И. ТАСМАГАМБЕТОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ
2014 ж. 27 қазан
3167
16
22 октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назначил министром обороны республики Имангали Тасмагамбетова, до сих пор занимавшего пост акима Астаны. Есть ли это повышение или понижение статуса бывшего столичного акима? Это разные должности, разная сфера и «география» деятельности. Учитывая сложную международную обстановку, прежде всего украинский фактор и противостояние России и Запада, это очень ответственное назначение для укрепления обороноспособности и независимости страны.
С другой стороны, Тасмагамбетов показал себя хозяйственником, будучи акимом Алматы и Астаны. Достаточно сказать, что к 2015 году Астана войдет в состав четырех регионов-доноров республиканского бюджета. Бывший аким заслужил и особое место в глазах творческой интеллигенции своим трепетным отношением к культуре, поддержкой деятелей культуры, самостоятельностью и любовью к национальным корням.
Как общество потеряло нравственное здоровье?
Нынешнее время в глобальном плане – переломное по многим параметрам. Мы являемся свидетелями крушения многих базовых основ современной цивилизации в виде экономического, социального, идеологического, экологического и др. кризиса. Для своего выживания и развития общество должно адекватно реагировать на быстрые изменения в стране и мире. В связи с новыми глобальными угрозами проблемы образования, воспитания подрастающего поколения, нравственности, духовности выходят на передний план.
К сожалению, многие факты говорят о том, что мы меняемся ментально и морально в худшую сторону – рыночные отношения с Запада занесли и его социальные болезни.
Криминализация в наших учебных заведениях достигло такого уровня, что, кажется, и педагоги, и родители, и общество махнули на это рукой. Поборы, «крыша», «установка на счетчик», поделенные районы, общежития, школы среди криминальных групп, убийства студентов и школьников, суициды и т.д. Этому не препятствует даже появление в школах полицейских инспекторов. Увеличились и преступления сексуального характера.
Одна из основных ячеек государства – институт семьи – из-за бездумного копирования западных «ценностей» находится под угрозой. Наших детей не готовят к семейной жизни, им не преподают семейные ценности, а с помощью предмета «Валеология» готовят к сексуальной жизни; экраны телевизоров и компьютеров заполнены картинами насилия, изнасилований, продажной любви, газеты и сайты – объявлениями проституток и т.д. Моральная деградация, ранняя половая жизнь и материнство, брошенные дети, венерические заболевания, детская проституция – это неполный перечень негативных последствий, не говоря о торговле людьми.
В этом отношении симптоматично выступление бывшего акима Астаны Имангали Тасмагамбетова в ходе ежегодного августовского совещания работников образования столицы. Большая часть доклада Имангали Тасмагамбетова была посвящена новым угрозам в системе образования: низкой компьютерной грамотности учителей, деградации морали в обществе, «промывании мозгов» с целью внедрения ложных и неприемлемых в обществе пороков, росту криминала в школьной среде, отсутствии предмета по психологии семейных отношений и др.
Говоря о глобальной проблеме нравственности, экс-аким Астаны рассказал о технологии американского социолога Джозефа Овертона: «Используя определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью СМИ, можно незаметно для любого общества совершенно неприемлемое явление довести до общепринятой нормы, вплоть до закрепления в законах. Ярким примером работы этой технологии в планетарном масштабе служит запретная на протяжении столетий в религиозном мире тема нетрадиционных сексуальных отношений».
Можно понять возмущение Имангали Тасмагамбетова – непонятным образом школьное образование не смогло противостоять негативному влиянию Запада. Нравственное здоровье нации, основа которого формируется в учебных заведениях, осталось вне внимания наших педагогов, министерства, департаментов образования – наши дети вырастают хулиганами, преступниками, самоубийцами, наркоманами, девушками легкого поведения.
Говоря о воспитательной работе, тематике классных часов, бывший столичный аким отметил: «Уверен, что никто не обращает внимания на суть и содержание этих уроков, не говоря уже о системном подходе и контроле».
В самом деле, эта работа приобрела не только формальный характер, но и тематические «изыски». Например, по словам педагогов, Министерство образования и науки в День борьбы со СПИДом обязало классных руководителей проводить уроки по этой тематике среди школьников, начиная с 5 класса (!), будто в учебных заведениях идет эпидемия этой болезни! Ведь борьба с этой болезнью связана с пропагандой безопасного секса и раздачей известного изделия, что практикуется в школах Европы. Неужели наше МОиН переняло этот «прогрессивный» опыт полового воспитания, не предвидя их последствий?
Актуальная инициатива Тасмагамбетова
Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. Естественно, традиционное воспитание готовило детей, прежде всего, для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. Семейным ценностям придавали огромное значение и в советское время.
А ныне в школе детей не готовят к семейной жизни. Как отметил Тасмагамбетов: «До 2009 года предмет «Этика и психология семейной жизни» изучали учащиеся 10-11 классов 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Неудивительно, что исключение этого предмета прошло совершенно незаметно, как будто в вопросах психоэмоционального состояния учеников в наших школах все замечательно. Удивляет и то обстоятельство, как подростки могут изучать психологию семейных отношений, не пройдя элементарный базовый курс по этому предмету?».
В связи с этим экс-аким Астаны обратился к министру образования и науки РК Аслану Саринжипову с просьбой ввести уроки психологии в школах Астаны: «Я обращаюсь к Министерству образования с просьбой рассмотреть возможность введения на экспериментальной основе в некоторых школах Астаны предмета психологии и в ближайшее время – первое: разработать с участием компетентных психологов-практиков единое методическое пособие базового курса психологии с учетом исторического опыта, анализа актуальных для современного времени тем методик и форм преподавания. Второе: организовать внеурочные психологические тренинги с учениками старших классов по сложным мировоззренческим вопросам».
Ныне есть предмет по половому воспитанию «Валеология», который не является в РК обязательным, поэтому родители вправе требовать его отмены или изменения его программы в соответствии с особенностями традиционной семьи. Если уж вводить половое воспитание для молодежи (студентов и с разрешения родителей для выпускников школ), то в виде этики семейной жизни, в которой лишь небольшая часть – информация по сексологии. Одновременно необходимо расширять сеть бесплатных консультативных центров подготовки к браку, женских консультаций.
Возможно, необходима уголовная ответственность за занятия проституцией, ибо она вовлекает в свои ряды несовершеннолетних – 40 % «познавших любовь» школьниц в нашей стране оказывают услуги за плату. Можно использовать советский опыт – законодательно запретить проституцию.
Неудивительно, что наша молодежь в возрасте от 15 до 19 лет очень рано вступает в половые отношения. По данным статистики РК, 10 тысяч молодых девушек от 15 до 19 лет становятся беременными. Каждая 31-я девушка из тысячи производит на свет ребенка. Не секрет, именно эта категория матерей часто отказывается от своих детей.
Лучше меньше, да лучше
Тасмагамбетов затронул и такую проблему, как чрезмерную загруженность школьников: «Так, сегодня в Казахстане насчитывается 17 обязательных для изучения школьных программ, тогда как в развитых странах их количество не превышает 8-10 программ. При этом абсолютно не были учтены психологические и возрастные особенности учащихся».
Действительно, вызывает удивление обилие дополнительных предметов, вроде Самопознания, Валеологии, Сөз өнері, Мұқағалитану, Абайтану, Батыр-баба, Религиоведения и др., которые «размывают» знания по основным предметам. Сравните советскую школу – ничего лишнего. Образование нужно человеку, чтобы получить объективные представления о мире, научную картину мира. Ныне она заменена непонятным «винегретом» из системы Парфирия Иванова, религиозных праздников и представлений, информации о СПИДе, знания своей родословной и т.п.
В Казахстане есть школы, на которые можно ориентироваться. В частности, экс-аким Астаны отметил: «Учебные планы в обычных общеобразовательных школах не обладают необходимой гибкостью для внесения актуальных своему времени знаний. В то же время практика, которая использует гибкий подход, дает видимые результаты. Типичный пример – система казахско-турецких лицеев, которые выпускают более подготовленных выпускников. Так, 7-11 классы занимаются по дополнительным учебным программам по математике, информатике, физике, биологии, химии; с 7-го класса предметы естественнонаучного цикла углубленно изучаются на английском языке; проведение регулярного независимого мониторинга, в том числе проведение тестирований 4 раза в год по всем предметам и олимпиад 2 раза в год».
Имангали Тасмагамбетов поставил ряд задач перед городской системой образования: разработка объективных механизмов аттестации и переподготовки учителей с привлечением независимой структуры по регулярному тестированию; проанализировать опыт системы казахско-турецких лицеев и подготовить предложения по наиболее приемлемым методикам обучения для внедрения их в городские школы и др.
Доклад Тасмагамбетова на августовском совещании высветил множество проблем, в решении которых должны принять участие не только работники образования. Когда деградация морали затронула все общество, справиться с ней не под силу одним учителям и родителям. По большому счету – это вопрос выживания и развития всего общества.
Это выступление показало одну характерную черту экс-акима Астаны – его способность не только обозначить существенные проблемы отрасли, но и эффективные пути их решения, а впоследствии – добиваться поставленных целей. Несомненно, приход Имангали Тасмагамбетова в военное ведомство, которое в последние годы сотрясают коррупционные скандалы, а в складах взрываются боеприпасы, падают военные самолеты и вертолеты, гибнут солдаты и офицеры, призван устранить эти и другие негативные явления, навести порядок, улучшить психологическую ситуацию в армии и стране.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
qazaquni.kz