки давно вошли в «моду», не говоря о легальной проституции.

К позднему замужеству «подгоняются» даже медицинские нормы. Например, американские медики пришли к выводу, что для здоровья и долголетия целесообразно рожать первого ребенка в 35 лет(!). Для этого они сравнили здоровье женщин, рожавших первенца в 18 и 35 лет. Здоровье женщин, рожавших в молодом возрасте, впоследствии было хуже по сравнению со здоровьем «поздних» мам. Поразительно, но при этом не учитывалось ни здоровье детей, ни их количество.

Наши же медики, как и в советское время, оптимальным возрастом женщины для рождения первого ребенка считают 18-28 лет. В 30-40 лет рождение первенца сопровождают определенные трудности, да и по здоровью он уступает малышу молодой мамы. По некоторым медицинским, воспроизводительным, психологическим и иным показателям, оптимальным считается рождение четырех детей. К сожалению, у нас тоже идет тенденция позднего замужества. К примеру, в 2006 году по данным исследований в Алматы из 8530 одиноких девушек и женщин – 1965 незамужних 35-38 лет, 3463 – 33-36  лет, 2008 – 28-30 лет, 1094 – 25-27 лет (Қазақстан әйелдері, 2, 2007). Из этой статистики видно, что незамужних старше 30 лет вдвое больше, чем 25-30-летних.

Европа ставит на первое место права человека, в том числе и в выборе сексуального партнера, логическим завершением которого явилось официальное разрешение однополых браков в ряде европейских стран, а «модное» увлечение им, терпимое отношение общества к ним – во многих государствах Запада (В России православная церковь осудила их как грех). Такая свобода подтачивает не только институт семьи – она противоестественна с точки зрения религии и человеческой природы. Вспомним хотя бы библейские города Содом и Гоморра, жители которых были испепелены небесным огнем за свое распутство, за мужеложство.

По исследованиям, моногамия в Европе не связана с христианством: в Новом Завете нет каких-либо указаний, запрещающих полигамию. Моногамия связана, прежде всего, с греко-римской культурой, которая разрешала иметь одну законную жену, при этом допускала институт наложниц и проституцию. Наряду с этим имело место сожительство мужчины и женщины без заключения брака, например, сенаторов с гетерами, актрисами. Дома разврата были в Афинах еще до н.э., которые платили налоги. Падение нравов в Римской империи было столь значительно, что император Август издал особые законы о браке. О распространенности гомосексуализма написано в романе Петрония «Сатирикон». В развалинах Помпеи археологами были обнаружены пары одного пола в развратных увеселениях, среди них немало подростков и детей.

Европейское равноправие муж­чин и женщин не учитывает главенство института семьи и различия полов, что, в конце концов, приводит к «праву» женщины не рожать детей (ведь у нее равные права с мужчиной),  культивированию бездетной семьи, безумной идее вынашивать ребенка мужчиной или вовсе обходиться без него, используя «альтернативные» медицинские технологии. На это направлены многие проявления массовой культуры Запада и социальная политика по заботе за стариками, которые зачастую проводят конец жизни не в кругу семьи, а в домах престарелых, что прерывает преемственность поколений и негативно влияет на продолжение рода.

При этом эти права человека активно внедряются за пределами Европы как демократические ценности. Положение женщины на Востоке, особенно в мусульманских странах, трактуются как дискриминация, а многоженство – как средневековая отсталость. А ведь в арабских странах дети – богатство. В прямом и переносном смысле, ибо за рождение и воспитание ребенка государством выплачивается очень большая сумма денег, а мужчины имеют финансовые и иные возможности содержать несколько семей. 

Наши женские, правозащитные организации, выступая за гендерное равенство, имеют в виду европейское. При этом они не замечают, что тем самым выступают не только против гендерных отношений восточной семьи, многодетности, но и за однополые браки, проституцию и иные «прелести» европейской культуры. Ведь в основе гендерных отношений – биологическое отличие женщин и мужчин, предназначение природой рожать детей первых и оберегать семью, обеспечивать ее всем необходимым вторых. Это отличие или неравенство учитывается и во многих религиях. В самом деле, заниматься политикой или бизнесом и иметь несколько детей для женщины скорее исключение, чем норма. К примеру, в России большинство женщин-предпринимателей одинокие. Это палка о двух концах.

Пенсионное обеспечение лишило тысячелетиями выработанную жизненную необходимость в детях – теперь человек сам себя обеспечивает в старости. И нередко бездетный пенсионер получает больше многодетного, хотя по логике многовековой истории должно быть наоборот. В самом деле, пенсия (отчасти и заработная плата) должна быть напрямую связана с количеством детей – ведь сыновья и дочери многодетного работают или будут работать на государство, а бездетного – нет. По сути, человек должен делать пенсионные накопления не себе, а своим родителям, а его дети – ему, как было испокон веков.

 

«Рай под ногами    матерей»

 

Естественно, говоря о традиционной семье и не сказать о многоженстве или полигинии – значит, ничего не сказать. Многоженство с древнейших времен было распространено у многих народов и его корни берут с большой патриархальной семьи. Уже в Библии упоминается немало случаев многоженства. «И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя другой Цилла» (Бытие, 4,19). У царя Давида было много жен и детей. Но больше было у царя Соломона: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин. И было у него семьсот жен и триста наложниц» (3-я Царств, 11:1, 3). Интересно, что жены сбили царя с праведного пути и «склонили сердце его к иным богам».

Однако абсолютное первенство принадлежит основателю империи Чингиз-кагану. Не по количеству жен и наложниц, хотя и их было у него предостаточно: поименно известно четыре жены, а наложниц то ли пятьсот, то ли две тысячи. Кагану сопутствовало семейное счастье: сыновья от старшей жены Борте были не без талантов, что выгодно отличало его от многочисленных противников. Пожалуй, это самый семейственный и чадолюбивый правитель. Недаром каган уделял большое внимание семейным устоям в своих Постановлениях: «Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет», «Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью», «Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства» и т.д. В империи каганов законы семьи были основополагающими.

Наиболее полно семейный кодекс расписан в Исламе, где вопрос о многоженстве не может быть разрешен без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Женщине быть одинокой, как и мужчине остаться холостым в Исламе считается большим грехом, и стать проституткой в принципе недопустимо мусульманке. Осуждается и внебрачная связь: «Прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов» (Коран, Свет, 2). В то же время многоженство не поощряется, а допускается с очень жесткими требованиями: жениться на другой женщине можно лишь с согласия жены, быть справедливым со своими женами, обеспечивать и заботиться о них и детях. «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной» (Коран, Женщины, 3).

Время от времени в Казахстане с 2001 г. в стенах парламента и в обществе идут дискуссии о возможности введения многоженства. Противников полигинии отличает евроцентризм позиции, который в гротескной форме выразила депутат Б.Сыздыкова: если в семейный кодекс поступит поправка о многоженстве, то она внесет другую – о многомужестве. Однако депутат не объяснила, каким образом она заставит мужчин рожать, ибо основным предназначением и признаком семьи является рождение детей. Не говоря о численном преобладании женщин: в стране около 200 тысяч засидевшихся девушек, не считая разведенных женщин.

Кстати, идея многоженства актуальна и в республиках Средней Азии, что связана с возрождением древних традиций и наличием нелегального многоженства. Актуальна и в России в связи с демографическим кризисом вплоть до пропаганды выхода замуж русских женщин за мусульман. В некоторых европейских странах с мусульманскими иммигрантами есть специальные поправки к закону. В США эксперты всерьез предлагают полигинию для афро-американской общины, где остро ощущается дефицит мужчин. По словам экс-депутата Амангельды Айталы, в свое время вопрос о многоженстве в парламенте был поднят в связи с оралманами, которые имели несколько жен.

Бытует мнение, особенно у замужних женщин, что при возможном введении полигинии многие мужчины тут же женятся на второй. Существенная деталь этого института: раньше, как и сейчас, многоженцы обычно составляли небольшое количество и в процентном отношении исчислялись однозначной цифрой. Ибо многоженство связано не только с богатством и потенцией мужчины, но и его талантом семейного «менеджера», а также особым менталитетом всего общества, чего нет у нас. В конце концов, это невозможно сделать против воли жены. Основа же этого вида брака в большинстве случаев – численный перевес женщин над мужчинами. Ныне эта проблема усугубляется наркоманией, алкоголизмом, пребыванием в местах не столь отдаленных, безработицей среди мужчин, а также элементарной их семейной безответственностью. К тому же обеспеченные люди могли бы решить проблему сирот – если не усыновить, то создать семейные детские дома.

Если бы не жизненная необходимость: материальное благополучие, быть женой и матерью, возможность воспитывать детей в семейной обстановке и т.д., то какая современная женщина согласится стать второй женой? Ведь это несопоставимо по многим параметрам с судьбой одинокой женщины или матери-одиночки. По крайней мере, институт восточной семьи более приемлем с демографической, человеческой, религиозной позиции, чем европейская моногамия с однополыми браками и легальной проституцией.

Однако в Казахстане вопрос стоит о том, чтобы возродить хотя бы моногамную семью, возродить семейные ценности и законодательно закрепить права семьи. Разводы в последние годы приняли угрожающие масштабы. Например, сотрудники городского загса подтверждают, что в Алматы за последние 6 месяцев число разводов выросло на 20 процентов.

Многие болезни современности вызваны игнорированием института семьи, законов природы. Есть даже медицинский термин «синдром одиночества». Ибо бездетного покидает энергия природы и пустоту заполняют страсти и болезни – он ведь «холост». И, наоборот, продолжение рода требует обязательной заботы о здоровье членов семьи. Издавна в рождении детей люди видели и свое физическое бессмертие. Недаром Шекспир написал: «И ты, когда тебя не сменит сын, свой полдень пережив, уйдешь один».

 

                                                                                                                                      Дастан  Ельдесов,

                                                                                                                               [email protected]

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз