ЗНАМЯ ПОБЕДЫ РАХЫМЖАНА КОШКАРБАЕВА
...Но то, что первыми были Кошкарбаев и Булатов, знали все командиры, вплоть до маршала Жукова...
Многие, особенно, те, чьи детство и молодость пришлись на времена Советского союза, знают по учебникам истории, а также по фильму "Освобождение", который смотрели всей страной, что знамя победы над Рейхстагом первыми водрузили младший сержант Кантария и сержант Егоров.Но как-то, читая Олжаса Сулейменова, я столкнулся с информацией, что, на самом деле, всё было несколько иначе, и впервые узнал имя Рахимжана Кошкарбаева. Сказать честно, я не мог в то время воспринять слова нашего выдающегося поэта и исследователя как истину в конечной инстанции, несмотря на то, что Олжас-ага был и остаётся для меня большим авторитетом. И только спустя годы, Время стало расставлять для широкой общественности всё по своим местам. И первой официальной информацией о подвиге нашего земляка для меня был видеосюжет, посвященный 60-тилетию Великой победы, который я увидел на телеканале "Хабар".
Так стала вырисовываться истинная картина исторических событий, теперь уже, 65-летней давности.
В конце апреля1945 года, не считаясь с неизбежными потерями, было решено штурмовать Берлин. Конкретной целью было взятие Рейхстага, здания парламента гитлеровской империи. Сталин поставил цель возвестить о победе к первому мая, дню солидарности трудящихся всей планеты. Решающий штурм был назначен на тридцатое число. К тому времени советские войска обложили Рейхстаг, и до цели оставалось всего метров триста. Королевская площадь, канал, заградительные сооружения. И всё это пространство – под шквальным огнём оборонявшихся фашистов. Первыми, кто преодолел его, и водрузил красное знамя на фронтоне Рейхстага, были казахстанец Рахимжан Кошкарбаев и россиянин Григорий Булатов.
Фронтовой товарищ Рахимжана Кошкарбаева Жанша Жанаев вспоминает: "Когда он туда добрался, немцы ещё сидели в подвалах и чердачных помещениях Рейхстага. Их ещё предстояло выбить оттуда. И, когда он флаг повесил, тут уже войска, которые находились на подступах и не могли пробиться, хлынули с криком "Ура!" Вот тогда уже стало ясно: Рёйхстаг пал, Берлин взят!"
Полковой флаг, который лейтенант Кошкарбаев и рядовой Булатов закрепили на фронтоне Рейхстага походил на кусок красной ткани. Позже, когда остальные бойцы Красной Армии прорывались в Рейхстаг, подобные знамёна устанавливали в самых разных местах. Но то, что первыми были Кошкарбаев и Булатов, знали все командиры, вплоть до маршала Жукова. Но поднять официальное Знамя Победы никого из них не назначили. "Это знамя было уже водружено 2 мая, когда военные действия притихли. И это было поручено назначенным представителям воинских частей. Это Кантария и Егоров, Они получили звания Героев Советского Союза. А вот те, кто водружал знамя первыми, так и не попали в эту категорию."- рассказывает Ж. Жанаев.
Егоров и Кантария так и вошли в официальную историю Великой Отечественной войны как первые, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Стране нужны были герои, и их отобрали по идеологическим соображениям.
После войны Рахимжан Кошкарбаев вернулся к мирной жизни. Работал директором гостинницы Алма-Ата. Его приглашали на встречи. Он рассказывал о войне, затаив в глубине души боль о т несправедливости. По этому поводу показательны строки из письма Григория Булатова, с которым они вместе совершили подвиг: "Уважаемый боевой друг Рахимжан! Читал я много газет и даже брошюр, и есть статья в журнале "Новый мир". Её пишет Субботин. Но ведь это на бумаге только, а где ж наш подвиг, и как он прославлен?.. Меня интересует, есть ли звание у тебя, ведь ты же был первый из офицеров у стен Рейхстага…" Как известно, Рахимжан Кошкарбаев так и не получил звание Героя Советского Союза. За него ходатайствовал перед Д.А. Кунаевым герой обороны Москвы панфиловец Бауржан Момыш-улы, и сам Кунаев представлял просьбу о награждении Кошкарбаева и Булатова в ЦК КПСС. Писали из Казахстана и "лично товарищу Леониду Ильичу Брежневу". Но ответа не было. Бауржан Момыш-улы, который дружил с Кошкарбаевым, имел доступ в российские архивы, и там нашёл документы. "Даже приказ о присвоении звания Героя Советского Союза, - вспоминала ныне покойная жена Рахимжана-ага Рахиля Сеитахметовна Яхина, - но там была подпись Сталина: "Отказать!" Почему? Потому что у него отец в 1937 году был репрессирован". Это была ещё одна личная драма Рахимжана Кошкарбаева, которая с болью в сердце с детских лет сопровождала нашего героя. Об этом и о многом другом, с лирической эпикой, достойной Шекспира, поведал замечательный казахстанский режиссёр Адиль Медетбаев в документальном фильме "Штурм" о Рахимжане Кошкарбаеве, снятом в 2005 году.
В 1988 году Рахимжана Кошкарбаева не стало. После обретения Казахстаном независимости, Указом Президента республики Нурсултана Назарбаева ему посмертно было присвоено звание "Халык Кахарманы".
По словам его дочери, Алии Рахимжановны, он никогда не впадал в уныние и не вёл себя как обиженный, потому что у него была очень сильная любовь к жизни. Рахимжан Кошкарбаев трижды избирался депутатом Советского районного Совета народных депутатов города Алма-Аты. Написал две книги: " Знамя Победы " и "Штурм". "Он жил сегодняшним днём" – вспоминает она. В отличие от Григория Булатова, который писал ему: "Невыносимо, Рахимжан, когда ко дню Победы тебе поручают выступить перед трудящимися, а кто-то с места кричит: "Если ты водрузил знамя на стене Рейхстага, то почему у тебя нет Золотой Звезды?"" В результате, Булатов, не выдержав тяжести этих обид, начинает пить, был судим, а затем и вовсе заканчивает жизнь самоубийством.
Как нельзя к месту высказывание Олжаса Сулейменова о том, что тех, кого не убили на полях сражений, добивают перьями.
Поэтому ещё один замечательный человек, Гражданин нашей Родины с большой буквы, кандидат исторических наук Болат Асанов, решил приложить все усилия, чтобы исправить это историческое недоразумение. Он 7 мая 2005 года лично отправил телеграмму Верховному Главнокомандующему вооруженными силами России В.В. Путину. В результате, Институт военной истории Министерства обороны Российской Федерации дал однозначный ответ: "Установленно, что подвиг Вашего земляка имеет документальное подтверждение… он был представлен к присвоению звания "Героя Советского Союза" … Из его наградного листа: "…30.04. 1945 г. ворвался в Рейхстаг и водрузил знамя победы"".
Булатом Асановым в 2008 году была издана книга "Знамя Победы. Запоздалая правда." Название говорит само за себя, и всё ещё содержит оттенок горечи. Причины этого можно понять, ознакомившись со статьёй "Безымянная табличка", опубликованной им в соавторстве с Дмитрием Олейниковым в 5 номере журнала "Родина" 2009 года. "В Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны табличка у копии самого знаменитого знамени по-прежнему остаётся безымянной. – так начинается она, -Просто: "Знамя, водружённое над Рейхстагом 30 апреля 1945 года". Между тем прошло уже более 10 лет со времени публикации, в которой журнал "Родина" рассказал о героях, первыми поставивших "красную точку советского знамени на чёрно-сером Рейхстаге". За это время накопились материалы, не только подтверждающую указанную версию, но и позволяющие многое дополнить и уточнить…30 апреля, в 16.20, когда в центре Берлина "перекрёстная стрельба трещала, визжала, шипела, бесновалась, рвала воздух, землю, металл, всё живое", шифровальщик Сачков передал начальнику штаба фронта генералу Малинину донесение из 3-ей Ударной армии:
"Шифровка №59225
отправлена 30.4. 45г. в 15:15. принята 30.4.45г. в 15:20.
14:25 30.4.45г. частями 79ск занят район рейхстага, над зданием рейхстага поднят флаг Советского Союза"
Вскоре в боевом донесении из штаба полка были названы конкретные имена: "В 14.25 30.4.45г. ворвались в здание рейхстага 1 стр. рота и взвод 2 стр. роты 1стр. батальона 674сп, с которыми было 6 человек разведчиков для установления флага над рейхстагом.
Командиром взвода разведки 1стр. батальона мл. лейтенантом Кошкарбаевым и бойцом разведвзвода полка Булатовым было водружено знамя над зданием рейхстага. Героизм и храбрость при водружении знамени проявили бойцы разведвзвода полка: ст.сержант Лысенко, Провоторов, Орешко, красноармейцы Габидуллин, Пачковский, Брюховецкий во главе с командиром разведвзвода лейтенантом Сорокиным…
Командир 674 сп подполковник Плеходанов…"
И для всей страны 30 апреля голос Юрия Левитана сообщил "от Советского информбюро": " войска Первого Белорусского фронта овладели рейхстагом и в 14 часов водрузили на нём знамя победы…
Некогда на запрос Булата Асанова пришёл обстоятельный, но неутешительный ответ из Главного управления кадров Министерства обороны РФ: "В результате изучения документов Центрального Архива Минобороны России установлено, что за подвиги, совершённые в апреле 1945 года при штурме Рейхстага, лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и красноармеец Булатов Григорий Петрович были представлены командиром 674 стрелкового полка к присвоению звания Героя Советского Союза. Это решение поддержали командиры 150 стрелковой дивизии и 79 стрелкового корпуса. Однако командующий 3-ей Ударной армии (генерал-полковник В.И. Кузнецов-авт. Б.Асанов) в пределах представленных полномочий изменил вид награды и своим приказом от 8 июня 1945 года №0121/н награлил Р.Кошкарбаева и Г.П. Булатова орденом Красного Знамени.
В настоящее время установить причины, по которым вышеназванным участникам Великой Отечественной войны не было присвоено звание Героя Советского Союза, а также изменить решение командующего 3-ей Ударной армии, не представляется возможным.
В соответствие с Положением о государственных наградах Российской Федерации повторное награждение за одни и те же заслуги не предусматривается." Тот же смысл в ответах на неоднократные запросы земляков Григория Булатова из Кировской области.
Что же делать?
Быть может, настало время учредить высшую награду СНГ, и в первую очередь наградить ею тех, кто связывает нашу общую историческую память? Наградить во имя общего, объединяющего прошлого. И во имя общего будущего."
После вопросов, поднятых Болатом Асановым и предложений, выдвинутых им, хочется закончить статью высказыванием известного писателя Бориса Горбатова. Прошу заметить, что "писать в духе социалистического реализма", означало в советскую эпоху "писать чистейшую правду". Спустя более полувека становится особенно понятным тот глубинный смысл, который в то время Б.Горбатов вкладывал в, казалось бы, высокопарные метафоры:
"…В самом деле, пора уже перестать сравнивать наших воинов с орлами и беркутами. Какой беркут может сравниться с казахом КОШКАРБАЕВЫМ, который на моих глазах вместе с другими товарищами водружал знамя победы над Рейхстагом?
Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический строй, иные образы, иная поэзия – поэзия социалистического реализма…" Литературная газета, № 101 от18.12 1948г.
Ержан АШИМ
Фото – Ержана Ашима и из личного архива, предоставленного дочерью Рахимжана Кошкарбаева Алиёй и его внуком Дауреном Кошкарбаевыми.
Опубликовано с небольшими изменениями в журнале "Достык"
qazaquni.kz